Цифры впечатляют: стало известно, сколько старшеклассников в Украине имеют репетиторов

Растущая потребность в частных репетиторах среди украинских школьников вызывает серьезное беспокойство и является одним из ключевых индикаторов качества образования в стране. Когда половина учеников старших классов нуждаются в дополнительных занятиях вне школьной программы, это свидетельствует о системных проблемах в образовательной системе, которая не обеспечивает необходимый уровень знаний для успешного поступления в учреждения высшего образования. Родители, ища индивидуальных педагогов для своих детей, фактически компенсируют недостатки государственной системы образования, что ставит под вопрос ее эффективность и способность отвечать современным вызовам.
Согласно последним данным социологического исследования «Реформа профильного среднего образования», проведенного Киевским международным институтом социологии, 50% учеников 10-11 классов пользуются услугами репетиторов для улучшения своих знаний. Это впечатляющий показатель, свидетельствующий о значительном спросе на дополнительную образовательную поддержку вне школьных занятий.
Среди главных причин, побуждающих школьников обращаться к репетиторам, 43% учеников назвали недостаточный уровень подготовки в школах, который не позволяет им достичь необходимых результатов для поступления в университеты. Эта ситуация демонстрирует проблему, которая уже давно обсуждается в образовательных кругах: школьная система не справляется с задачей подготовки выпускников к дальнейшему обучению в высших учебных заведениях.
Кроме того, 7% старшеклассников занимаются с репетиторами по решению родителей, которые считают, что уровень обучения в школе не соответствует требованиям современного образования. Это свидетельствует о недоверии к системе общего среднего образования и желании родителей обеспечить своим детям конкурентоспособные знания, даже с помощью частных педагогов. Возникает вопрос: не свидетельствует ли это об общем недофинансировании школ и недостаточном внимании к качеству обучения?
Параллельно с проблемой репетиторства возникают дискуссии о реформе среднего образования в Украине, которая предусматривает увеличение продолжительности обучения до 12 лет. Эта инициатива также вызвала противоречивые реакции среди родителей и учеников. Например, 59% родителей учеников 5-6 классов выступили против внедрения 12-летней системы обучения. Их аргументы сводятся к тому, что дополнительный год в школе не гарантирует улучшения качества образования, а лишь задерживает выход молодежи на рынок труда или высшее образование. Только 29% опрошенных родителей поддержали реформу, тогда как 25% категорически против, а еще 34% скорее не поддерживают такую инициативу.
Интересно, что старшеклассники в этом вопросе также разделились на два лагеря. Лишь 24% учеников 10-11 классов положительно воспринимают увеличение продолжительности обучения с 2027 года, что предусмотрено реформой старшей школы. При этом 22% школьников высказываются негативно относительно этого изменения, а большинство — 54% — еще не определились с собственным отношением к перспективе 12-летнего обучения.
В общем, современная украинская система образования сталкивается с рядом вызовов, требующих немедленного решения. Растущий спрос на репетиторов сигнализирует о том, что ученики и их родители не верят, что школа может предоставить необходимый объем знаний для успешного будущего. Такая ситуация требует комплексной реформы, которая должна быть направлена не только на количественные изменения, например продление срока обучения, но и на качественное улучшение методик преподавания, повышение квалификации учителей и модернизацию образовательных программ.