Дети войны

Уголовная ответственность за депортацию украинских детей: парламент готовится дать правовую оценку военному преступлению

Одним из самых болезненных и наименее структурированных вопросов войны является системное похищение, насильственное перемещение и содержание украинских детей на временно оккупированных территориях или вглубь Российской Федерации. Это явление не случайно, хаотично или исключительно. Речь идет о целенаправленной государственной политике, которая охватывает малолетних граждан Украины, лишенных связи с семьями, национальной идентичности и правовой защиты. Несмотря на громкие международные заявления, решение Международного уголовного суда, сотни официальных обращений и журналистских расследований, реальный механизм возвращения этих детей остается в лучшем случае ситуативным. Именно поэтому вопрос привлечения к ответственности лиц, причастных к депортации и задержке репатриации детей, правовой, а также политический и гуманитарный.

Содержание законодательной инициативы

21 апреля Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности рекомендовал парламенту поддержать в первом чтении законопроект №12170. Его целью является внесение в Уголовный кодекс Украины четкую статью, признающую депортацию и неоправданную задержку репатриации ребенка представителем иностранного государства военным преступлением. Об этом сообщает профильный комитет в Facebook.

Речь идет не только об обобщении. Законопроект предлагает трактовать вывоз ребенка в условиях вооруженного конфликта — особенно если это сопровождается препятствием в возвращении, изменением имени, гражданства или принудительным усыновлением — как грубое нарушение международного гуманитарного права. Это позволит не просто констатировать факт преступления, но и начать уголовное преследование конкретных должностных лиц другого государства, прежде всего, речь идет о России.

В комментарии пресс-службы Верховной Рады подчеркнуто, что принятие этого закона имеет не только юридическое, но и символическое значение: он позволяет придать правовую квалификацию действиям, которые до сих пор оставались в серой зоне гуманитарного преступления, и создает правовую базу для международного сотрудничества в вопросах экстрадиции, расследования, обмена информацией.

Напомним, еще в апреле 2023 года 49 государств — среди которых большинство стран ЕС, Великобритания, Канада, США, Япония, Австралия — обнародовали совместное заявление, в котором осудили Россию за похищение украинских детей. Поводом стало организованное РФ заседание Совета Безопасности ООН, посвященное так называемым «правовым основаниям перемещения» малолетних украинцев в Россию. Тогда Великобритания даже заблокировала трансляцию выступления уполномоченного по правам ребенка РФ Марии Львово-Беловой — лица, фигурирующего в ордере на арест, выданном МКС.

Проблема депортации украинских детей имеет катастрофические масштабы. В марте 2023 года уполномоченная президента Украины по правам ребенка Дарья Герасимчук заявила, что украинское государство имеет подтвержденные данные по по меньшей мере 19,5 тысячи вывезенных детей. Но реальное количество может быть в разы больше. По словам главы Офиса Президента Андрея Ермака, речь идет уже о более чем 1,6 миллионе несовершеннолетних граждан, которые находятся под контролем России — как на территории РФ, так и в оккупированном Крыму и части Донбасса.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Книга-путешествие. Города": Новые книги об украинских городах появились в поездах "Укрзализныци"

Пока механизма, который позволил бы возвращать этих детей системно, не существует. В отдельных случаях репатриация происходит благодаря международному посредничеству, в частности, участию Катара или гуманитарных миссий. Но в большинстве ситуаций это либо невозможно, либо занимает годы. К тому же, Россия часто меняет персональные данные детей, переназначает опекунов, предоставляет им гражданство, то есть совершает целенаправленные действия, чтобы скрыть происхождение и исключить шанс на возвращение.

На фоне этого Верховная Рада также работает над параллельным законопроектом №12385, касающимся определения статуса детей, пострадавших в результате военных действий. Его принятие в первом чтении 17 апреля стало важным шагом к формализации помощи таким детям внутри страны, однако без внешнеполитического инструмента этого давления недостаточно.

Именно законопроект №12170 должен стать тем правовым мостиком, который объединит реальные факты военного преступления против детей с возможностью начать международное следствие. Его принятие позволит Генеральной прокуратуре, Службе безопасности Украины, ГБР, а также международным следователям получить уникальный инструмент: наличие прямой статьи в УКУ, четко признающей депортацию ребенка — не просто моральной катастрофой, а преступлением, подлежащим судебному преследованию по всем принципам международного права.

Этот документ призван предотвратить продолжение депортаций. Он позволяет Украине требовать, чтобы участвующие в насильственном перемещении детей — от военных до чиновников, социальных работников, судей или приемных родителей — были идентифицированы, занесены в реестры, привлечены к ответственности. Это может стать основой будущих экстрадиционных запросов и механизмов передачи детей по временному содержанию в законные семьи или государственную опеку.

В условиях, когда враг превратил ребенка в инструмент войны, в объект демографической экспансии, культурного уничтожения и политического шантажа, юридический ответ должен быть таким же точным, как и моральный. Законопроект №12170 – это первый шаг к созданию не просто нарратива, а правового акта, который назовет похищение детей своим именем: военным преступлением.

Как это будет работать: национальное следствие и международное правовое взаимодействие

После того, как преступление будет квалифицировано на уровне украинского законодательства, любое украинское следственное учреждение — прокуратура, СБУ, ДБР — сможет открывать уголовное производство против конкретных лиц, независимо от их гражданства, должности или фактического пребывания на территории Украины. Формальное наличие преступления в Уголовном кодексе — необходимое условие для розыска, уведомление о подозрении, представление в суд, открытие заочного разбирательства.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  В суд передали дело о гибели малыша, тело которого было обнаружено в морозильной камере.

С момента внесения этой нормы Украина сможет на законных основаниях спрашивать у международных институций, в том числе Интерпола, поддержки в объявлении розыска, ареста или экстрадиции. Это, в частности, касается так называемых приемных родителей, участвующих в насильственном усыновлении вывезенных украинских детей, чиновников социальных служб, оформляющих документы на смену имени, а также тех, кто поощряет подобные действия публично или принимает решения на уровне органов власти.

Особый вес такой инструмент будет иметь в случаях, когда преступления против детей расследуются в рамках универсальной юрисдикции. Это принцип, согласно которому некоторые преступления – геноцид, военные преступления, преступления против человечности – могут быть рассмотрены любым государством, независимо от места совершения. Для этого необходима четкая национальная база. Если Украина четко признает депортацию детей военным преступлением, то это создает основания для подобных действий в судах других стран.

Закон также откроет возможность собирать доказательства в упорядоченном формате с правильной юридической квалификацией, описанием каждого эпизода как преступления, соответствующим оформлением показаний, подтверждений, архивных записей, решений об изменении фамилий или гражданства. Эти дела смогут направляться в Международный уголовный суд или стать основанием для подачи межгосударственных исков.

Что может стать вызовом

Одним из основных вызовов, с которыми столкнется Украина после принятия этого законопроекта, станет установление лиц, непосредственно участвующих в похищении, перемещении или содержании детей. Из-за смены имен, предоставления гражданства РФ, сокрытия места нахождения или привлечения к пропагандистским программам, доступ к таким данным часто ограничен. В то же время, благодаря международным базам, журналистским расследованиям, данным разведки, а также свидетельствам возвращенных детей, становится возможным поэтапно формировать персонифицированные досье.

Также сложным будет доведение умысла и связи между отдельными действиями и политическим приказом сверху, поскольку Россия пытается представить похищение детей как «эвакуацию», «спасение», «гуманитарную помощь» или даже «программу интеграции». Но наличие четкой статьи в украинском законе позволяет работать с доказательствами последовательно — и юридически противопоставлять российской пропаганде реальные факты: отсутствие согласия родителей, давление на детей, замену документов, навязывание новой идентичности.

Еще один аспект — политическая и дипломатическая работа при принятии закона. Когда Украина получит закон, признающий депортацию детей военным преступлением, она сможет лоббировать его аналогичное признание в других странах. Это откроет путь к созданию более широкой коалиции государств, которые не только осуждают такие действия, но признают их уголовными действиями, готовы судить виновных и поддерживать расследование на своих территориях.

Для украинского общества принятие этого законопроекта является признанием травмы, причиненной Россией, уничтожая семьи, разрывая кровные связи, похищая будущее. Он механизм, который способен указать не только виновного, но и дать ребенку шанс на возвращение домой.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button