С момента обретения Украиной независимости в 1991 году страна потеряла 42% школ

Образование является одним из самых важных фундаментов будущего нации. Обеспечение доступа к качественному обучению для детей является основой социального, экономического и культурного развития страны. Однако во время войны и длительных кризисных периодов эта базовая потребность оказывается под угрозой. Сокращение количества школ, отсутствие должного финансирования и снижение доступности образования становятся не просто проблемами, а вызовами, влияющими на целые поколения украинских детей.
Масштаб сокращения школ: тревожная статистика
Как отметил юрист Владимир Богатырь, со времени обретения Украиной независимости в 1991 году страна потеряла 42% школ. К началу 1991/92 учебного года, когда Украина только обрела независимость, в стране насчитывалось 21,9 тысяч заведений среднего образования. В них обучалось 7,102 миллиона учащихся, которых преподавало 543 тысячи учителей (в среднем один учитель на 13 учащихся). Интересно, что даже в сложные времена 90-х годов система образования развивалась. Самые высокие показатели были зафиксированы в 1995/96 учебном году: 22,3 тысячи школ, 7,143 миллиона учащихся и 596 тысяч учителей.
Фото: ukranews.com
Кроме того, Владимир Богатырь приводит еще такую тревожную информацию. По данным на 2023-2024 учебный год, в Украине осталось всего 58% от количества школ, которые существовали на момент обретения независимости (12,7 тысячи). В них учатся 3,906 миллиона учащихся и работают 390 тысяч учителей, что составляет соответственно 55% и 71,8% от показателей 1991 года. В то же время, с 2014 года статистика не включает данные с временно оккупированных территорий и зон боевых действий, однако тенденция к уменьшению количества школ и учащихся наблюдалась еще до этого периода. Интересно, что с 2014 по 2022 год, несмотря на сокращение количества школ, количество учеников у них росло. Более подробную динамику можно просмотреть на соответствующей инфографике.
Данные о количестве ликвидированных и вновь школ, предоставленные Институтом образовательной аналитики Министерства образования и науки, свидетельствуют о существенных диспропорциях. Особенно показательны показатели 2020/21 учебного года, когда было закрыто 249 школ, а открыто только 9.
По словам Богатыря, особой проблемой остается сельское образование. В селах традиционно больше школ, чем в городах (по последним данным, на 41,3%), но учащихся в сельских школах гораздо меньше — в 2,5 раза. К тому же качество образования в селах часто ниже, что подтверждают показатели успеваемости, а доступность обучения тоже оставляет желать лучшего. Это напрямую связано с эффективностью использования бюджетных средств, поэтому закрытие школ в селах происходит активнее. В 2020/21 году в городах было ликвидировано 27 школ, а в селах — 222. В то же время в городах открыли 7 новых школ, а в селах — только 2.
Фото: ukranews.com
Как отмечает Богатырь, по информации Госстата Украины, в 2023/2024 учебном году количество государственных и коммунальных учреждений общего среднего образования по всей стране сократилось до 12 247, что на 1 338 (или 10,6%) меньше по сравнению с 2021/2022 годом, и это уменьшение охватило все регионы.
В то же время, количество частных школ возросло: в 2023/2024 году их стало 454, что на 48 больше, чем в 2021/2022 (406). Больше новых частных заведений открылись в Киевской области (+9) и городе Киеве (+14). Также рост отмечен в Винницкой (+2), Волынской (+1), Днепропетровской (+6), Ивано-Франковской (+3), Кировоградской (+2), Львовской (+6), Одесской (+4), Полтавской ( +1), Тернопольской (+2), Черновицкой (+3) и Черниговской (+1) областях.
Сельские школы государственной и коммунальной формы собственности также претерпели значительное сокращение: с 8 412 в 2021/2022 учебном году до 7 396 на начало 2023/2024 года.
Причины сокращения школ
Владимир Богатырь объясняет, что основными причинами такого сокращения есть демографический кризис, уменьшение численности населения и снижение рождаемости. Эти факторы создают ситуацию, когда государство постепенно теряет потребность в наличии значительного количества учебных заведений, особенно в сельской местности.
«Решить проблемы сельского образования до сих пор не удалось. Единственным эффективным способом решения этих проблем часто становится ликвидация школ вместе с самими проблемами. В то же время с сокращением населения и уменьшением рождаемости исчезает и потребность в образовательных услугах», – отмечает Богатырь.
Он также напоминает о гарантиях, закрепленных в статье 53 Конституции Украины, где каждому гражданину гарантируется право на образование:
«Преамбула и статья 1 Конституции Украины определяют Украину как демократическое, социальное и правовое государство. Задумаемся, что из этого осталось в Украине на сегодня.
Конституционной характеристикой Украины как социального государства является обеспечение эффективной реализации прав граждан страны на образование, что обязывает правительство осуществлять политику, направленную на обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей всех социальных слоев и групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.
Социальное государство обязуется обеспечить каждому члену общества достойный современного человека минимум социальных благ и развитие. Создание социального государства в Украине отвечает мировым тенденциям общественного развития и должно гарантировать наиболее эффективный способ сочетания основ свободы и власти с целью обеспечения благосостояния личности и общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении результатов общественного труда. Принцип социальной справедливости реализуется, в частности, путем равного доступа граждан к образованию.
Статья 53 Конституции гарантирует каждому право на образование. При этом полное общее среднее образование в Украине обязательно. Государство обеспечивает его доступность и безвозмездность.
Очевидно, что эти гарантии работают в городах. Решить проблемы сельского образования пока не получилось. Единственным эффективным способом остается ликвидация школ вместе с их проблемами.
Владимир Богатырь резюмирует:
«Очевидное несоответствие реального состояния образования конституционным гарантиям, неравенство в доступе к качественному образованию между городами и селами все стало обыденностью, поэтому, рассчитывая сами на себя, вспомним Кобзаря: «Учитесь, братья мои, думайте, читайте, и чужому учитесь, и своего не сторонитесь «.