Цифровое образование в Украине: мечта или реальность (SWOT-анализ)

Значительное использование цифровых технологий в современном мире стало причиной возникновения насущной необходимости модернизации образовательного процесса путем перехода от традиционных методов обучения к внедрению цифрового образования. Подтверждение этих слов наблюдается в отчете Digital 2024, по данным которого установлено, что в начале 2024 года в Украине было 29,64 млн. пользователей интернета. При этом 7,7 млн (или 20%) человек в Украине не пользуются интернетом. В целом показатель интернет-проникновения в Украине несколько выше общемирового и составляет 66%.
Еще одна причина актуализации цифрового образования в современном мире связана с появлением усилившихся кибератак во время полномасштабного вторжения в Украину. Наша страна вошла в топ в глобальной географии киберпреступности, о чем свидетельствуют исследования Университетов Нового Южного Уэльса в Австралии и Оксфорда в Великобритании, проведенные в 2024 году. Исследователи разработали Мировой индекс киберпреступности (World Cybercrime Index – WCI) для определения стран, являющихся главными источниками финансово мотивированной киберпреступности.
WCI охватывает пять категорий киберпреступлений:
- технические продукты/услуги (вредоносное ПО, доступ к ботнетам и т.п.);
- атаки и вымогательства (DDoS-атаки, программы-требители);
- угон данных/личности (хакерство, фишинг, компрометация учетных записей);
- мошенничества (нигерийские письма, компрометация деловой электронной почты, онлайн-аукционы);
- отмывание денег (обналичка, денежные илы, нелегальные криптобиржи).
Именно поэтому современное украинское общество нуждается в образовании, которое бы предоставило возможность использовать цифровые технологии безопасно, грамотно и эффективно.
Какие шаги делает государство по внедрению цифрового образования в учебный процесс?
Еще в период пандемии COVID-19 в образовательных учреждениях Украины широко применялось дистанционное образование с использованием таких ресурсов как онлайн-общение на платформах Google Meet и Zoom, использование виртуальной доски Miro, просмотр полезных видеороликов на YouTube, а также осуществление онлайн-обучения с помощью таких платформ как Prometeus, Действие. Образование, Moodle.
Однако Украина не ограничилась использованием уже существующих ресурсов, поэтому 5 июня 2024 запустила образовательное приложение под названием «Мечта». Пока это бета-версия, цель которой полностью трансформировать образование традиционного образца. К тестированию возможностей нового приложения привлечены 40 школ из 6 областей Украины и города Киева. Всесторонняя проверка со стороны учащихся, их родителей и учителей функциональных возможностей «Мечты» покажет, насколько точно разработчики реализовали возможность удовлетворять потребности участников образовательного процесса в нынешних реалиях.
Министр образования и науки Украины Оксен Лесной заявил:
«Школьники в комфортной для них форме смогут руководить своим учебным процессом, родители будут видеть прогресс и интересы своих детей и какие трудности у них возникают, а учителя смогут больше времени тратить на разработку креативных приемов, а не на выполнение рутинной работы».
«Мрія» предложит участникам процесса постоянно обновляющую свой контент библиотеку ресурсов по их интересам, возможность получения цифрового образовательного документа Мечта ID, осуществление коммуникации в безопасном чате на базе Signal, расписание занятий, учебные достижения учащихся, дифференцированные домашние задания, сборник календарных планов уроков на все. предметы и электронный журнал. После завершения пробного теста и устранения недостатков «Мечта» войдет в широкое использование во всех школах Украины.
Конечно, такой формат модернизации образовательного процесса возник не на пустом месте. Разработчики приложения опирались на передовой опыт США – страны-флагмана в развитии и использовании цифрового образования. Приложение разрабатывалось с учетом пяти основных принципов Национального плана образовательных технологий (National Education Technology Plan –NETP) (2017):
— сосредоточение на образовательных возможностях и потребностях учащихся с использованием новейших технологий;
— значительная вариация методов преподавания, знания и навыки, необходимые педагогам для эффективной реализации образовательного процесса;
— разработка плана по внедрению цифровых технологий в обучении;
— способы оценки и подходы к использованию технологий в целях реализации рефлексии, саморефлексии всех участников образовательного процесса, а также обеспечения обратной связи;
— обеспечение средств инфраструктуры для реализации цифровой трансформации образования: бесперебойный скоростной интернет в школах и за их пределами, качественный и постоянно обновленный цифровой контент, отвечающий современным потребностям, современные учебные гаджеты.
Опираясь на опыт США, мы видим, что страна руководствуется следующими стратегическими приоритетами: широкополосный доступ (Broadband); ускорение цифровой грамотности (Digital Literacy Accelerator); блокчейн в образовании (Blockchain in Education); искусственный интеллект (Artificial Intelligence) (Priorities, 2021).
Предпринимаемые государством шаги быстрее приближают образование к расширению своих возможностей в глобальном пространстве. Процесс цифровизации и применения современных информационных технологий в учебном процессе позволит сделать обучение эффективным и подготовит профессиональных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Полная автоматизация и привлечение элементов искусственного интеллекта сэкономит время участников образовательного процесса и позволит креативному развитию и эффективному использованию полученных знаний на практике. С каждым днем украинское образование модернизируется, претворяя в реальность самые невероятные мечты, однако этот процесс следует всесторонне анализировать, чтобы быть готовыми к новым вызовам в будущем.