Экономические

Вопреки западным санкциям Россия наращивает танкерные перевозки нефти вопреки западным санкциям

Фигурально говоря, нефть – кровь экономики России. Экономические санкции, введенные Западом, были призваны обескровить страну-агрессора. Общеизвестно, что Евросоюз запретил морские перевозки российской нефти и нефтепродуктов в не входящие в ЕС страны с декабря 2022 года. Также был введен запрет на предоставление связанных технических, брокерских и финансовых услуг.

США ввели санкции против российских танкерных компаний, в том числе Совкомфлота, замораживая их активы в США и запрещая американцам сотрудничать с ними. Кроме того, страны G7, ЕС и Австралия установили ценовой потолок на российскую нефть в размере $60 за баррель, что запрещает использование западных морских услуг для перевозок нефти, если цена превышает этот максимум.

Теневой флот на службе стране-агрессору

Но Россия активно и изобретательно обходит эти запреты. По данным Greenpeace, с июля этого года около 15 танкеров с российской нефтью прибыли в европейские порты, нарушая действующий с марта прошлого года запрет на поставки. Большинство этих судов принадлежат греческим компаниям, которые подозреваются в участии в теневом флоте России. По прибытии в назначенные порты груз был отгружен, о чем свидетельствует уменьшение осадки танкеров.

Россия смогла увеличить свой теневой танкерный флот, приобретя 35 новых танкеров, несмотря на санкции. В июле текущего года 4\5 российской сырой нефти и почти половина нефтепродуктов транспортировались по этим теневым танкерам, из которых только треть была застрахована известными международными страховщиками.

Очевидно, что это подрывает глобальные механизмы ценового контроля и торговли. Арсенал теневого флота, подобно арсеналу артиллерийского оружия, доставшемуся России по наследству от Союза, состоит из устаревших и заброшенных судов с сомнительной структурой собственности и отсутствием страхования, что усиливает риск разливов нефти. Несмотря на новые требования по предотвращению продажи танкеров в российскую теневую сферу, введенные Евросоюзом, проблема остается острой.

Северный морской путь – новый способ для страны-агрессора возобновить торговлю углеводородами

В этом году Россия отправила рекордный объем нефти через свою акваторию полярного круга, ускоряя доставку в Китай в экологически чувствительную зону.

В этом году не менее 15 нефтяных танкеров, перевозивших около 10,7 миллиона баррелей сырой нефти, воспользовались Северным морским путем — проходом вдоль северного побережья России. Это сравнимо с совокупным количеством 14 судов, транспортировавших 10,5 миллионов баррелей за прошлогодний навигационный сезон. Три танкера уже прошли этот маршрут один раз и стоят пустые у порта Мурманская, еще два должны прибыть на днях. Это может увеличить нынешний объем перевозок до более чем 14,4 миллиона баррелей.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Таможенная война на всех фронтах: когда Трамп говорит – рынки падают

Судоходный маршрут длиной 2500 миль, проходящий через воды у сибирской тундры, обычно используется только летом. Но западные санкции и атаки беспилотников Хути в Красном море повысили его привлекательность как кратчайшего перехода между портами России и Китая.

По данным российской энергетической компании «Росатом», которая также управляет Северным морским путем, в прошлом году по этому маршруту было перевезено рекордные 36 миллионов тонн грузов, из которых более половины составлял сжиженный природный газ.

Сейчас путешествие может быть сложным, особенно если нужна помощь ледокола.  Уже через месяц воды станут ледяными и опасными для транзита. Как ни парадоксально, нападения йеменских хуситов в Красном море сделали Северный морской путь более привлекательным для российских танкеров, поскольку этот маршрут позволяет избежать зон конфликта и быстрее доставить грузы покупателям.

Танкер «Штурман Овцин» первым воспользовался этим путём в этом году и уже прошел половину маршрута. Обычно он транспортирует грузы из Обского залива в Мурманск, но на этот раз направляется в китайский порт Ричжао для технического обслуживания и разгрузки.

Еще два танкера, «Проспект Королева» и «Проспект Вернадского», следуют из Китая в Мурманск через Берингов пролив. Они будут модернизированы в Мурманске перед началом новой работы по проекту «Сахалин-2».

Использование этого маршрута может вдвое сократить время транспортировки грузов из портов Балтийского моря покупателям в Поднебесной. Экономия времени еще больше для отправлений из арктических терминалов в Мурманске.

Чтобы пересечь северное побережье от Новой Земли до Берингова пролива, обычно нужно чуть больше недели. Оттуда еще до двух недель, чтобы добраться до портов вокруг Шанхая или северного Китая. Это гораздо быстрее, чем путешествие от Балтии в Шанхай через Суэцкий канал, занимающий примерно полтора месяца, или 50 дней из Мурманска.

Навигационный сезон 2024 года на Северном морском пути должен был продолжаться с 1 июля по конец ноября, но его сократили из-за раннего образования льда из-за большого количества остаточного льда. Это закроет маршрут для судов без ледового класса с 15 октября и для всех, кроме самых крепких ледокольных танкеров, до начала ноября.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Фермеры в ярости: блокада порта Бордо как средство давления на французское правительство

Большинство судов, пользующихся этим маршрутом, относительно современны и принадлежат российскому судоходному гиганту Совкомфлот. Однако в этом году несколько старых судов, являющихся частью теневого флота танкеров, созданных для обхода западных санкций на перевозку российской нефти, также совершили путешествие.

Почти половина судов, которые в этом году используют Северный морской путь, имеют возраст не менее 15 лет, что сравнимо с примерно третью танкеров, использовавших маршрут в прошлом году.

Какую экологическую опасность создают нефтяные танкеры

Большие танкеры могут перевозить более 150 миллионов литров нефти каждый. Средний возраст транспортирующих нефть судов вырос с 8,9 лет в 2021 году до 16,6 лет в 2024 году. Это создает серьезную экологическую угрозу, ведь авария может привести к масштабным пятнам нефти в европейских акваториях, в частности на островах Фехмарн и курортах Балтийского моря, таких как Варнемюнде и Дамп.

Увеличение танкерных перевозок через Арктику также может повысить риски для окружающей среды, учитывая уязвимость арктической экосистемы. «Удаленность, отсутствие инфраструктуры и неблагоприятные условия окружающей среды в Арктике означают, что в случае разлива нефти необходимо преодолеть значительные материально-технические и операционные проблемы», – заявила Международная федерация владельцев танкеров по загрязнению. Это некоммерческая организация, созданная от имени судовладельцев мира для предотвращения морских разливов нефти, химикатов и других ядовитых веществ.

Танкерные перевозки как альтернатива традиционной логистике нефти

Поэтому очевидно, что Россия решила расширить танкерные перевозки, во-первых, потому, что западные санкции ограничили ее возможности экспортировать нефть по традиционным путям. Расширение танкерного флота позволяет России обойти эти ограничения и продолжать поставки нефти на мировые рынки и увеличить свои доходы от экспорта нефти, чтобы финансировать агрессию в Украине. К сожалению, контроль над поставкой энергоресурсов позволяет России сохранять влияние на глобальном энергетическом рынке и использовать топливо как инструмент геополитического давления в современном биполярном мире.

Татьяна Морараш

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button