В Украине сократили продолжительность летних каникул и продлили учебный год

Образование в Украине после 2022 года перестало быть чем-то стабильным и прогнозируемым. Родители, учителя, администрации школ, а главное, сами дети оказались в ситуации постоянной адаптации. Учебные планы постоянно меняются, уроки переносятся, упраздняются или проводятся в укрытиях. Для части учащихся привычными стали прерывание занятий из-за воздушных тревог, дистанционных уроков по укрытиям, смешанной учебы или полной эвакуации в другие регионы или страны. В некоторых общинах школы работают в несколько смен, в других до сих пор полностью дистанционно из-за риска обстрелов. Именно поэтому правительство утвердило новые рамки учебного года.
Сокращение летних каникул
Современная ситуация требует пересмотра традиционных подходов к структуре учебного года. В условиях войны стало очевидным: классический график каникул и уроков не соответствует реалиям, когда дети могут терять недели или даже месяцы обучения из-за форс-мажоров, которые не зависят ни от школы, ни от семьи. Согласно постановлением Кабинета Министров Украины №841 от 23 июля 2024 года Министерство образования и науки утвердило новые рамки учебного года. Последний звонок в большинстве школ запланирован на 30 мая 2025 года, но сам учебный процесс будет продолжаться еще в июне — до 30 числа включительно. Полноценные летние каникулы начнутся с 1 июля и продлятся до 31 августа.
Таким образом, традиционные три летних месяца отдыха сокращаются до двух. Это решение объясняется необходимостью компенсировать образовательные потери, возникшие из-за нестабильной ситуации в стране.
Речь не идет о полноценной учебной нагрузке в течение всего июня в обычном режиме. Этот месяц должен стать периодом наверования, ликвидации академической задолженности, подготовки к экзаменам, работы с индивидуальными планами учащихся. Все школы будут иметь право самостоятельно организовывать этот период с учетом ситуации в регионе, количества пропущенных занятий, возможностей учащихся и педагогов.
Предполагается, что июнь станет для школьников своеобразным «буферным периодом», в котором будут сосредотачиваться не столько на изучении нового материала, сколько на закреплении и отработке уже изученного — с учетом перерывов, связанных с:
– частыми воздушными тревогами;
– локальными карантинными мерами (особенно в зимний период);
– спонтанными изменениями расписания или переносом каникул.
из-за войны график весенних каникул в 2025 году определялся самими учебными заведениями или соответствующими местными органами управления образованием. В части регионов каникулы прошли еще в конце марта, другие школы предоставили недельный отдых с 16 по 23 апреля. Были и случаи, когда каникулы фактически не состоялись – вместо этого проводились дни самостоятельной подготовки или гибкие онлайн-уроки. Такой подход вынужден и отражает общий принцип образовательной политики в условиях войны: гибкость, автономия, адаптивность.
Дает ли это эффект
Продление учебного года не формальность, это реальная попытка правительства компенсировать потери, которые в условиях регулярных обстрелов, эвакуаций и нарушения инфраструктуры накапливаются ежедневно. Часть учеников не смогла пройти программу полностью или оказалась в частичной потере связи с образовательным процессом. В таких условиях июнь становится ключевым для стабилизации результатов года, подготовки к экзаменам, завершения ключевых тем.
Для учителей это является дополнительной нагрузкой, для родителей — логистическим вызовом, но для государства — единственным реалистическим ответом на ситуацию, в которой каждый ребенок должен получить возможность завершить год не только «на бумаге», а со проверенным знанием, уточненным и завершенным хотя бы в пределах минимума программы.
Сокращение летних каникул — это не инициатива «против детей», а шаг, продиктованный обстоятельствами войны. Украинская школа функционирует в условиях, более похожих на режим выживания, чем на стабильный образовательный процесс. Именно поэтому продление года является попыткой адаптации, признания реальных вызовов и поиска решений в пределах возможного.