Социальная

Алгоритмы и подростковый ум: как искусственный интеллект формирует мышление украинских школьников

Глобальная цифровизация и искусственный интеллект (ИИ) все больше интегрируются во все аспекты нашей жизни, от быта до бизнеса и образования. Трудно представить отрасль, где бы не использовались новейшие технологии. Они помогают автоматизировать процессы, экономить время и ресурсы, улучшать коммуникацию и принятие решений. Однако, вместе с положительными изменениями, возникают и вопросы о влиянии этих технологий на нашу способность мыслить, учиться и принимать решения самостоятельно. На первый взгляд, очевидно, что ИИ стал настоящим помощником в нашей повседневной жизни: от персональных рекомендаций в соцсетях до автоматизации ежедневных задач. Но за всеми удобствами и комфортом скрыта опасность. Молодежь, выросшая в эпоху цифровых технологий, теряет способность самостоятельно искать информацию, анализировать ее и делать собственные выводы. ИИ решает за нас все больше вопросов, а мы постепенно теряем умение критически мыслить и развиваться. Не окажемся ли мы в плену технологий, где наше будущее будет определять код, а не наши собственные мысли?

От самостоятельности к автоматизации

Наверное, каждый сможет перечислить преимущества использования ИИ и цифровизации: новейшие технологии упрощают рутинные задачи, оптимизируют процессы, помогают искать информацию и решать проблемы, которые раньше казались сложными. С одной стороны, это мощный инструмент прогресса, но за слепым увлечением его возможностями скрывается опасная реальность.

Исследование, проведенное учеными из Университета Пенсильвании (США) выявило, что использование искусственного интеллекта в учебном процессе может негативно влиять на качество знаний учащихся. Эксперимент был проведен с тремя группами турецких учеников, которые посещали занятия по математике. Первая группа выполняла задания самостоятельно, вторая использовала ChatGPT для помощи, а третья — другую версию ChatGPT, которая давала подсказки для решения задач. Сначала результаты показали, что ученики, которые использовали ИИ, решили на 48% больше задач правильно, чем те, кто учился самостоятельно. А ученики, получавшие подсказки сгенерированные ИИ, достигли на 127% лучших результатов. Что и требовалось доказать, скажете вы. Но не спешите с выводами. Последующее тестирование, где ученики решали задачи без помощи ИИ показало совсем другой результат. Группа, использовавшая ИИ, имела на 17% худшие результаты по сравнению с учениками, которые учились самостоятельно. Как оказалось, участники эксперимента даже не вчитывались в вопросы тестов, а просто запрашивали готовые ответы у ИИ, что затрудняло формирование навыков решения задач. Как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. А сам ИИ допустил ошибки в арифметических вычислениях в 8% случаев, а в подходах к решению задач в 42% случаев. В свою очередь сами участники были просто уверены, что они выполнили все верно и тем самым часто переоценивали свои знания.

«Не стоит рассматривать ИИ как панацею от всех проблем», — говорит кандидат педагогических наук и заведующая лабораторией «ГИС и ДЗЗ» Малой академии наук Украины Светлана Бабийчук.

Да, конечно, но это понимают взрослые люди, которые подходят к вопросу критически. Чего нельзя сказать о детях, которые верят всему, что находят в интернете, тем более, что у них сложилось представление о всемогуществе ИИ.

Уже сегодня все больше наблюдается тенденция к значительному снижению посещения библиотек. Ведь зачем перечитывать множество книг, когда Google выдаст необходимую информацию всего за несколько кликов?

ИИ не только облегчает нашу жизнь — он формирует наше сознание, меняя способ мышления, принятия решений и даже наши убеждения. Молодое поколение, выросшее в окружении технологий, особенно уязвимо к влиянию алгоритмов. Вместо того чтобы самостоятельно искать информацию в первоисточниках, они все больше полагаются на интернет, социальные сети и искусственный интеллект. Алгоритмы быстро подбирают контент, рекомендуя «правильную» информацию, которую пользователь желает увидеть. Но здесь кроется опасность — молодежь перестает критически мыслить и анализировать источники. Вместо того, чтобы самостоятельно оценивать факты и делать собственные выводы, они следуют за алгоритмами, которые могут быть предвзятыми или даже манипулятивными.

ИИ создает иллюзию легкодоступной информации, что заменяет процесс ее глубокого осмысления. Люди перестают проверять факты, оценивать различные точки зрения или спрашивать, действительно ли то, что им предлагается, является правдой. Критическое мышление становится редким навыком, ведь технологии делают все за нас — от выбора фильма до важных жизненных решений. Теряя способность мыслить самостоятельно, люди становятся уязвимыми к информационным манипуляциям и пропаганде.

Риски будущего

В будущем мы можем столкнуться с обществом, где люди становятся пассивными потребителями информации. Они будут полагаться на алгоритмы для принятия решений, отдавая контроль над собственной жизнью технологиям. Такая тенденция может привести к деградации творческого потенциала человечества, ведь без критического осмысления окружающего мира мы теряем способность создавать что-то новое. Интеллектуальная лень и пассивность могут стать новой нормой, где все идеи, решения и даже убеждения будут формироваться алгоритмами, обслуживающими интересы компаний или властных структур. А дальше люди перестанут контролировать собственную жизнь. ИИ станет основным источником информации, средством контроля и даже управления поведением. Такая ситуация создает угрозу появления «цифровых диктатур», где все, что мы видим, читаем или делаем, будет определяться алгоритмами.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Утрата авторитета учителя как системное явление: социальные факторы и влияние системы образования

Еще одной опасностью является потеря индивидуальности. Алгоритмы базируются на обобщенных моделях и направлены на стандартизацию опыта. Люди могут потерять способность формировать уникальные взгляды и убеждения, ведь их интересы и поведение будут формироваться в рамках моделей, созданных технологическими компаниями.

Популярно ли использование ИИ в украинском школьном образовании

В международном рейтинге использования искусственного интеллекта в 2023 году Украина вошла в группу стран с самым низким показателем, среди которых Гватемала, Парагвай, Венесуэла, Сальвадор.

По данным Всеукраинского исследования перспектив ИИ в школьном образовании, проведенного в сентябре-октябре 2023 года по инициативе Малой академии наук Украины и Projector Institute, было установлено, что 76% педагогов хотя бы раз, а пользовались ИИ и имели положительный опыт. Педагоги отмечают, что используют сервисы ИИ в своей деятельности для подготовки к занятиям, создания тестов для домашнего задания, во время проведения уроков, а также для проверки знаний учащихся и даже во внеклассной работе. Интересным оказалась зависимость педагогического стажа и использования технологий: чем меньше стаж работы учителя, тем активнее он применяет в своей практике ИИ. В свою очередь, ученики гораздо лучше осведомлены о новейших технологиях. Так 91% школьников знает хотя бы об одном из сервисов ИИ, а 78% респондентов их активно использует.

Топ использования учениками и их учителями цифровыми технологиями имеет следующий вид:

  • ChatGPT — 68% пользователей;
  • проект от «На урок» — 49% пользователей;
  • Bard Google — 16% пользователей;
  • Midjourney — 15% пользователей;
  • Grammarly — 14% пользователей;
  • Notion AI — 7% пользователей;
  • Stable Diffusion — 4% пользователей.

Но несмотря на такую популярность, 39% педагогов не намерены советовать своим ученикам использовать ИИ в обучении. Это объясняется тем, что недостатки технологии, в частности в использовании для учебных нужд, также очевидны для педагогов. Среди проблем учителя отмечают неумение школьников пользоваться первоисточниками и выявлять действительно верную информацию, так как они просто полагаются на данные ИИ. В свою очередь ИИ делает элементарные логические ошибки, или же данные, на которые он опирается, могут содержать неточности или быть уже не актуальными. Также ИИ чаще всего не укажет или укажет неточно на первоисточник информации, а для исследовательской работы это недопустимо, ведь очень важно проверить и корректно сослаться на первоисточник. Педагоги отмечают, что все труднее стало отделять вклад ребенка и ИИ в творческих заданиях, поскольку непонятно, как можно отличить работу компьютера от ученической. Это невольно наталкивает на размышления о том, что цифровые технологии влияют на навыки учащихся такие как, коммуникация, критическое мышление и креативность, постепенно стирая границы индивидуальности.

Зато украинские школьники видят только пользу в использовании искусственного интеллекта в обучении. 6 из 10 опрошенных учеников уже использовали сервисы ИИ, готовя домашние задания. 85% детей использовали ИИ хотя бы раз, а треть из них делает это как минимум каждую неделю. Также около 40% отмечают, что использовали ИИ во время уроков в школе. А некоторые ученики в частной беседе признаются, что пользуются инструментами ИИ для списывания.

Специалисты по инновациям утверждают, что искусственный интеллект в образовательном процессе однозначно будет способствовать как работе учителей, так и обучению школьников в контексте поиска данных, их обработки и поверхностного анализа.

Основные направления применения ИИ в образовании за рубежом

В свою очередь применение искусственного интеллекта в образовании за рубежом становится все более популярным и многообещающим инструментом, который может радикально изменить учебный процесс. В разных странах к внедрению ИИ подходят по-разному, но общая тенденция заключается в том, что он рассматривается как мощный инструмент для улучшения качества образования и повышения его доступности.

Во многих странах, таких как США, Великобритания, Финляндия и Южная Корея, ИИ используется для создания персонализированных учебных программ, учитывающих уровень подготовки, интересы и скорость усвоения материала каждого студента. Это позволяет ученикам учиться в своем темпе, получая поддержку там, где это наиболее необходимо. В таких странах, как Китай и Япония, ИИ используется для анализа больших объемов образовательных данных с целью выявления тенденций в обучении и совершенствования программ. Это позволяет лучше понимать, какие методики работают, а какие нуждаются в корректировке.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Война как туристическая достопримечательность: новый тренд или моральный кризис

Во многих школах и университетах за рубежом, в частности в США и Европе, ИИ помогает автоматизировать процесс проверки работ, что уменьшает нагрузку на преподавателей и позволяет им больше времени уделять непосредственному преподаванию. В Великобритании и Германии, например, активно используются чат-боты для ответа на вопросы студентов или предоставления им дополнительной поддержки во время самостоятельного обучения. В Испании и Франции, ИИ используется для улучшения изучения языков с помощью адаптивных приложений, позволяющих студентам практиковать иностранные языки с помощью реальных разговорных сценариев.

В странах, где инновации в образовании всегда были в приоритете, таких как Финляндия, Канада, Нидерланды и Сингапур, ИИ считается важным инструментом для обеспечения современного образования. Преподаватели и администраторы активно экспериментируют с новыми технологиями для повышения эффективности обучения. В некоторых странах, в частности во Франции и Германии, существует осторожное отношение к внедрению ИИ из-за опасений относительно этики, приватности и потенциального влияния на роль преподавателя. Многие волнуются, что автоматизация может уменьшить человеческий контакт в образовании, который является важной составляющей обучения. Страны ЕС активно работают над созданием нормативных актов по использованию ИИ в образовательных учреждениях, чтобы обеспечить прозрачность алгоритмов и защиту данных студентов. Это особенно актуально в контексте европейских инициатив, направленных на создание этических стандартов для использования новейших технологий.

Искусственный интеллект уже сейчас оказывает значительное влияние на образовательные системы многих стран. Его применение способствует индивидуализации учебного процесса, повышению качества образования и упрощению рутинных задач. Однако, как и любая технология, ИИ вызывает вопросы об этике и приватности, и эти аспекты становятся важными темами обсуждений во многих странах.

«Большинство опрошенных школьников и учителей считают, что ИИ может изменить образование в будущем. И это должно стать сигналом для грамотной и пошаговой интеграции такой технологии в учебный процесс в Украине», — отметил президент Малой академии наук Украины Станислав Довгий.

Конечно, невозможно не замечать преимущества новейших технологий для образования. Цифровые платформы и ИИ позволяют получать знания где угодно и когда угодно. Онлайн-курсы, интерактивные учебники и персонализированные программы обучения стали доступными благодаря новейшим технологиям. Школьники и студенты могут учиться в собственном темпе, получать мгновенную обратную связь и доступ к материалам со всего мира. ИИ может помогать создавать индивидуальные планы обучения, которые соответствуют потребностям каждого студента. Это повышает эффективность обучения, поскольку каждый получает именно те знания и навыки, которые ему нужны, вместо универсальных программ, которые не всегда подходят всем. Учителя и преподаватели могут автоматизировать оценивание, проверку тестов и ведение документации. Это позволяет им больше времени уделять непосредственно учебному процессу и работе со студентами, вместо выполнения административных задач.

Однако с широким доступом к информации через технологии и растущей автоматизацией процессов, есть опасения, что молодежь может стать зависимой от цифровых инструментов. ИИ может упрощать задачи, однако он также может стимулировать школьников и студентов выбирать более легкий путь — готовые ответы и решения вместо развития критического мышления и навыков анализа. Цифровые инструменты снижают потребность запоминать информацию, поскольку ее можно легко найти онлайн. Это может приводить к снижению способности удерживать знания в памяти. Кроме того, цифровые платформы часто отвлекают внимание на другие стимулы, что может повлиять на концентрацию и способность сосредотачиваться на глубоком обучении. Молодежь все больше полагается на гаджеты и программы в повседневной жизни. Отсутствие умения работать без технологий может создать проблемы, когда нет доступа к интернету или устройствам.

Вероятно, что в будущем образование должно найти баланс между использованием технологий и развитием ключевых навыков самостоятельного мышления. Педагогам важно учить школьников не только тому, как использовать технологии, но и как критически мыслить, анализировать информацию и делать собственные выводы.

Технологии могут стать мощным инструментом для поддержки обучения, но также стоит помнить о развитии когнитивных и социальных навыков, которые формируются через личное общение, размышления и самостоятельное решение проблем. Молодежь должна учиться не только быть потребителями информации, но и создателями новых идей, критически относиться к тому, что им предлагает ИИ, и уметь работать в мире, где технологии постоянно меняются. Поэтому главным вызовом для образования станет создание условий, где технологии помогают, но не заменяют процесс мышления, а молодежь воспитывается как самостоятельные, творческие и ответственные личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button