Социальная

Решение правительства о повышении помощи при рождении ребенка: решит ли это демографический кризис в Украине

На фоне обострившейся после полномасштабного вторжения критической демографической динамики Кабинет Министров Украины одобрил законопроект, предусматривающий существенное повышение единовременной помощи при рождении ребенка — с 10 300 до 50 000 гривен. В преддверии ожидаемых кадровых изменений правительство решило сделать красивый жест, который представляет это как шаг к усилению социальной защиты семей с детьми. Однако способна ли разовая финансовая помощь стимулировать семьи рожать детей? Этот законопроект может стать тестом: способно ли государство посмотреть в лицо демографической катастрофе и начать работать с его глубинными причинами, или снова пойдет по знакомому пути — попытается временно заглушить проблему финансовой инъекцией — быстрым, но поверхностным средством, которое не лечит болезнь, а только снимает симптомы.

Что предусматривает законопроект о комплексной поддержке семей до и после рождения ребенка

Денис Шмигаль анонсировал масштабные изменения в системе государственной поддержки семей с детьми. Кабинет Министров Украины одобрил законопроект, охватывающий выплаты после рождения ребенка, ежемесячное пособие по уходу, новую программу для родителей, которые хотят вернуться на работу, а также сохранение действующих форм социальной поддержки. Одним из главных пунктов документа является повышение единовременного пособия женщине после рождения ребенка. Теперь ее размер составляет 10 300 гривен, а после принятия нового закона эта сумма должна вырасти до 50 000 гривен.

Отдельно предусмотрен новый подход к женщинам, родившим ребенка, но не имеющим страхового или трудового стажа. На данный момент такая помощь не превышает 1000 гривен в месяц. После принятия законопроекта, ее предлагается повысить до 7000 гривен ежемесячно. Речь идет о фиксированной сумме, которая должна быть одинакова для всех без исключения женщин, которые не были официально трудоустроены или не имели страховых взносов перед рождением ребенка.

Еще одной новацией является ежемесячное пособие по уходу за ребенком до одного года. Она будет назначаться родителю или официальному опекуну и выплачиваться в течение первых двенадцати месяцев жизни ребенка. Конкретный размер этого пособия в законопроекте не зафиксирован — он будет установлен отдельным решением Кабинета Министров после принятия закона. Это положение станет дополнительной формой поддержки вне единовременной помощи после родов.

После достижения ребенком одного года родители смогут выбирать между двумя сценариями. Первый – возвращение к работе, второй – продолжение ухода за ребенком дома до трехлетнего возраста. Именно для этого в законопроекте предусмотрен запуск государственной программы «Если». Если родители выберут вариант возвращения к работе, государство будет ежемесячно выплачивать им 8000 гривен. Если же будет выбран второй вариант, за мамой или папой будет сохраняться уплата единого социального взноса (ЕСВ) в полном объеме до момента, когда ребенку исполнится три года. Это позволит зафиксировать страховой стаж и не прерывать трудовую историю даже в случае временного пребывания дома.

Законопроект также содержит положения о сохранении уже действующей программы «Упаковка малыша». Родители и дальше будут иметь право выбора: либо получить набор вещей для новорожденного, либо оформить денежную компенсацию. Сумма компенсации не изменилась и составляет более 7500 гривен.

Отдельно премьер-министр сообщил еще об одной инициативе, которая касается не новорожденных, а детей школьного возраста. Правительство утвердило программу «Упаковка школьника» — одноразовую денежную помощь для родителей детей, которые будут учиться очно. Размер этой помощи составит 5000 гривен. Средства можно будет использовать на приобретение одежды, обуви, школьных принадлежностей или других необходимых вещей. Согласно объяснению, механизм начисления будет аналогичен действующей практике с компенсацией за «Упаковку малыша».

Премьер-министр очертил инициативу как изменение государственного подхода к социальной политике в сфере материнства и детства. По его словам, правительство не просто обновляет отдельные выплаты, а внедряет систему, которая учитывает потребности семей на всех основных этапах — от рождения ребенка до его поступления в школу. В рамках этой системы предусмотрены как прямые денежные перечисления, так и дополнительные механизмы, связанные с трудоустройством, страхованием и выбором поведения после родов.

Документ должен быть рассмотрен в Верховной Раде, в случае принятия он станет действующим законом, и указанные положения вступят в юридическую силу после официального опубликования и утверждения всех подзаконных актов. Кабинет Министров также получит полномочия на определение конкретных параметров ежемесячного пособия, в том числе сумм, сроков начисления и порядка подачи заявлений.

Финансовая помощь вместо комплексной политики

Принятый правительством законопроект помочь семьям и увеличить размер одноразовой помощи при рождении ребенка, безусловно, выглядит привлекательно. Однако эти точечные решения не изменят траекторию демографического спада в Украине, а наоборот, могут усугубить ряд социальных проблем, если останутся оторванными от более широкой системной политики. Финансовый бонус не способен заменить чувство безопасности, социальной стабильности, доверия к будущему. Именно они, а не единовременная денежная сумма, являются решающими для того, решится ли молодая семья на ребенка в условиях войны и нестабильности.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Социальная рана: наркотики все больше увлекают современное общество

В общественной памяти до сих пор свежий пример начала 2000-х, когда существенное увеличение выплат по рождению ребенка привело не к бэби-буму, а к волнам социальных злоупотреблений. В программе массово приобщились люди с низкой социальной ответственностью, которые восприняли ребенка как инструмент заработка. Уже через несколько недель после выплат значительная часть новорожденных оказалась в интернатах или была покинута. Государство потратило миллиарды на стимулирование самой уязвимой части населения и не получило прироста здорового, социально включенного поколения.

Сейчас, когда минимальная зарплата в Украине составляет 8000 грн, а ежемесячное пособие на ребенка – 7000 грн, у части социально уязвимых групп возникает иллюзия «альтернативной занятости». Вместо того чтобы искать работу, лечить зависимости или проходить реабилитацию, отдельные лица будут видеть в детях источник пассивного дохода. В реалиях бедности, алкоголизма и бесконтрольности такие «инвестиции в рождаемость» могут по-прежнему завершиться трагедиями: брошенными детьми или выброшенными на помойку младенцами. Сейчас эти случаи не единичны.

Последствия такой политики хорошо известны: некачественный прирост населения, расходы на интернаты и криминализация социальной среды. В то же время семьи, имеющие средний доход, образованность, интегрированность в общество, не реагируют на такие выплаты от государства, потому что их решения опираются на совсем другие критерии.

Следует понимать, что человек решает родить ребенка не из-за денежных выплат, а делает это тогда, когда чувствует себя защищенным, видя перспективу на 10–20 лет вперед. Безопасность, доступное жилье, качественная медицина, честная налоговая система, предполагаемая экономика – вот что создает среду, благоприятную для рождаемости.

Украинское общество находится в состоянии затяжной турбулентности: полномасштабная война, непрерывные ракетные атаки, миграция, потеря имущества, разрушенная медицинская и образовательная инфраструктура, размытые перспективы послевоенного восстановления. В такой среде рождаемость падает не из-за нехватки 50 тысяч гривен, а из-за неуверенности, что этого ребенка будет чем кормить, лечить, обучать и защищать. К этому добавляется еще один фактор: массовый отъезд молодых женщин рожающих репродуктивного возраста за границу, но уже не в Украине. То есть родина перестает быть для них центром безопасности. Повышение выплаты на ребенка в таком случае не является аргументом, когда жизнь стабильнее и перспективнее на чужбине.

Кроме того, Украина пытается копировать одну из частей модели стимулирования рождения детей европейских стран – денежный компонент, игнорируя все остальные. При этом и сам этот компонент оказывается гораздо скромнее, чем был в нашей стране: если в 2012 году выплата при рождении ребенка составляла 27 900 грн. Следовательно, сумма уменьшилась втрое. Граждане это видят и делают соответствующие выводы.

Опыт других стран по выходу из демографического кризиса

Успешные примеры разрешения демографического кризиса в разных странах доказывают, что ни одна страна не смогла повысить рождаемость исключительно посредством денежной помощи. Там, где удалось приостановить спад, использовался комплексный подход: социальная инфраструктура, поддержка работающих родителей, долгосрочные налоговые стимулы и т.д.

Франция считается одним из лидеров в Европе по уровню рождаемости, по данным Евростата, она имеет самый высокий общий коэффициент рождаемости в Европейском Союзе, с показателем 1,8 новорожденных на одну женщину. Это выше среднего показателя по ЕС, который составляет 1,46. И это результат длительной разумной демографической политики. Французская модель не ограничивается единовременными выплатами, в стране работает система универсальных семейных надбавок, независимо от дохода. Семьи с двумя детьми получают ежемесячное пособие, которое растет с каждым последующим ребенком.

Главным в этом является то, что созданы условия, позволяющие совмещать материнство и профессиональную деятельность. Это разветвленная сеть бесплатных детских садов, гибкий график работы, отпуск по уходу за ребенком для родителей, многочисленные налоговые льготы для семей. Кроме того, существует система coef familiar, которая снижает налоговую нагрузку на семью пропорционально количеству детей.

В Швеции рождаемость тоже стабильно высока с показателем 1,7 новорожденных на одну женщину. Одной из причин этого является разветвленная система отпусков по уходу за ребенком: 480 оплачиваемых дней, из которых оба родителя должны использовать не менее 90 дней каждый. Это стимулирует мужчин активно приобщаться к воспитанию, а женщин не терять связь с рынком труда.

Семьи с детьми получают ежемесячную фиксированную помощь (barnbidrag), но большую роль играют не деньги, а институты: качественная бесплатная медицина, доступ к садам, льготный транспорт, льготное жилье. Государство также финансирует программы поддержки молодых матерей, психологическую помощь, обучающие программы.

После воссоединения Германии страна столкнулась с обвальным падением рождаемости, особенно в восточных регионах. В течение 2000-х правительство реформировало политику: была введена «Elterngeld» – денежная помощь для родителей в первые 14 месяцев жизни ребенка, пропорциональная их предварительному доходу. Это позволило снизить страх потери заработка. Дополнительно страна активно инвестировала в расширение сети государственных детских садов – между 2006 и 2019 годами количество мест в яслях увеличилось втрое. Это снизило барьеры для женщин на рынке труда. В сочетании с продуманной миграционной политикой (активная интеграция беженцев и трудовых мигрантов), Германия смогла стабилизировать демографическую ситуацию.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Недетские проблемы: влияние войны на психическое состояние детей Украины

Япония является примером страны, где деньги сами по себе не принесли эффекта. Там правительство годами повышало денежные выплаты, запускало кампании типа «один район – один ребенок», стимулировало компании поддерживать отцовство. Однако рождаемость оставалась одной из самых низких в мире (менее 1,4). Это заставило власть перейти к структурным изменениям – реформированию традиционного трудового уклада, борьбе с чрезмерной занятостью мужчин. Государство начало поддерживать работодателей, внедрявших флекс-тайм, позволяло работать из дома родителям маленьких детей, меняло образовательную политику в школах, чтобы воспитывать равноправное отношение к ролям матери и отца.

Южная Корея потратила миллиарды долларов на денежные программы по стимулированию рождаемости. Родители получали пособие при рождении, муниципальные льготы, бонусы. Однако параллельно – сохранялся гиперконкурентный рынок труда, отсутствие садиков и дискриминация работающих матерей. Результатом стала рекордно низкая рождаемость (менее 0,8 в 2024 году). Сейчас правительство Южной Кореи вынуждено радикально менять подходы: внедрять бесплатные ясли, программы раннего образования, бороться со стрессом и депрессией среди родителей, формировать новую социальную культуру поддержки семьи.

Италия долго держалась на политике скромных денежных бонусов и налоговых льгот, надеясь, что это будет стимулировать рождаемость. Однако без доступной инфраструктуры по уходу за детьми, без реформирования рынка труда, без уменьшения непредсказуемости жизни – ситуация только ухудшалась. В 2022-2024 годах рождаемость снизилась до 1,2. Сейчас правительство Италии меняет подход: вместо прямой помощи – строительство садов, поддержка молодых семей жильем, субсидированные кредиты, расширение программ поддержки женщин в сфере занятости.

Следует отметить, что успешные модели демографической политики, реализуемые в разных странах, обладают рядом общих черт, которые позволили либо стабилизировать уровень рождаемости, либо смягчить темпы его падения. Речь идет не об изолированных решениях или денежных стимулах, а о многокомпонентных подходах, охватывающих социальную, экономическую и культурную сферы. Прежде всего, ключевой является переориентация с прямой денежной помощи на системное развитие социальных услуг. Это означает создание такой среды, в которой семья не боится рожать: доступны детские сады, медицинское обслуживание, психологическая поддержка родителей, поддержка материнства и отцовства в образовательных и трудовых структурах. Там, где родители уверены в том, что их ребенка будет кому присмотреть, вылечить, научить, решение о рождении второго или третьего ребенка становится более взвешенным и менее рискованным.

Второй особенностью является полноценная поддержка обоих родителей, а не только матери. Самые успешные страны, такие как Швеция, Норвегия, Исландия, ввели оплачиваемые отпуска обоих родителей, причем часть дней отец обязан использовать лично. Это не только разгружает мать, но и способствует культурному смещению в сторону равноправного отцовства. Мужчины начинают больше включаться в воспитание с первых месяцев, что положительно влияет на стабильность семей и желание иметь еще детей.

Третьей общей чертой стран является плановость и долгосрочность политики. Демографические решения не работают в годовом бюджетном цикле. Они дают результат только тогда, когда реализуются в горизонте десятилетий без резких изменений правил игры. У успешных стран есть стабильные программы поддержки семей, которые действуют более 10–15 лет. Это формирует доверие государству: молодые люди знают, что после рождения ребенка они не потеряют работу, не останутся без садика или врача, а система поддержки не исчезнет вместе с новым министром.

И, наконец, работа с образованием и культурой. Во многих странах (Финляндия, Франция, Япония) проводятся широкие кампании, изменяющие отношение к семье, отцовству, поддержке детей. Они формируют новое представление о роли отца, об уважении к многодетным семьям, об ответственном отцовстве. Именно эти долгосрочные усилия закладывают основу для изменений, не происходящих из-за денег, а из-за изменения норм и ожиданий в обществе.

Украине следует изучать именно эти примеры, а не копировать изолированные денежные решения. Улучшение демографической ситуации возможно только при комплексном и системном подходе со стороны государства. В первую очередь, это стабильность. Во-вторых – социальная политика нового типа. Она должна включать действенные меры по созданию условий для возвращения беженцев из-за границы, налоговые льготы для работающих родителей, бесплатные детсады с гарантией качества, расширение доступа к медицинским услугам для беременных и детей, обеспечение жильем молодых семей, реформы рынка труда для женщин с детьми. Нужны долгосрочные программы семейного сопровождения, где поддержка не разовая, а системная. Это сложнее, чем просто дать семьям 50 тысяч, но это даст результат.

В-третьих – смена парадигмы. Государство должно прекратить относиться к детям как к «клеточке в графе» или «пункту бюджета». Каждый ребенок является гражданином, которому необходима безопасная среда для развития. Увеличение суммы пособия при рождении ребенка является жестом, а не реформой, простым решением сложной проблемы. Однако, как свидетельствует опыт последнего времени, именно простые решения в сложных ситуациях порождают новые проблемы.

Если правительство и парламент действительно хотят бороться с демографическим кризисом, то следует начинать с безопасности, стабильности, действенных реформ и доверия. Рождаемость начинает расти там, где есть перспективы удачного будущего, а не там, где разово дают деньги.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button