Экспертное мнение

Война создает новую угрозу для образования: Лилия Гриневич предупреждает о риске маргинализации молодежи

После завершения боевых действий Украина столкнется не только с вопросами физического восстановления инфраструктуры, но и менее заметными, но глубокими последствиями длительной войны. Одной из таких проблем станет ситуация в образовании. Речь идет не только о разрушенных школах, нехватке учителей или ухудшении материально-технической базы, а значительном количестве детей и подростков, длительное время обучавшихся в условиях дистанционки, миграции, стресса, прерывании связи с педагогами и коллективом, а во многих случаях вообще фактически не обучались. В результате формируется целая прослойка молодежи, которая может оказаться не только с учебными пробелами, но и с разорванной связью с самой идеей обучения. Это представляет риск как для системы образования, так и для социальной стабильности в послевоенный период. Именно на это обращает внимание бывшая министерка образования и науки Лилия Гриневич

Гриневич считает, что после завершения войны Украина столкнется с глубокой и долговременной проблемой — формированием групп молодежи, которые в результате учебных потерь, нестабильной среды и дистанционного формата, особенно в прифронтовых зонах, фактически выпали из образовательного процесса. Она подчеркивает, что у этих подростков часто были очень ограниченные возможности для нормального обучения — с перебоями электроэнергии, отсутствием стабильного интернета, психологической усталостью, бомбоубежищами вместо классов. Поэтому у них может не сформироваться базовая внутренняя дисциплина к труду, саморазвитию, участию в общественной жизни. Это чревато возникновением новых маргинализованных групп — дезориентированной, легко манипулированной молодежи, которая останется на обочине послевоенного восстановления. Как следствие, у многих из них сформировался стойкий отход от образовательного процесса, привычка к пассивности и отчуждению от обучения.

По мнению эксминистерки, такая молодежь вырастет без навыков регулярного труда, без привычки системно учиться, а значит, без сформированных механизмов самореализации. Она сравнивает эту ситуацию с аналогичными процессами в других странах, переживавших войны: каждый раз появлялась часть молодых людей, которые не адаптировались к общественной жизни после завершения конфликта и легко попадали под влияние опасных групп или криминальных структур.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  НАТО предложит Украине "мост" к членству, надеясь, что этого достаточно

Гриневич отмечает, что сегодня традиционные рычаги влияния на молодежь — семья, школа, социум — все больше теряют силу. В цифровые времена ключевым фактором формирования мировоззрения стали информационные сети, алгоритмы, подбирающие контент и действующие на уровне бессознательного. По ее убеждению, именно эти виртуальные сети, в которые погружаются дети, постепенно формируют альтернативную реальность, оторванную от реальной жизни, лишенную критического мышления и часто наполненную деструктивными идеями.

Она подчеркивает, что современный ребенок, который идет закладывать взрывчатку под автомобиль украинского военного, — это не просто пример преступного поведения. Это свидетельство того, что этот ребенок уже попал в ловушку чужой виртуальной идеологии, потерял ориентиры и стал инструментом в информационной войне.

Эксминистерша отмечает, что Украине придется искать новые образовательные и социальные инструменты, чтобы вернуть этих детей к сообществу, сформировать у них внутреннюю мотивацию к обучению, восстановить способность к планированию, системному труду, к участию в послевоенной жизни государства. Только технологические решения или цифровизация образования не решат эту проблему. Нужен целостный подход: с вниманием к социальной среде, психологической травматизации, потребности в реальных живых коммуникациях между учителем и учеником. Без этого существует риск потерять целое поколение, которое уже не вернется к активной общественной жизни.

По мнению Лилии Гриневич, преодоление этого кризиса должно стать приоритетом национальной политики сразу после завершения активной фазы боевых действий. Иначе Украина рискует оказаться с глубоко расслоенным обществом: часть молодежи — активная, интегрированная, ориентированная на развитие, другая пассивная, дезориентированная и уязвимая к любым формам манипуляций. И эта вторая часть может стать не только обузой, но и источником угроз как социальных, так и безопасных.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button