С 1 сентября 2025 года правительство не будет финансировать малокомплектные школы

Украина готовится к масштабной реформе, вызвавшей волну обсуждений, споров и даже возмущение в обществе. С 1 сентября 2025 года малокомплектные школы, где учится менее 45 учеников, потеряют государственное финансирование. Решение Кабинета Министров направлено на оптимизацию образовательной системы и повышение качества обучения, однако оно уже разделило общественность на тех, кто видит в этом шанс развития, и тех, кто боится упадка сельского образования.
Решения правительства относительно малокомплектных школ
Правительство объясняет этот шаг желанием обеспечить доступ детей к более качественному образованию. Большие школы имеют больше ресурсов, лучшее оснащение и разнообразный преподавательский состав, что создает более широкие возможности для учащихся. Министерство образования и науки Украины отмечает, что обучение в условиях малокомплектных школ часто лишает детей полноценного развития. Когда в классе учится всего 5-6 учащихся, они имеют ограниченную возможность взаимодействовать, соперничать, учиться друг у друга и развивать навыки социализации.
Еще одной проблемой таких школ является нехватка профессиональных педагогов. Учителя нередко вынуждены преподавать предметы, не соответствующие их специализации, или работать на неполную ставку, что влияет на качество образования и мотивации педагогов. Все это, по словам Министерства, находит отражение в низких результатах учащихся на внешнем независимом оценивании и международных тестах, таких как PISA.
Однако решение прекратить финансирование таких школ вызвало множество вопросов. Критики реформы считают, что она может привести к закрытию многих учебных заведений в сельской местности, где альтернативы малокомплектным школам просто нет. Для многих детей это означает необходимость преодолевать значительное расстояние до ближайшей школы, что может стать серьезным препятствием, особенно зимой или в условиях плохой транспортной инфраструктуры.
Местные власти получили возможность самостоятельно решать судьбу таких заведений. Если у общества есть желания и ресурсы, оно может продолжать финансирование школ из своего бюджета. В то же время правительство подчеркивает, что решение не затронет начальные и специальные школы, где учатся дети с особыми образовательными потребностями. Это призвано защитить наиболее уязвимые категории учащихся.
Основная цель этой реформы
Основная цель этой реформы, по словам ее инициаторов, состоит в создании условий, когда все дети, независимо от места жительства, будут получать одинаково качественное образование. Большие школы имеют лучшие возможности для внедрения современных образовательных методик, организации кружков, спортивных секций и культурных мероприятий. Правительство надеется, что реформа стимулирует общества оптимизировать образовательную сеть, создавая опорные школы с развитой инфраструктурой и транспортной доступностью.
Впрочем, скептики подчеркивают, что реформа может привести к дальнейшей депопуляции сельской местности. Закрытие школ может стать еще одним аргументом для молодых семей покидать деревни в пользу городов, где образовательные перспективы для детей выглядят более привлекательными.
В обществе продолжаются острые дискуссии о будущем украинского образования. С одной стороны, очевидно, что качество обучения во многих малокомплектных школах не отвечает современным стандартам. С другой стороны, важно учесть реалии жизни в селах, где школа часто не только образовательный, но и социальный центр общества. Вместо ожидаемого повышения уровня образования может возникнуть риск изоляции детей, которые не смогут посещать школы из-за отсутствия транспорта или других объективных причин.
Решение о прекращении финансирования малокомплектных школ является одним из многих шагов в направлении реформирования образовательной системы. Но станет ли этот шаг положительным сдвигом, или усугубит проблемы неравенства – покажет лишь время и способность местных властей адаптироваться к новым условиям.