Чего следует избегать Трампу для укрепления США: восстановление военной мощи как ключевая миссия «мирового полицейского» (продолжение)

В прошлый раз мы обсуждали вызовы, ожидающие новоизбранного президента США, когда Дональд Трамп получит широкие полномочия хозяина Овального кабинета. Вернее, видение этих вызовов Митчем Макконнеллом – сенатором от штата Кентукки и лидером республиканцев в Сенате США в 2007-2024-х.
Последний считает, что Дональд Трамп столкнется с миром растущих угроз США: Китай, Россия, Иран и Северная Корея координируют свои действия, чтобы ослабить глобальный порядок, возглавляемый Америкой. По мнению сенатора, изоляционизм и сокращение военных расходов только усиливают эти вызовы. Трамп должен сосредоточиться на восстановлении военной силы, укреплении альянсов и противодействии реваншистским режимам. Особо важно не покидать Украину, поскольку российская агрессия подрывает европейскую безопасность, что будет способствовать агрессии Китая и других противников. Инвестиции в оборону и сотрудничество с партнерами являются ключом к сдерживанию глобальных угроз.
США нужна армия для нескольких фронтов – оборона не может быть заложником политики
Макконнелл уверен: США нужна армия, способная одновременно реагировать на несколько угроз Без этого ограниченные ресурсы создадут дилемму выбора между вызовами, предпочитая противников. Трамп должен отклонить идею приоритетности Китая за счет Украины и вернуться к стратегическому планированию, что предполагает способность вести несколько конфликтов одновременно.
Противники оборонных расходов в Конгрессе часто ставят его в зависимость от неприоритетных расходов, удерживая военную силу заложником политических проектов. Несмотря на рост внутренних расходов, ключевые законы, в частности Закон о сокращении инфляции, не выделяли средств на оборону.
Изоляционисты ошибочно считают военное преимущество чрезмерным или провокационным, но игнорирование этого преимущества обойдется США дорого. Безопасность и процветание Америки зависит от ее военной силы, и поддержка этого преимущества является необходимой инвестицией.
Уместен ли политический торг вокруг национальной безопасности
В последние годы США значительно сократили оборонные расходы: в 2023 году этот показатель составил лишь 3% ВВП, по сравнению с 37% во время Второй мировой, 13,8% во время Корейской войны в 1950-1953-х, 9% во время войны в Вьетнаме в 1965-1975-х, 4,5 до 6% ВВП инвестиций в оборону во времена президента Рейгана (1981–1989).
Кажется, историческая динамика оборонных расходов США достаточно показательна. В настоящее время оборонные расходы США составляют около 3% ВВП. Это гораздо меньше по сравнению с временами крупных войн и Холодной войны, однако в абсолютных показателях США остаются крупнейшим в мире инвестором в сферу обороны.
Пока Китай и Россия активно увеличивали свои военные возможности, превосходя США в производстве боеприпасов, ракет и кораблей. Это создает угрозу, особенно при затяжном конфликте, как показали войны в Украине и Израиле.
В США ограничены запасы боеприпасов, поскольку приоритет предоставлялся разработке новейших вооружений вместо регулярного пополнения арсеналов. Это создает опасности, в особенности в условиях конфликта. Китай, имея возможность блокировать ключевые логистические маршруты поставок, может усложнить оперативное обеспечение американских войск. Поэтому важно заранее размещать ресурсы в стратегических точках и развивать сотрудничество с международными партнерами, чтобы гарантировать доступ к базам и логистическим хабам в случае угрозы.
В 2018 году комиссия по оборонной стратегии призвала увеличивать оборонный бюджет на 3-5% ежегодно для поддержки военного превосходства США. В этом году комиссия заявила, что из-за растущих угроз этого недостаточно. По мнению Макконнелла Трамп должен учесть эти рекомендации, увеличить расходы на оборону, сократить необоснованные расходы и решить проблему дефицита. Также необходимы экономические реформы для стабильного роста и доходов.
Республиканцы включили в бюджет нацбезопасности инвестиции в производство важных компонентов, в частности ракетных двигателей для боеприпасов большой дальности и перехватчиков. Но демократы настаивают на равенстве между оборонными и необоронительными расходами, что затрудняет расширение этих расходов. Очевидно, что политический торг вокруг национальной безопасности неприемлем.
Конгресс предоставил Пентагону право заключать многолетние соглашения на закупку критически важных боеприпасов, что позволяет уменьшить риски, часто возникающие из-за ежегодного бюджетного процесса. Этот механизм следует распространить на другие типы вооружения большой дальности и системы противоракетной обороны, на которые прогнозируется стабильный спрос.
Для наращивания производства Пентагон может активнее применять Закон об оборонном производстве, принятый в 1950 году, позволяющий правительству приоритезировать и привлекать ресурсы для создания стратегически важных товаров. Однако в последнее время этот закон использовался не по назначению, в частности администрация Байдена направила его на производство солнечных панелей. Пора восстановить фокус Закона на обеспечении потребностей национальной обороны.
США должны восстановить свою ослабленную оборонно-промышленную базу
Неопределенность в сигналах от Пентагона и Конгресса создала препятствия промышленности, поскольку компании не были уверены в стабильности инвестиций в производство оружия и обеспечения цепей поставок. Для решения этой проблемы необходимы стабильные и адекватные оборонные бюджеты, а также своевременное принятие законопроектов, чтобы избежать задержек в финансировании и реализации новых программ.
Конгресс уже ввел многолетние контракты на определенные критически важные боеприпасы, но этот механизм следует расширить на другие виды вооружения с предполагаемым долгосрочным спросом. Кроме того, Пентагон эффективнее использовать Закон об оборонном производстве, направляя ресурсы исключительно на проекты, касающиеся национальной безопасности, а не на сомнительные инициативы, как это случалось ранее.
Частные компании не должны ждать, пока правительство вложит средства. Спрос на системы противовоздушной обороны, дальнобойные боеприпасы и другое критически важное оружие будет расти. Бизнес должен проактивно реагировать на эту потребность, а Трамп должен призывать Пентагон и промышленность действовать более решительно.
Бюрократия тормозит внедрение инноваций даже в случае их очевидной военной пользы. Заслуживает похвалы Replicator – программа Пентагона, направленная на быстрое создание тысяч автономных беспилотников для противодействия угрозам Китая и России. Она предполагает массовое производство дешевых дронов с высоким уровнем автономности, чтобы обеспечить численное преимущество и укрепить оборонные позиции США в критических регионах. По убеждению лидера республиканцев, эта инициатива заслуживает внимания, но лучше усовершенствовать существующие процессы закупок. Если Пентагон не ускорит интеграцию новых технологий, американские военные рискуют отстать от противников, которые быстрее внедряют более дешевые и автономные беспилотные системы.
Приходится с сожалением констатировать, что процесс производства и продаж оружия стоимостью более 100 миллионов долларов в США слишком медленный. Контракты на дорогостоящие системы утверждаются более 10 месяцев, а иностранные продажи продолжаются до полутора лет. Администрация Трампа должна реформировать этот процесс, упростив поставки боеприпасов и создав заранее экспортные запасы. Также важно увеличить резервы оружия для поддержки союзников в кризисных ситуациях.
Для укрепления союзов США должны активно делиться технологиями, как это происходит в AUKUS – оборонном партнерстве между Австралией, Великобританией и США, созданном в 2021 году для укрепления безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. Основой соглашения является помощь Австралии в создании флота ядерных подлодок, обмен передовыми технологиями (AI, кибербезопасность, гиперзвуковое оружие) и совместное противодействие растущему влиянию Китая. Соглашение также предусматривает углубление военного сотрудничества, но вызвало дипломатические споры, в том числе с Францией.
Это усилит сотрудничество и позволит союзникам – Японии, Израилю или Южной Корее – предлагать собственные инновационные решения. Расширение совместного производства и создание совместимых систем поможет снизить издержки, увеличить запасы и повысить устойчивость перед вызовами Китая.
США не могут эффективно конкурировать с Китаем без поддержки союзников
Ведь последние составляют значительную часть мировой экономики. Вместо изоляции необходимо сотрудничество для укрепления международной торговли. Шагом в этом направлении было Транстихоокеанское партнерство, инициированное Обамой, но администрации Трампа и Байдена сосредоточились на тарифах, что подорвало отношения с союзниками и позволило Китаю расширить свое влияние в Азии.
Именно свободные рынки обеспечили экономическое процветание США, но международная торговая система нуждается в реформах для защиты от хищнических практик Китая и России. Без американского лидерства Китай будет диктовать свои правила торговли.
В стратегию великих держав должна быть встроена иностранная помощь. Сотрудничество с союзниками может предложить альтернативу китайским инициативам типа «Один пояс, один путь», и укрепить позиции США на глобальной арене.
… История показывает, что изоляция небезопасна. В преддверии Второй мировой войны США недооценили угрозу, и это усложнило быстрое восстановление обороноспособности. Сегодняшние глобальные вызовы еще более серьезные. Неспособность укрепить военную силу в США может иметь катастрофические последствия.
Соединенным Штатам срочно нужен двухпартийный консенсус по поводу важности военной силы во внешней политике. Это должно перевесить как идеи пассивного интернационализма, так и стремление к изоляции. Восстановление американской военной мощи является неотложной необходимостью.
Татьяна Викторова