С 1 сентября 2025 года стартует программа «Школа офлайн», введенная правительством в условиях военного положения

Качественное образование является краеугольным камнем развития любого государства. Особенно это становится актуальным во времена испытаний, когда страна борется за свою независимость. Украинские дети, даже в сложнейших условиях войны, должны получать знания, которые не только обеспечивают их будущее, но и укрепляют дух нации. Война ставит перед обществом вызовы, но открывает возможности для трансформации образовательной системы. В этом контексте программа «Школа офлайн», которая будет работать с 1 сентября 2025 года, является одним из ключевых шагов государства в обеспечении образовательных потребностей школьников в условиях военного положения.
Особенности программы «Школа оффлайн»
Программа «Школа офлайн» анонсировал министр цифровой трансформации Михаил Фёдоров. Она направлена на создание безопасной и качественной образовательной среды для детей даже в самых тяжелых обстоятельствах. В рамках программы предусмотрено несколько основных направлений:
- Строительство укрытий для школ в прифронтовых регионах. На это правительство выделило 7,5 миллиарда гривен, что позволит вернуть учеников к очной учебе. Это не только обеспечит безопасность, но и будет способствовать нормализации учебного процесса.
- Образование для школьников за границей. Для украинских детей, вынужденно оказавшихся за пределами страны, будет организовано изучение ключевых предметов с украиноведческим компонентом: украинский язык, литература, история и география Украины. Их оценки из зарубежных школ будут учтены при формировании украинских аттестатов.
- Очная учеба для учащихся в безопасных регионах. Для детей, которые переехали в более спокойные области, будут обеспечены места в местных школах. Это позволит им посещать занятия в очном формате.
- Педагогический патронаж для детей с временно оккупированных территорий. Каждому школьнику будет закреплен учитель, который будет работать с ним индивидуально по гибкому графику. Это позволит детям сохранить доступ к образованию даже в условиях оккупации.
Образование как часть стратегии выживания
Война внесла существенные изменения в процесс образования, заставив искать новые подходы и формы обучения. Однако не все инициативы встретили одобрение. Так, директор Лисичанского лицея №4 Андрей Живага обращает внимание на риски, возникающие по причине ограничений дистанционного обучения.
В 2024 году Министерство образования и науки Украины издало ряд приказов, которые изменили формат дистанционного образования. Сначала это вызвало волну возмущения среди педагогов и родителей. общин. Это, по мнению Живаги, ограничивает право родителей на выбор формата обучения для своих детей.
Вызовы для школ и педагогов
Дистанционное обучение остается важным инструментом, особенно для детей, не имеющих возможности посещать школу очно. Тем не менее, новые правила ставят под угрозу существование малонаполненных классов в дистанционных школах. Основная проблема состоит в финансировании: принимающие общества не получают дополнительных средств для содержания увеличенного количества учащихся. В результате это может привести к сокращению классов и потере работы для многих учителей.
Андрей Живага отмечает, что учителя-переселенцы часто работают на полторы ставки, чтобы обеспечить себя финансово. Переход на одну ставку из-за сокращения классов станет для них серьезным ударом. «Учителя-переселенцы часто работают на полторы ставки, чтобы выжить. Переход на одну ставку для них — финансово невыгоден», — объясняет он.
Программа «Школа офлайн» демонстрирует стремление государства обеспечить доступ к образованию для каждого украинского школьника, несмотря на вызовы, вызванные войной. В то же время необходимо сохранять баланс между очной, дистанционной и индивидуальной учебой, чтобы учесть потребности всех категорий учащихся. Каждый шаг на этом пути является инвестицией в будущее детей, а также вкладом в восстановление Украины как сильного и независимого государства.