Школьный старт: когда лучше отправлять ребенка в школу в условиях 12-летнего образования

Совсем скоро раздастся первый звонок, сзывая детей на обучение. Сейчас перед родителями до сих пор стоит непростой выбор: в каком возрасте лучше всего отправлять ребенка в первый класс в условиях новой 12-летней системы образования. Родители, педагоги и психологи активно обсуждают преимущества и недостатки как раннего, так и более позднего старта обучения. Одни считают, что раннее поступление в школу поможет ребенку лучше адаптироваться к учебному процессу, тогда как другие убеждены, что более зрелый возраст позволяет избежать стрессов и обеспечивает более осознанное восприятие материала. В современных условиях эта дилемма становится еще более актуальной, поскольку вопрос подготовки к школе часто связан с социальными и психологическими аспектами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие ребенка.
Следует отметить, что от этого выбора зависит не только академический успех ребенка, но и его социальная и эмоциональная адаптация. Этот выбор также приобретает еще большую актуальность в свете намерений Министерства образования и науки Украины ввести 12-летнюю систему образования. Оно сыграло не последнюю роль в возникновении этой проблемы, так и оставив ее решение по усмотрению родителей, без конкретики.
Согласно предписанию подпункта 3 пункта 3 Закона Украины «Об образовании» установлено, что обучение соискателей образования по программам 12-летнего полного общего среднего образования стартует в несколько этапов:
- начальное образование – 1 сентября 2018;
- базовое среднее образование – 1 сентября 2022;
- профильное среднее образование – 1 сентября 2027 года.
Какой оптимальный возраст для начала школьного обучения
Предложение Министерства образования и науки Украины о внедрении 12-летней системы образования имеет целью улучшить качество образовательных стандартов и способствовать гармоничному развитию учащихся в условиях современного мира. Очевидно, что эта реформа оказывает влияние на традиционный подход к возрасту начала обучения.
Если отдать ребенка в первый класс в 5 лет, то окончит он школу в 17 лет. Если будущий школьник начнет обучение в возрасте 6 лет, то окончит 12 класс в 18 лет. А если пойдет в первый класс в 7 лет, как было принято при советской системе обучения, то, вообще, закончит в 19 лет.
Психологи, педагоги и медики разделились в своих взглядах относительно того, когда дети готовы к обучению в школе. Есть сторонники ранней учебы, чтобы ребенок не терял впустую время.
Мария Маслюк, многодетная мать:
«Я пошла в школу в 5 лет и, откровенно говоря, не жалею об этом. В садике, где я училась, моим родителям сказали, что если оставить меня еще на 1 год, то мне будет грустно. Я знала все школьные азы, мне было бы неинтересно проходить еще год все то же, что я уже и так знала. Родители прислушались к мнению методистов и отдали меня в школу в 5 лет. За все 11 лет учеба в школе не чувствовала, что меньше года или хуже что-то знаю”.
Анастасия Березюк, психология:
«С 4-х лет я начала думать об 1 классе, поскольку уже тогда было известно о 12 годах обучения. Я обратилась к 4-м специалистам: логопеду, детскому психологу (мама-психолог не всегда может дать объективную оценку своему ребенку), репетитору по подготовке к школе и тренеру по спорту. Подобная подготовка принесла свои плоды: по выводам психолога в детском саду нам было рекомендовано идти в 1 класс в 5 лет. Да и ребенок просил отдать его в школу. По результатам двух лет успеваемость на уровне – выше среднего, поведение осознано, соответственно существенных минусов я не увидела и ребенок доволен».
Ольга Ваганова, учительница:
«Мое мнение — чем раньше человек присоединится к взрослой жизни, тем лучше. У меня не было сомнений, что сын должен уйти в тот год, когда ему исполнится 6, хотя на 1 сентября ему было еще 5. Во-первых, Вова ходил на подготовительные. Во-вторых, в первом классе даже домиков и оценок нет. То есть вхождение максимально плавное и комфортное. Сейчас Вове 15 и он действительно младше года от большинства одноклассников, но проблем ему это не создает. Я – за начало 5 лет”.
Исследователи, поддерживающие такой подход, считают, что раннее начало обучения стимулирует интеллектуальное развитие ребенка и формирует все социальные навыки.
Однако некоторые эксперты и родители утверждают, что раннее начало обучения создает чрезмерную нагрузку на еще не сформировавшуюся психику и физическое здоровье ребенка. Они отмечают, что нужно давать ребенку возможность свободно развиваться, пока он не достигнет того периода, когда будет наиболее готова к организованной учебной деятельности.
Виктор Громовой, заслуженный учитель Украины и редактор портала «Образовательная политика»:
«Возраст не имеет значения. Все зависит от готовности ребенка к школе. Есть дошкольники, которые готовы в 6 лет, а есть те, которые – в 7. Иногда родители считают, если ребенок имеет определенные знания, то готов к школе, но это не так. Все зависит от уровня его физической зрелости. В противном случае ребенка ждет сложное и стрессовое обучение.».
Инна Молчанова, мать школьницы:
“Если во время полномасштабной войны малышка пойдет в школу, а потом перейдет на дистанционку, то о качестве образования вообще речь не идет. Не стоит уносить детство. У нас можно и с 3 лет «посадить ребенка за парту» на учебных курсах. Я бы так не поступала”.
Наталья Пика, мать школьника:
«В 5 или 6 лет дети не готовы к обучению. Ни морально, ни физически. Они не готовы сидеть за партой несколько часов и слушать учителя.»
Зарубежный опыт
Согласно анализом образовательных систем стран Европейского Союза, в европейских странах полное общее среднее образование продолжается:
- не менее 12 лет – в 19 странах;
- 13 лет – в 17 странах;
- 14 лет – в 2 странах.
Только учащиеся в Украине, Азербайджане, Беларуси и России до сих пор находятся на 11-летней системе обучения, а право решать с какого возраста идти ребенку в школу, с 6 или 7, принадлежит родителям. Армения, Грузия и Молдова уже перешли на 12-летнюю систему обучения. Дети в школах Австрии, Германии, Нидерландов, Франции, Португалии, Бельгии, Греции и Албании идут в школу в возрасте 6 лет и учатся 12 лет.
В Великобритании и США дети начинают учиться в 5-6 лет, что соответствует рекомендациям ЮНЕСКО. Продолжительность обучения в Соединенном Королевстве составляет 13 лет, а в США – 12 лет.
Дольше всего учатся в Ирландии — целых 15 лет, правда, и стартуют в обучении маленькие ирландцы тоже раньше всех — в возрасте 4 лет. В Северной Ирландии школьники тоже идут в 4 года в первый класс, но учатся 14 лет. А вот в Швеции, Норвегии и Финляндии возраст начала школьного обучения составляет 7 лет. Кстати, именно Финляндия демонстрирует один из лучших показателей в мире по уровню образования.
Начальное образование в разных странах продолжается по-разному — от 4 до 7, а иногда даже до 8 лет. В тех странах, где школьники начинают обучение с 5 лет, дошкольное образование является обязательным и финансируется государством. Обучение с пятилетками проводится в игровой форме с соблюдением требований и правил, где учащиеся учатся контролировать свое эмоциональное состояние, приобретают социальные и бытовые навыки и тем самым получают подготовку к начальной школе.
Эксминистрист Лилия Гриневич отмечает, что для начала школьного обучения ребенок должен достичь определенного уровня зрелости. Также она указывает на важность установления продолжительности обучения 12 лет.
«В Европе и многих ведущих образовательных системах мира – в странах, имеющих соответственно лучший уровень качества подготовки человеческого капитала – учатся в школе до 18-ти, а порой и до 19-ти лет. Потому что в 18 лет человек более подготовлен и зрел до следующего выбора и самостоятельности».
Преимущества и недостатки внедрения 12-летней системы образования
Чем раньше дети начнут обучение в школе, тем больше вызовов предстанет перед образовательным обществом. Ведь нужно адаптировать школьную программу под определенный возраст. Очевидно, что программа для 7-рек тяжелее, чем для 6-рек, а потому, для 5-рек должна быть упрощенной и подавно. 5-летки должны быть психологически подготовлены к процессам обучения. А для обеспечения этого фактически нужно дошкольное образование, которое по новой реформе станет частью собственно начальной школы. Следовательно, потребуются дополнительные средства на создание предварительного звена. Возникает вопрос: есть ли такая возможность у Министерства образования и науки в условиях войны?
Следует также отметить, что поскольку продолжительность обучения за границей больше, чем в украинских школах, то и учебная нагрузка учащихся тоже отличается. В то же время уровень приобретенных знаний и компетентностей почти одинаков. Вероятно, что украинские школьники испытывают неоправданную чрезмерную нагрузку. Следовательно, 12-летняя система образования все же позволит такую нагрузку уменьшить вследствие увеличения продолжительности обучения.
Отдавая ребенка в школу, следует обращать внимание на его индивидуальные особенности: заинтересованность в знаниях, поведение в социуме, даже физические параметры. Если эти показатели на удовлетворительном уровне, потратив определенные финансовые ресурсы на подготовку, можно такого ребенка отправить в первый класс в 5 лет. Вообще, опасения некоторых родителей, что ребенок может потерять время, находясь на учебе столько лет, вполне справедлив.
Анастасия Березюк, психология:
«Я неоднократно слышала от молодежи: «Я много времени потратил на обучение в школе и ВУЗе, а мог бы строить свой бизнес». И я с ними согласна, потому что здесь арифметика проста: в 6(7) лет в школу, 12 лет обучения, 6 лет на магистратуре равна 24(25) года – возраст взрослого человека, у которого прошли лучшие молодые годы и активная фаза креативных идей».
Следовательно, противоречивость идеи о самом лучшем возрасте для вступления в первый класс свидетельствует о том, что универсального подхода здесь быть не может. Каждый ребенок уникален, и то, что подходит одному, может быть совершенно неприемлемым для другого. В современных условиях, когда образовательная система претерпевает значительные изменения, особенно важно учитывать индивидуальные особенности детей, их уровень зрелости и готовность к обучению. Окончательный выбор должен быть принят с учетом интересов и потребностей ребенка, а не только требований системы. Педагогические рекомендации, опыт родителей и собственные наблюдения – все это должно помочь в принятии решения, которое обеспечит ребенку успешный и счастливый старт в обучении.