Соглашение о недрах передает США доступ к 57 стратегическим полезным ископаемым в обмен на оружие

В ночь на 1 мая министр экономики Украины Юлия Свириденко сообщила о подписании в Вашингтоне украинско-американского соглашения о сотрудничестве в сфере природных ресурсов. Подписанное рамочное соглашение открывает для американских компаний доступ к 57 ключевым минералам, которые Украина планирует разрабатывать на новых месторождениях. Формально это политическая договоренность о сотрудничестве в сфере недропользования, но, по сути, речь идет о создании новой модели влияния, где военная помощь обменивается на участие в контроле за стратегическими ресурсами.
Документ содержит список — от урана, лития, гафния и палладия до графита, золота и титана. Именно эти вещества критически важны для оборонной, энергетической и технологической промышленности стран НАТО, прежде всего США. Соглашение не распространяется на существующие разработки, но определяет, что все новые лицензии, выдаваемые государством с момента вступления в силу, попадают под действие договоренностей.
Соглашение охватывает: алюминий, сурьму, мышьяк, барит, бериллий, висмут, церий, цезий, хром, кобальт, медь, диспрозий, эрбий, европий, фтор, плавиковый шпат, гадолиний, галлий, германий, золото, графит, ланфий, гафий литий, лютеций, магний, марганец, неодим, никель, ниобий, палладий, платина, калий, празеодим, родий, рубидий, рутений, самарий, скандий, тантал, теллур, тербий, тулий, олово, титан, вольфрам, уран, ванкий, вран, вана а также нефть и газ.
Они являются основой для производства аккумуляторов, микрочипов, электромобилей, военной техники, спутников, ракет и энергетического перехода, осуществляемого Западом. Украина, находящаяся в условиях войны, принимает участие в формировании нового рынка поставок, не имея еще ничего — ни прибыли, ни технологий, ни прав собственности, но уже имея договоренность о перечислении доходов в фонд, где оружие приравнивается к инвестициям.
Соглашение ограничено только 12 страницами. Для сравнения, предыдущий проект документа, передававшегося украинской стороне в марте, составлял более 90 страниц. Разница между ними не просто в размере — укороченная версия оставляет вне публичной фиксации ключевые финансовые и управленческие параметры: как именно будет работать инвестиционный фонд, кто контролирует средства, какие гарантии возврата прибыли в Украину и предусмотрены ли ограничения на вывод капитала. Все это будет прописано позже — в так называемом «техническом соглашении», к которому пока нет доступа.
Отдельное новшество — включение военной помощи США в качестве «инвестиционного вклада» в этот фонд. Соглашение прямо фиксирует, что поставки вооружений, боеприпасов, технологий или обучения автоматически увеличивают долю американской стороны в инвестиционном участии. Это означает, что чем больше оружия будет поступать в Украину, тем большее влияние получит Вашингтон в механизмах, управляющих разработкой украинских недр.
В то же время, как свидетельствует сам текст, американские компании не получают автоматического приоритета — им гарантируется только право на участие в аукционах или переговорах на условиях, не хуже других покупателей. Однако отсутствие механизмов контроля и прозрачности на этом этапе создает риски, что равные условия будут только формальностью. Украинская сторона, согласно соглашению, обязуется инвестировать в общий фонд все доходы от продажи новых лицензий и рентных платежей по недропользованию. В документе нет упоминания о гарантиях реинвестирования средств в восстановление Украины, которые ранее озвучивал премьер-министр Денис Шмигаль, в частности об обязательствах не выводить доходы из фонда не менее десяти лет.
Также документ оставляет в стороне другие доходы – из существующих месторождений, нефти, газа или транзита – они не входят в сферу действия соглашения. Но список из 57 минералов и металлических ресурсов исчерпывающе охватывает те компоненты, которые наиболее ценны в глобальном перераспределении рынков.
Значительная часть формулировок соглашения выглядит как типичный рамочный меморандум: нет подчинения одного государства другому, предусмотрены консультации по конфликтам с правом ЕС. Но в реальности влияние будет определяться не абзацами о равенстве, а объемами реального участия сторон в будущих тендерах и схемах распределения доходов.