В Украине к 2030 году будет не хватать около 108 тыс. учителей: результаты исследования

По результатам исследование, проведенного Общественным союзом «Освіторія» совместно с исследовательским агентством FAMA, к 2030 году в Украине может возникнуть дефицит у 108 тысяч педагогов. Это исследование, которое длилось более года, было представлено 13 ноября 2024 года.
Основной целью исследования было проанализировать состояние образования через призму профессии учителя и смоделировать ключевые потребности сферы до 2030 года. В рамках исследования было задействовано более 10 000 педагогов, что позволило системно проанализировать все звенья образовательной системы.
Согласно полученным данным, с 2018 по 2023 год количество учителей в городах уменьшилось на 10,9%, тогда как в селах этот показатель выше более чем в два раза – 22,8%. Средний возраст украинского учителя составляет 49 лет, что свидетельствует о старении педагогического состава. Кроме того, доля молодых учителей (до 30 лет) снизилась с 14% в 2018 году до 10% в 2023 году.
Исследование также выявило, что 27% учительского состава в школах составляют учителя языковой литературной отрасли, 24% – учителя младших классов, 13% – учителя естественной отрасли, 8% – учителя математики. Эти данные свидетельствуют о неравномерном распределении педагогических кадров по специализациям.
В ходе презентации результатов исследования были обсуждены возможные сценарии прогнозирования количества педагогов по новой методологии, сравнение нагрузки украинского учителя в международном контексте и динамику среди студенчества. В частности, был рассмотрен вопрос, сколько нужно учителей для обеспечения качественного образовательного процесса, существует разрыв между учителями технических и гуманитарных специальностей, а также ситуацию с пополнением учительских рядов в условиях сокращения педагогического состава.
Результаты исследования подчеркивают необходимость внедрения системных изменений в сфере образования, направленных на вовлечение молодых специалистов в педагогическую деятельность, повышение престижа профессии учителя и обеспечение равномерного распределения педагогических кадров по специализациям.