Социальная

Школьный старт: когда лучше отправлять ребенка в школу в условиях 12-летнего образования

Совсем скоро раздастся первый звонок, сзывая детей на обучение. Сейчас перед родителями до сих пор стоит непростой выбор: в каком возрасте лучше всего отправлять ребенка в первый класс в условиях новой 12-летней системы образования. Родители, педагоги и психологи активно обсуждают преимущества и недостатки как раннего, так и более позднего старта обучения. Одни считают, что раннее поступление в школу поможет ребенку лучше адаптироваться к учебному процессу, тогда как другие убеждены, что более зрелый возраст позволяет избежать стрессов и обеспечивает более осознанное восприятие материала. В современных условиях эта дилемма становится еще более актуальной, поскольку вопрос подготовки к школе часто связан с социальными и психологическими аспектами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие ребенка.

Следует отметить, что от этого выбора зависит не только академический успех ребенка, но и его социальная и эмоциональная адаптация. Этот выбор также приобретает еще большую актуальность в свете намерений Министерства образования и науки Украины ввести 12-летнюю систему образования. Оно сыграло не последнюю роль в возникновении этой проблемы, так и оставив ее решение по усмотрению родителей, без конкретики.

Согласно предписанию подпункта 3 пункта 3 Закона Украины «Об образовании» установлено, что обучение соискателей образования по программам 12-летнего полного общего среднего образования стартует в несколько этапов:

  • начальное образование – 1 сентября 2018;
  • базовое среднее образование – 1 сентября 2022;
  • профильное среднее образование – 1 сентября 2027 года.

Какой оптимальный возраст для начала школьного обучения

Предложение Министерства образования и науки Украины о внедрении 12-летней системы образования имеет целью улучшить качество образовательных стандартов и способствовать гармоничному развитию учащихся в условиях современного мира. Очевидно, что эта реформа оказывает влияние на традиционный подход к возрасту начала обучения.

Если отдать ребенка в первый класс в 5 лет, то окончит он школу в 17 лет. Если будущий школьник начнет обучение в возрасте 6 лет, то окончит 12 класс в 18 лет. А если пойдет в первый класс в 7 лет, как было принято при советской системе обучения, то, вообще, закончит в 19 лет.

Психологи, педагоги и медики разделились в своих взглядах относительно того, когда дети готовы к обучению в школе. Есть сторонники ранней учебы, чтобы ребенок не терял впустую время.

Мария Маслюк, многодетная мать:

«Я пошла в школу в 5 лет и, откровенно говоря, не жалею об этом. В садике, где я училась, моим родителям сказали, что если оставить меня еще на 1 год, то мне будет грустно. Я знала все школьные азы, мне было бы неинтересно проходить еще год все то же, что я уже и так знала. Родители прислушались к мнению методистов и отдали меня в школу в 5 лет. За все 11 лет учеба в школе не чувствовала, что меньше года или хуже что-то знаю”.

Анастасия Березюк, психология:

«С 4-х лет я начала думать об 1 классе, поскольку уже тогда было известно о 12 годах обучения. Я обратилась к 4-м специалистам: логопеду, детскому психологу (мама-психолог не всегда может дать объективную оценку своему ребенку), репетитору по подготовке к школе и тренеру по спорту. Подобная подготовка принесла свои плоды: по выводам психолога в детском саду нам было рекомендовано идти в 1 класс в 5 лет. Да и ребенок просил отдать его в школу. По результатам двух лет успеваемость на уровне – выше среднего, поведение осознано, соответственно существенных минусов я не увидела и ребенок доволен».

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Мелодии нового времени: как украинцы перезагрузили свои музыкальные предпочтения в последнее время

Ольга Ваганова, учительница:

«Мое мнение — чем раньше человек присоединится к взрослой жизни, тем лучше. У меня не было сомнений, что сын должен уйти в тот год, когда ему исполнится 6, хотя на 1 сентября ему было еще 5. Во-первых, Вова ходил на подготовительные. Во-вторых, в первом классе даже домиков и оценок нет. То есть вхождение максимально плавное и комфортное. Сейчас Вове 15 и он действительно младше года от большинства одноклассников, но проблем ему это не создает. Я – за начало 5 лет”.

Исследователи, поддерживающие такой подход, считают, что раннее начало обучения стимулирует интеллектуальное развитие ребенка и формирует все социальные навыки.

Однако некоторые эксперты и родители утверждают, что раннее начало обучения создает чрезмерную нагрузку на еще не сформировавшуюся психику и физическое здоровье ребенка. Они отмечают, что нужно давать ребенку возможность свободно развиваться, пока он не достигнет того периода, когда будет наиболее готова к организованной учебной деятельности.

Виктор Громовой, заслуженный учитель Украины и редактор портала «Образовательная политика»:

«Возраст не имеет значения. Все зависит от готовности ребенка к школе. Есть дошкольники, которые готовы в 6 лет, а есть те, которые – в 7. Иногда родители считают, если ребенок имеет определенные знания, то готов к школе, но это не так. Все зависит от уровня его физической зрелости. В противном случае ребенка ждет сложное и стрессовое обучение.».

Инна Молчанова, мать школьницы:

“Если во время полномасштабной войны малышка пойдет в школу, а потом перейдет на дистанционку, то о качестве образования вообще речь не идет.  Не стоит уносить детство. У нас можно и с 3 лет «посадить ребенка за парту» на учебных курсах. Я бы так не поступала”.

Наталья Пика, мать школьника:

«В 5 или 6 лет дети не готовы к обучению. Ни морально, ни физически. Они не готовы сидеть за партой несколько часов и слушать учителя.»

Зарубежный опыт

Согласно анализом образовательных систем стран Европейского Союза, в европейских странах полное общее среднее образование продолжается:

  • не менее 12 лет – в 19 странах;
  • 13 лет – в 17 странах;
  • 14 лет – в 2 странах.

Только учащиеся в Украине, Азербайджане, Беларуси и России до сих пор находятся на 11-летней системе обучения, а право решать с какого возраста идти ребенку в школу, с 6 или 7, принадлежит родителям. Армения, Грузия и Молдова уже перешли на 12-летнюю систему обучения. Дети в школах Австрии, Германии, Нидерландов, Франции, Португалии, Бельгии, Греции и Албании идут в школу в возрасте 6 лет и учатся 12 лет.

В Великобритании и США дети начинают учиться в 5-6 лет, что соответствует рекомендациям ЮНЕСКО. Продолжительность обучения в Соединенном Королевстве составляет 13 лет, а в США – 12 лет.

Дольше всего учатся в Ирландии — целых 15 лет, правда, и стартуют в обучении маленькие ирландцы тоже раньше всех — в возрасте 4 лет. В Северной Ирландии школьники тоже идут в 4 года в первый класс, но учатся 14 лет. А вот в Швеции, Норвегии и Финляндии возраст начала школьного обучения составляет 7 лет. Кстати, именно Финляндия демонстрирует один из лучших показателей в мире по уровню образования.

Начальное образование в разных странах продолжается по-разному — от 4 до 7, а иногда даже до 8 лет. В тех странах, где школьники начинают обучение с 5 лет, дошкольное образование является обязательным и финансируется государством. Обучение с пятилетками проводится в игровой форме с соблюдением требований и правил, где учащиеся учатся контролировать свое эмоциональное состояние, приобретают социальные и бытовые навыки и тем самым получают подготовку к начальной школе.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Война и бездомные животные: почему стерилизация так важна

Эксминистрист Лилия Гриневич отмечает, что для начала школьного обучения ребенок должен достичь определенного уровня зрелости. Также она указывает на важность установления продолжительности обучения 12 лет.

«В Европе и многих ведущих образовательных системах мира – в странах, имеющих соответственно лучший уровень качества подготовки человеческого капитала – учатся в школе до 18-ти, а порой и до 19-ти лет. Потому что в 18 лет человек более подготовлен и зрел до следующего выбора и самостоятельности».

Преимущества и недостатки внедрения 12-летней системы образования

Чем раньше дети начнут обучение в школе, тем больше вызовов предстанет перед образовательным обществом. Ведь нужно адаптировать школьную программу под определенный возраст. Очевидно, что программа для 7-рек тяжелее, чем для 6-рек, а потому, для 5-рек должна быть упрощенной и подавно.  5-летки должны быть психологически подготовлены к процессам обучения. А для обеспечения этого фактически нужно дошкольное образование, которое по новой реформе станет частью собственно начальной школы. Следовательно, потребуются дополнительные средства на создание предварительного звена. Возникает вопрос: есть ли такая возможность у Министерства образования и науки в условиях войны?

Следует также отметить, что поскольку продолжительность обучения за границей больше, чем в украинских школах, то и учебная нагрузка учащихся тоже отличается. В то же время уровень приобретенных знаний и компетентностей почти одинаков. Вероятно, что украинские школьники испытывают неоправданную чрезмерную нагрузку. Следовательно, 12-летняя система образования все же позволит такую ​​нагрузку уменьшить вследствие увеличения продолжительности обучения.

Отдавая ребенка в школу, следует обращать внимание на его индивидуальные особенности: заинтересованность в знаниях, поведение в социуме, даже физические параметры. Если эти показатели на удовлетворительном уровне, потратив определенные финансовые ресурсы на подготовку, можно такого ребенка отправить в первый класс в 5 лет.  Вообще, опасения некоторых родителей, что ребенок может потерять время, находясь на учебе столько лет, вполне справедлив.

Анастасия Березюк, психология:

«Я неоднократно слышала от молодежи: «Я много времени потратил на обучение в школе и ВУЗе, а мог бы строить свой бизнес». И я с ними согласна, потому что здесь арифметика проста: в 6(7) лет в школу, 12 лет обучения, 6 лет на магистратуре равна 24(25) года – возраст взрослого человека, у которого прошли лучшие молодые годы и активная фаза креативных идей».

Следовательно, противоречивость идеи о самом лучшем возрасте для вступления в первый класс свидетельствует о том, что универсального подхода здесь быть не может. Каждый ребенок уникален, и то, что подходит одному, может быть совершенно неприемлемым для другого. В современных условиях, когда образовательная система претерпевает значительные изменения, особенно важно учитывать индивидуальные особенности детей, их уровень зрелости и готовность к обучению. Окончательный выбор должен быть принят с учетом интересов и потребностей ребенка, а не только требований системы. Педагогические рекомендации, опыт родителей и собственные наблюдения – все это должно помочь в принятии решения, которое обеспечит ребенку успешный и счастливый старт в обучении.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button