«Я не помню ни одного реального шага власти в сторону образования — только агрессивное превосходство и неадекватность»: Станислав Николаенко

В условиях войны образование в Украине переживает глубокий кризис — школы повреждены или закрыты, учителя и ученики вынуждены эвакуироваться, многие дети не имеют доступа к качественному обучению. В таких обстоятельствах государство должно защищать систему образования, поддерживать учителей и педагогические коллективы, заботиться о равном доступе к знаниям. Но этого не происходит. Министерство образования и науки не действует должным образом, не разрабатывает системную политику и вместо поддержки, лишь усложняет ситуацию. Поэтому критика, которая звучит со стороны общества и образовательного сообщества, вполне обоснована.
Среди открыто выступивших против последних законодательных инициатив есть профессор, доктор педагогических наук, академик Национальной академии педагогических наук Украины и Национальной академии аграрных наук Украины, народный депутат Украины 4 созыва, эксминистр образования и науки Станислав Николаенко. Он признается, что сначала не поверил, когда узнал из соцсетей новый законопроект, представленный группой народных депутатов Украины, который якобы должен усовершенствовать механизмы формирования сети лицеев. Однако знакомство с текстом документа вызвало у него шок. Как могли, спрашивает он, опытные законодатели, в том числе члены комитета по науке и образованию — комитету, в котором сам работал три созыва — предложить документ, фактически уничтожающий украинскую школу, особенно в сельской местности?
Николаенко приводит ряд законодательных норм, которые, по его мнению, прямо противоречат этому документу. В частности, статья 3 закона «Об образовании» гарантирует, что никто не может быть ограничен в праве на получение образования. Конституция Украины также запрещает какие-либо ограничения по месту жительства.
Профессор расшифровывает: одна параллель должна быть не менее 96 учеников, поскольку стандартный класс — 24 ребенка, которые делятся на 3 группы. В нынешних реалиях войны такая численность утопическая. И это создает серьезную угрозу доступности старшей школы. Например, в его родной Суботцовской общине, которая включает 22 села, пять местных школ вместе имеют только 86 учеников старших классов. Расстояния между селами – до 25 км по разбитым дорогам. В таких условиях община численностью более 14 тысяч человек может потерять право на полное среднее образование.
Особенно возмущает Николаенко, что его родная Богдановская школа — с мощной историей, с выпускниками, которые становились министрами, ректорами, военными, ежегодно готовит выпускников с наивысшими баллами ВНО, — теперь не будет соответствовать искусственно выдуманным нормам. Ученики вынуждены будут ездить в Знаменку или Кропивницкий, но никто не позаботился, где они будут жить, что будут есть, как будут добираться. Что уж говорить о других регионах – Херсонщине, Николаевщине, Черниговщине, Полтавщине.
Эксперт убежден, что новый закон ставит крест не только на развитие отдельных сел — удар по всему государству. Половина общин страны потеряет старшую школу. Это десятки тысяч населённых пунктов, сотни тысяч детей. Таким образом, рушится важный социальный лифт. Аргументы реформаторов о том, что финансирование должно взять на себя община или родители, профессор называет никчемными — потому что в деревнях денег нет и не будет. Люди в этих регионах и так лишены права на работу, медицину, транспорт — теперь у них еще и забирают образование.
Станислав Николаенко эмоционально заявляет:
«Авторы закона сознательно идут на уничтожение важного социального лифта, ограничивая право детей из сел, поселков на полное образование. И заявления реформаторов, что пусть общины или родители сами финансируют лицеи, не выдерживают критики. Где эти средства в тех селах? Их нет.
Народные депутаты Украины осознают, что в этих населенных пунктах люди не получают многих конституционных благ, в частности ограничено право на труд, потому что работы нет. Право на медицинское обслуживание – попробуй им воспользоваться, то врача нет, то автобус не ходит, то денег на лечение нет.
Есть такая картина: в богатых, больших общинах, городах гораздо легче жить, то и образование детям государство проплатит, а бедным и ветер в глаза дует!
Неужели коллеги так примитивны и не способны к минимальному анализу? Мы перекрываем маленькие потоки, которые питают большую реку Украины.
Полностью убежден, что министерство должно подготовить вариант получения полного среднего образования в школах, где есть один или два класса. Без этого шага украинской школы не будет.
Эксминистр подчеркнул, что анализ свидетельствует о том, что негативно воспринимают инициативу и в крупных городах — Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Днепре. Ассоциация руководителей школ Украины предупреждает: количество лицеев сократится с 8 до 2 тысяч. Это отразится даже на школах в центральных районах. Еще абсурднее он считает идею запретить лицеям иметь в своем составе начальную школу: это, как отмечает директор Ирина Чернилевская, — разрушение единого педагогического организма, отрыв фундамента от верхушки.
Такие действия, по словам Николаенко, бессмысленны и разрушительны. Они потребуют новых помещений, руководителей, чиновников — в то время, когда ресурсы на грани. Особенно жаль ему об этом говорить, ведь именно он был одним из соавторов статьи 53 Конституции Украины. В 1996 году за нее проголосовали все фракции, понимая стратегический вес среднего образования.
Он упоминает примеры по истории. В XVIII веке императрица Мария-Терезия ввела обязательное школьное образование, в том числе на территории Западной Украины, и это дало значительный рост благосостояния.
«Бывший Союз, вводя постепенно обязательную семилетку, восьмилетку и полное среднее образование, поднимал на этом экономику страны».
Не раз писал, но повторюсь, что главные наши союзники в кровавой борьбе с россией – это наши Вооруженные Силы, наша молодежь, наш народ.
Поэтому мы должны опираться на образованную нацию, хорошие школы и университеты, колледжи и профессиональные лицеи. Следовательно, данный шаг горе-депутатов приведет к еще более резкому снижению индекса человеческого развития страны, потере ее конкурентоспособности, а значит, отсталости и возможности полного захвата другими странами. Сейчас мы и так находимся в мире на сотом месте по индексу человеческого развития, хотя еще недавно имели 74 место», – считает Николаенко.
По его мнению, молчать не имеют права ни педагогические университеты, ни академия педагогических наук. Ибо если МОН продолжит искусственно создавать препятствия, количество поступающих в вузы резко упадет. А молодежь массово поедет в Европу, где поступление гораздо проще, и украинских учеников и студентов там охотно принимают.
Поведение власти, по мнению Николаенко, не является стратегией – это хаотические, бессмысленные шаги. Он вспоминает пословицу: «Плохого меха не надуть, а дурное не научит». Поэтому создается впечатление, что у многих чиновников есть пренебрежение украинским. Они кичатся дипломами западных вузов, но не понимают, как работает западная система образования.
Николаенко отмечает, что не помнит в последнее время никаких мер, реального системного шага власть имущих в образовании навстречу школе, университету. При этом отсутствует настоящий диалог, царит тупая, агрессивная превосходство и неадекватность.
Критика, которую он озвучивает, не преследует цель оскорбить. Она должна отрезвить реформаторов. Он цитирует бывшего замминистра Бориса Жебровского: «Не ремонтируй, если не сломалось». Надо сохранить коллективы, не уничтожать то, что работает.
Эксминистр также обращается в международные фонды и посольства, в частности страны ЕС, призывая не опираться только на мнение узкого круга грантовых экспертов. Жизнь гораздо сложнее. Законопроект, по его мнению, следует немедленно отозвать как основной, так и альтернативный. Если это не произойдет, депутаты должны проголосовать против. А общественность внимательно следить и делать выводы.
Николаенко призывает инициировать образовательное вече с участием представителей всех общественных и научных образовательных организаций, местных советов, учительства, родителей, ученых. Ибо голос общин должен быть услышан. В противном случае образование в Украине упадет вместе с национальным будущим.