Социальная

Стрельба и приступы с ножами в школах: как формируется новая волна насилия в Европе и Украине

Учебные заведения, которые десятилетиями воспринимались как места безопасного получения образования и развития детей, все чаще становятся пространством смертельной опасности. Стрельба, нападения с ножами, попытки террора в школах, лицеях и колледжах перестали быть единичными трагедиями в США. В последние годы подобные инциденты все чаще фиксируются в Европе — Германии, Франции, Австрии, скандинавских странах. Отголоски этой опасной волны все яснее начинают появляться и в Украине, особенно в условиях военного времени, когда общий уровень агрессии в обществе, доступность оружия и психологическая напряженность создают дополнительные риски даже в школьных стенах. Последние эпизоды, когда школьники приносят в учебные заведения ножи, пневматическое оружие или демонстрируют жестокое поведение, показывают, что страна входит в то же пространство проблем, которое существует за границей. Почему насилие в школах больше не редкость? Какие глубокие причины за этой тенденцией? Могут ли государство и общество достаточно предотвратить превращение учебных заведений в зоны риска?

Как продолжается и распространяется международная волна насилия в учебных заведениях, затрагивающая Украину

За последние два десятилетия школьное насилие с применением огнестрельного и холодного оружия стало трагической тенденцией, которая сейчас продолжает развиваться и приобретает все более системный характер. Причем приступы совершают преимущественно сами ученики или бывшие воспитанники учебных заведений. То, что когда-то казалось исключительной американской трагедией, постепенно превратилось в проблему международного масштаба.

В США сформировалась трагическая последовательность нападений в учебных заведениях, ставших частью стабильной статистики внутреннего насилия. Так, 20 апреля 1999 года один из самых больших эпизодов школьных стрельб произошел в городе Литтлтон, штат Колорадо. Двое старшеклассников – Дилан Клиболд и Эрик Гаррис – открыли огонь в стенах своей школы. Жертвами стали 13 человек, еще 21 человек получил ранения разной степени тяжести. После нападения оба нападавших совершили самоубийство. Эта трагедия стала первым массовым убийством в школе, получившим широкий общественный и медийный резонанс в США, и фактически запустила публичную дискуссию о школьном насилии в американском обществе.

Кроме того, 14 декабря 2012 года произошла одна из самых массовых трагедий в начальных школах США — стрельба в школе Сэнди-Хук в Ньютауне, штат Коннектикут. Нападающий, вооруженный автоматической винтовкой, открыл огонь по детям и персоналу начальной школы. Погибли 26 человек, в том числе 20 детей младшего школьного возраста.

Очередной эпизод школьной стрельбы произошел в апреле 2025 года в городе Даллас, штат Техас. На этот раз нападение не привело к гибели, но последствия были серьезными. Четверо учащихся получили ранения. Один 17-летний школьник получил огнестрельное ранение в ногу, двое других подростков получили ранения туловища, еще один — легкие травмы в виде царапин. Пострадавшие были от 15 до 18 лет. Одна из жертв находилась в тяжелом состоянии, жизни остальных ничего не угрожало.

Подобные инциденты все чаще фиксируются в Европе. Так, в сентябре 2008 года нападение было совершено в городе Каухайоки в Финляндии. Студент колледжа Матти Юхани Саари пришел в учебное заведение в лыжной маске, вооруженный пистолетом и самодельными коктейлями Молотова. Подготовившись к этому заранее, нападавший произвел около 150 выстрелов, убив 11 человек и ранив еще троих. Все погибшие были его сокурсниками, часть из которых он знал лично. В мае 2021 года очередное массовое нападение произошло в столице РФ Татарстан — Казани. Ученик местной школы открыл стрельбу, в результате чего погибли восемь детей и работников заведения, еще 12 учеников и четверо взрослых получили ранения и были госпитализированы.

10 июня 2025 года произошло крупнейшее в истории Австрии нападение в учебном заведении. В городе Грац бывший ученик школы BORG Dreierschützengasse, 21-летний Артур, устроил массовую стрельбу. Нападающий, вооруженный пистолетом и дробовиком, открыл огонь в двух классах и нескольких коридорах школы. В общей сложности погибли 11 человек, учитывая самого стрелка. 12 человек получили ранения, девять из них находились в тяжелом состоянии, один пострадавший был в критическом состоянии. Перед нападением преступник оставил предсмертную записку и послал матери прощальное видео. Дома у него обнаружили самодельную бомбу, которая, впрочем, не сработала. По данным расследования, юноша жаловался на буллинг, издевательство и несправедливое отношение к себе во время учебы, которую он оставил еще в шестом классе. К моменту нападения у него не было судимостей, оружие, из которого стрелял, было зарегистрировано легально. Первым полицию вызвал сосед, услышав крики и выстрелы. Часть учащихся и сотрудников школы успела забаррикадироваться в классах. В Австрии после трагедии объявили трехдневный национальный траур.

В тот же день еще одна трагедия произошла во Франции. В Ножан-сюр-Марн 14-летний подросток нанес смертельное ножевое ранение работнице школы во время проверки сумок на входе в учебное заведение. Потерпевшая скончалась в больнице через несколько часов после ранения. Нападающего обезвредили полицейские, дежурившие при входе в школу, один из правоохранителей получил легкие ранения. Вопрос о том, как два полицейских не смогли обезопасить школьника так, чтобы не получить ранения, оставим за скобками. Это нападение произошло на фоне более широких мер контроля, которые ввели во Франции после серии аналогичных случаев. В частности, в пригороде Парижа школьник погиб после ножевой потасовки. В ответ власти начали массовые проверки в учебных заведениях, за несколько месяцев изъяли 186 ножей, 36 школьников были задержаны.

Украина не остается в стороне от этой тревожной мировой тенденции. 11 июня 2025 г. во Львове несколько школьников принесли в школу пневматический пистолет для стрельбы металлическими шариками и начали его испытывать непосредственно в классе, стреляя в сторону одноклассников. Оружие принадлежало отцу ученика, к счастью на этот раз обошлось без ран и телесных повреждений.

Следует отметить, что ранее в Украине фиксировались и другие подобные случаи. В 2021 году в Полтаве 19-летняя девушка с арбалетом напала на учителей, ранив двоих. Также неоднократно выявлялись факты использования пневматического оружия в школьных конфликтах. Один из самых опасных инцидентов удалось предупредить в Черкасской области, где Служба безопасности Украины предотвратила попытку массового расстрела в колледже. По данным следствия, двое студентов готовили теракт и искали единомышленников.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Детей украинских беженцев обязывают посещать школы в Польше

Эти случаи далеко не единичны, они свидетельствуют о том, что насилие с применением оружия в учебных заведениях больше не являются отдельными трагическими эпизодами. Это уже стало постоянной тенденцией, распространяющейся по территориям, системам образования и культурам разных стран.

Глубинные причины школьных приступов и как это предотвратить

Скулшутинг (вооруженное нападение на учеников или других людей, находящихся в школе, часто с использованием огнестрельного оружия) и нападения с ножами в школах являются явлением, давно вышедшим за пределы отдельных эпизодов и превратившимся в сложную патологию обществ, где учебные заведения больше не являются безопасным пространством. Каждый такой случай имеет свои особенности, однако при детальном анализе каждый раз проступают схожие закономерности, которые формируют общий механизм возникновения этих трагедий.

Среди наиболее распространенных причин скулшутинга следует выделить несколько ключевых причин, среди которых центральное место занимает социальная изоляция ребенка. Это может быть буллинг, исключение из коллектива, унижение со стороны сверстников, неуспешная социализация или тупик в общении со взрослыми. Во многих случаях ребенок не находит внутренних ресурсов противостоять давлению, поэтому возникает замкнутый круг, где чувство обиды и унижения накапливается, перерастая в желание мести.

Исследование, проведенное в Австралии в 2023 году, подтвердило одну важную закономерность: почти четверть жертв мобинга позже демонстрируют агрессивное поведение. Механизм здесь не состоит не только в непосредственной мести, но и формировании паттернов поведения, когда подросток усваивает убеждение: тебя примут, только если ты поступишь с другими так же, как поступили с тобой. То есть насилие порождает насилие, создавая постоянный цикл агрессии.

Важным фактором этого явления становится отсутствие эффективного контакта между ребенком и родителями. Когда ребенок не испытывает возможности откровенно обсудить свои переживания дома, он начинает искать внешние компенсаторные модели. Отсутствие психологической поддержки в семье превращает какие-либо проблемы в непреодолимые внутренние конфликты, которые накапливаются годами.

Кроме того, современная школа все чаще отстраняется от воспитательной функции, сводя свою деятельность к чисто академической подготовке. В результате снижается уровень педагогического контроля за психологической атмосферой в классе, которая создает благоприятную среду для конфликтов и межличностного напряжения среди учащихся.

Отдельный пласт в формировании подростковой агрессии представляют игры в гаджетах и ​​медийную среду, в которой живут современные дети. Постоянное потребление фильмов, сериалов, видеоигр, в которых доминирует сюжет насилия, превращает жестокость в привычный элемент картины мира. При этом убийство, пытки, сцены расправ больше не воспринимаются детьми как катастрофический предел, по которому абсолютное зло, они становятся частью развлекательного фона.

Эта ползучая нормализация жестокости размывает внутренний моральный барьер. Визуальная героизация убийств в фильмах, боевиках, анимации формирует убеждение, что насилие — способ достижения результата, демонстрация силы или «восстановление справедливости». Подростковый мозг, еще только формирующий систему моральных оценок, легко усваивает эти модели. Дальше формируется простой внутренний паттерн: если в конфликте меня унижают, если я слабее, то исправить это можно силой.

Особенно опасно то, что значительная часть такой медийной продукции представляет убийства как легитимную форму выхода из безвыходной ситуации. Образ мстителя, который сам наказывает обидчиков, когда система не дает защиты, является одним из самых распространенных архетипов в современной культуре насилия. Такая схема оказывает существенное влияние на психологию ребенка, который годами живет в изоляции, подвергается буллингу или накапливает угнетение. В то же время, дополнительно работает эффект десенсибилизации — снижение эмоциональной реакции на жестокость. Чем больше ребенок видит сцены кровопролития, тем меньше они шокируют. Наконец наступает момент, когда граница между воображаемой виртуальной агрессией и реальным применением силы начинает стираться.

Следовательно, медийная среда формирует питательный фон, облегчающий переход внутренней агрессии в действие. Именно через медиа дети каждый день получают готовые модели сценариев, которые они могут перенести в реальность. При этом отдельной проблемой является то, что подростки практически не получают из современных игр, фильмов и передач положительных моделей поведения, формирующих моральные ориентиры, учат благу, самоконтролю, эмпатии, способности к сочувствию и пониманию последствий своих поступков. То, что подросток смотрит преимущественно ежедневно, — это конфликт, который разрешается через силу, месть, которая преподносится как справедливость, а также агрессия, которую оправдывают как единственный путь к самоутверждению.

Следовательно, отсутствие контрбаланса посредством ярких, убедительных историй о моральном выборе, внутреннем достоинстве, преодолении агрессии без насилия постепенно уничтожает у подростков самое представление о том, что в сложных ситуациях возможен другой сценарий, кроме силового. Так создается еще одна трещина в психике ребенка: насилие становится не только привычным — оно перестает иметь реальную альтернативу.

Значительную роль также играет уровень доступности огнестрельного оружия, что особенно актуально для Украины, в которой идет война. Не менее опасен и постепенный набор оборотов в распространении холодного оружия среди подростков. Наличие ножей, кастетов, самодельных предметов для нападения, легкость их приобретения становятся стремительно усиливающейся проблемой, которая выходит из-под контроля. При этом важно различать сам факт наличия оружия и использования его в преступлениях. Как указывают психологи, не оружие толкает на насилие, оно лишь увеличивает количество жертв. Решительный импульс к приступу формируется задолго до того, как у подростка появляется пистолет, арбалет или нож. Во многих случаях поведение нападающих классифицируется как девиантное, а их психическое состояние требует психиатрического исследования.

Впрочем, во многих случаях психологическая помощь детям остается недоступной. Даже школьные психологи не имеют юридического права инициировать направление ребенка на психиатрическую экспертизу без согласия родителей. Наряду с этим выявление ранних психических отклонений у детей осложняется недоверием семей к специалистам и отсутствием действенных механизмов реагирования. Когда подросток уже начинает говорить о суициде или убийствах, это требует немедленного внимания. Каждое такое заявление должно восприниматься максимально серьезно независимо от того, звучит ли оно как шутка или угроза.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Конопля без иллюзий: цифры, факты и проблемы регулирования в Украине

Следует отметить, что проблема массовых нападений в школах выходит далеко за пределы физической безопасности. Здесь пересекаются педагогический кризис, психологическая запущенность, разрушение доверия в семьях, социальная агрессия, информационная токсичность, недоступность психиатрической помощи, доступность оружия, размывание нравственных ориентиров. Во многих случаях скулшутинг имеет характер латентного самоубийства. Многие нападающие после убийства других убивают себя сами или гибнут от действий полиции. Это позволяет специалистам классифицировать эти преступления как особую форму саморазрушающего поведения на фоне тяжелых психических изломов.

Упрощенные рецепты разрешения этого кризиса не срабатывают. Металлодетекторы, рамки на входах в школы и охранники — это лишь часть сложной системы, их присутствие не гарантирует предотвращения трагедий. Во Франции, несмотря на наличие охранников во время нападения в Ножан-сюр-Марн, все равно не удалось избежать гибели работницы школы.

Обеспечение физической охраны учебных заведений сегодня перебрасывается на местные власти, органы родительского самоуправления, администрации школ. Министерство образования и науки Украины официально признает, что ответственность за безопасность в учебных заведениях лежит именно на местных бюджетах и ​​руководстве школ. За неимением финансирования большинство школ самостоятельно ищут средства, привлекая помощь родителей — часто в обход законодательства.

Отсутствие единых четких юридических норм по пропускному режиму, проверкам лиц на входе в школы, ответственности за охрану только обостряет проблему. Даже так называемые «благотворительные взносы» на охрану школ в большинстве случаев не имеют правовой основы.

Часть местных администраций, как, например, в Киеве, пытаются устанавливать «тревожные кнопки», камеры видеонаблюдения, датчики движения, но эти меры остаются точечными. Ни одна система охраны не сможет компенсировать отсутствие работы с самой психологической атмосферой среди учащихся.

Превентивная государственная политика, которую уже сейчас обсуждают в США, Европе и Украине

Государственная политика в сфере предупреждения школьного насилия давно перестала сводиться только к физической защите школ. И США, и страны Европы, и Украина сегодня находятся в точке, где обсуждаются более сложные многоуровневые сценарии превенции. Одним из направлений этой работы является раннее выявление рисковых учащихся. Во многих странах формируются междисциплинарные команды: школьный психолог, социальный работник, врач, администратор, ювенальная полиция. Их задача состоит в обработке сигналов об изменениях в поведении ребенка: замкнутость, агрессивность, высказывания о самоубийстве, фантазии о насилии, социальной изоляции, снижении успеваемости, конфликтах со сверстниками. Это не наказуемая функция — задача команды состоит в раннем вмешательстве, консультациях, помощи семье. США равномерно расширяют систему таковых групп в школьных округах.

Вторым компонентом является обязательное обучение педагогов базовым признакам психоэмоциональной дестабилизации подростков. Учитель должен знать не только свой предмет, но и уметь увидеть изменения во внутреннем состоянии ученика. В некоторых европейских странах уже действуют короткие обязательные курсы подготовки учителей к работе с травмированными детьми, выявление признаков депрессии, панических расстройств, суицидальных тенденций.

Третий элемент — коррекция функции школьных психологов. Во многих системах образования им предоставляется более широкое поле для действий: право консультировать родителей, инициировать психиатрическое обследование ребенка (с разрешения семьи), наблюдать за групповой динамикой класса. Для этого готовится отдельный стандарт подготовки школьных психологов, включающий кризисную психологию, работу с агрессивным поведением, подготовку к оценке потенциальной опасности.

В то же время, отдельно обсуждается правовой блок. В ряде стран расширяют полномочия социальных служб и школьных администраций по запросу помощи для ребенка, даже без инициативы родителей. Формируется модель, при которой интересы безопасности самого ребенка могут превалировать над пассивной позицией семьи.

Далее – технологическая профилактика. Речь идет об аналитическом мониторинге школьных пространств: система камер с программным распознаванием атипичного поведения, доступных для наблюдения психологическим и социальным службам. В некоторых округах США тестируют экспериментальные программы видеоаналитики, обнаруживающие аномальные движения, подозрительную динамику толпы или нехарактерное поведение отдельных лиц на территории школы.

Важнейшим компонентом решения вопроса проведения превентивных мероприятий является проблема доступа детей к оружию. США, несмотря на длительные политические дебаты, постепенно внедряют более жесткие программы по контролю за психическим состоянием лиц при приобретении оружия. В некоторых штатах действует так называемый красный флажок — возможность временно запретить владение оружием человеку, в отношении которого поступают сигналы об опасном поведении. Европа двигается еще более жестко, ограничивая право доступа к любым видам оружия даже у гражданских слоев населения.

Системно важным компонентом в разных государствах является изменение культуры школьной среды. Повышение веса программ эмоционального образования, создание школьных программ антибуллинга, формирование навыков урегулирования конфликтов среди учащихся, обучение детей коммуникации в кризисных ситуациях. Нарабатывается отдельная культура по работе с классными коллективами, когда агрессия не накапливается скрыто, а вовремя обрабатывается педагогическими инструментами.

Общей чертой всех современных сценариев в мире есть понимание того, что силовые методы являются крайним уровнем реагирования. Предотвратить можно только тогда, когда профилактика начинается задолго до того, как ребенок заперется в собственной агрессии. Никакое ужесточение наказания или более жесткие законы об оружии не останавливают нападающих, которые уже находятся в точке внутреннего разрушения. Чтобы предотвращать эти трагедии, необходимо лечить первопричину — патологические механизмы, толкающие детей и взрослых в состояние крайнего отчаяния или агрессии. Без раннего выявления психологических проблем, активной работы школьных психологов, социальных работников и поддержки со стороны семей все остальные мероприятия будут оставаться второстепенными.

Сейчас в Украине из-за войны войны значительное количество оружия находится на руках у гражданского населения, что создает дополнительный уровень риска, когда оружие может оказаться в легком доступе для детей и подростков. Родители несут ключевую ответственность за то, чтобы обеспечить его недостижимость для ребенка, контролировать, где и как он сохраняется. В то же время важно не оставлять без внимания и психологическое состояние подростка — замечать признаки замкнутости, рост агрессивности, депрессивные настроения, эмоциональную нестабильность. Именно своевременная реакция взрослых дает возможность предотвратить трагические последствия еще на раннем этапе.

Как видим, вопрос безопасности в школах не решается простыми техническими средствами. Ответ возможен только в сочетании глубокой профилактической психологической работы, правовых изменений, ответственности родителей, педагогов и местных властей, иначе волна насилия продолжит нарастать.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button