Социальная

День социальной справедливости: празднование мифа или повод для цинизма

20 февраля Украина вместе с миром отмечает День социальной справедливости. Но что мы действительно празднуем? Равенство возможностей или фарс, в котором чиновники декларируют громкие обещания, а реальность разбивает их в пыль? Социальная справедливость – это не слова в выступлениях политиков или лозунги на митингах, а честные правила игры, достойные зарплаты и отсутствие кастовой системы привилегий. Однако в стране, где депутаты, судьи и госслужащие получают зарплату в сотни тысяч гривен, врачи, учителя и простые рабочие вынуждены искать вторую или третью работу, а пенсионеры едва выживают, справедливость выглядит скорее как театральная декорация. Она есть на словах, но за кулисами действует другая реальность – привилегии для избранных, неравенство как система и безнаказанность как норма. Есть ли что праздновать?

Разрыв между «простыми» и «избранными» в реальных цифрах

Статья 48 Конституции Украины гарантирует каждому гражданину право на достаточный уровень жизни для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье. Однако «достаточный уровень» почему-то совсем не совпадает с ценами на продукты, коммунальные услуги и медицину в стране.

Официально ежемесячная минимальная заработная плата в Украине в 2025 году составляет 8000 гривен. Но возьмем для примера ставку молодого учителя без категории и стажа, которая составляет 5 699 грн и даже меньше минимальной заработной платы. Вообще размер заработной платы учителя очень зависит от таких факторов, как педагогический стаж и нагрузка. Но и надбавки мало чем могут помочь. Так у периферии постоянная нехватка часов из-за низкого количества детей. Максимальная надбавка может составлять около 1500 грн. при условии не более 30% от ставки и не менее 5%. Однако некоторые местные общины насчитывают по минимуму. Министерство еще и придумало сертификацию учителей, что даст 20% заработной платы. Но вряд ли эти 20% очень помогут при нынешних ценах.

Более 50% педагогов заявляют, что финансовые условия являются основной причиной, почему педагоги массово уходят из профессии. В то время как зарплата украинского учителя больше напоминает карманные расходы европейских коллег, чем достойную оплату труда. Если в Польше педагоги получают $1 200–1 500, в Чехии – от $1 400, а в Германии эта сумма составляет $4 000–5 000, то в Украине средний доход учителя едва дотягивает до $300–400. Разница поражает, особенно если учитывать уровень ответственности, который не меняется независимо от страны. А министр образования Оксен Лесной с его окладом в 76 тыс грн заявляет, что выплат для учителей в госбюджете нет.

Подобная ситуация с оплатой труда привела и к медицинскому коллапсу в стране. Несмотря на громкие заявления государства относительно повышения уровня оплаты труда медицинским работникам, она остается одной из самых низких в экономике. медика и круг его обязанностей Стоит отметить, что не последнюю роль в размере заработной платы медика играет врач его в столице (17 500 грн.). которые выполняют свой долг в чрезвычайно тяжелых условиях, подвергаясь постоянной опасности. оценивается следующим образом:

  • младшие медицинские работники – 9 тыс грн;
  • медсестры и медбратья – 18 тыс. грн;
  • врачи и фармацевты, а также лица с немедицинским образованием в медицинской сфере получают 28 тыс. грн.

При этом наблюдается очень заметный дисбаланс между доходами медработников, занимающих административные должности (средняя заработная плата составляет 23,5 тыс. грн), и медперсоналом, занимающимся непосредственно медицинской практикой (средняя заработная плата составляет чуть более 8 тыс. грн). Вот и наблюдаем печальную картину, когда каждый день десятки квалифицированных медиков вынуждены покидать страну не из-за желания, а из-за невозможности достойно жить и работать в своей стране. Доктор с 20-летним опытом получает в Украине столько, что не может обеспечить свою семью.

В то же время в Европе его коллеги зарабатывают в разы больше такой же работы. Это не может не побуждать к поиску лучшей судьбы за границей. И неудивительно, ведь в соседних странах оплата их труда по специальности в среднем в 4 – 5 раз выше украинской. По разным данным, украинским медсестрам за границей на начальном этапе работы предлагают зарплату от 700 евро в месяц. Квалифицированные врачи в Европе могут зарабатывать от 1500 до 3500 евро.

Едва ли не самые ужасные вызовы на протяжении военного времени испытывает сфера энергетики Украины. Каждый день, и днем, и ночью, энергетики вынуждены выезжать на разрушенные объекты и производить их под постоянными обстрелами. Средняя заработная плата энергетика в Украине составляет 13363 грн. Зарплата здесь варьируется в зависимости от специализации и региона. Больше всего получает энергетик из Запорожской области – 16 900 грн., в Днепропетровской области – 12 567 грн., в Харьковской обл. – 12 093 грн., в Одесской области самый низкий показатель – 9 350 грн. Сотрудники энергосферы неоднократно попадают под обстрелы, выполняя ремонтно-восстановительные работы. За период полномасштабного вторжения уже насчитывается около 100 погибших энергетиков, а раненых вдвое больше. Возникает вопрос, отвечает ли заработная плата в размере 13 363 грн всем тем рискам и невероятно сложным условиям труда, которые подвергаются ежедневно работники энергетической сферы. Но почему-то до сих пор никто из депутатов не подал на рассмотрение вопрос о повышении заработной платы таким работникам. Ведь от них зависит функционирование многих сфер в государстве.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Полезные лайфхаки: как экономить украинским беженцам за границей

Еще более печальная ситуация сложилась и с украинскими пенсионерами, людьми, которые в молодые годы работали в пользу страны, отдали тяжелому труду свое здоровье, а сейчас едва сводят концы с концами. Те же, кто скоро достигнет пенсионного возраста, в отчаянии хватаются за голову, ведь пенсионный возраст постоянно растет, а вот здоровье в нынешних реалиях только подтачивается. По данным Пенсионного фонда Украины, средний размер пенсионной выплаты в Украине на 1 января 2025 года составил 5789,05 грн. Кроме того бюджетной декларацией 2025-2027 года не предусмотрено повышение этих выплат. Жить на украинскую пенсию – это ежедневный вызов. За коммуналку приходится отдавать больше половины выплат, лекарства стоят так, что приходится выбирать между здоровьем и едой, а продукты дорожают быстрее, чем власти успевают перечислять пенсии.

Те, кто всю жизнь работали, теперь вынуждены экономить на самом необходимом. А чиновники рассказывают о социальных гарантиях, особенно акцентируя внимание на индексации. Но и здесь все не так просто, как кажется. Если пенсия составляет 1230 гривен, а вместе с доплатами — 2361 гривну, то после индексации на 10% основная сумма вырастет до 1353 гривен. Однако доплата соответственно уменьшится, так что общий размер пенсии останется неизменным – 2 361 гривна. Нашим пенсионерам нечего радоваться, а остается продолжить считать копейки и думать, как дожить до следующей выплаты.

Средний размер прокурорской пенсии составляет 21 940 грн, а средний размер пожизненного содержания судьи в отставке — 99 737 грн в месяц. Ежемесячное содержание судей в отставке прыгнуло сразу на 22 тысячи. Как видим, средняя судейская пенсия выше обычной в 17 раз.

Прожиточный минимум для трудоспособных граждан остается на уровне 3028 грн., а размер минимальной заработной платы — 8000 грн., а чиновники продолжают уверять нас, что в стране есть социальная справедливость. В это же время депутаты Верховной Рады получают более 50 000 гривен ежемесячно, не считая премий, компенсаций за жилье и транспорт, а чиновники и руководители государственных предприятий могут иметь доход в сотни тысяч гривен.

Чиновники не могут найти средства в государственном бюджете на повышение уровня заработных плат и пенсионных выплат для рядовых граждан, в то же время, как Верховная Рада 19 ноября 2024 года преспокойно утвердила свою смету на 2025 год, согласно которой нормы расходов на одного народного депутата Украины составят:

  • 90 тыс грн – средства для компенсации стоимости проезда по территории Украины, которые ежемесячно выдаются народному депутату;
  • 1,59 млн грн – фонд для оплаты труда помощников-консультантов народного депутата Украины;
  • 350 тыс грн – начисление на оплату труда помощников-консультантов народного депутата Украины;
  • 8 тыс грн — командировка помощников-консультантов народных депутатов Украины в избирательные округа (в расчете на 10 месяцев);
  • 2 тыс грн – возмещение расходов на оплату содержания помещений в избирательных округах;
  • 237,9 тыс грн – средства для компенсации стоимости аренды жилья или аренды гостиничного номера;
  • 670 грн – возмещение расходов, связанных с организацией и проведением встреч народного депутата Украины с избирателями.

Как-то очень дорого обходятся стране народные избранники по сопоставлению с обычным популяцией. Чиновники постоянно напоминают нам, что в стране сейчас война и всем нелегко, так что нужно как можно туже затянуть пояса. Но если сравнить ситуацию с выплатами пенсий для судей с первых лет войны, то есть следующая картина:

  • в 2022 году Пенсионный фонд выделил на эти выплаты 4,1 млрд грн;
  • в 2023-м – 4,4 млрд грн;
  • в 2024 году сумма выросла до 5 млрд. грн.

В Верховной Раде эти расходы называют лишь незначительной частью общего бюджета, которая, мол, не создает существенной нагрузки на государство. В народе говорят, сыт голодному не товарищ. И эта простая истина сбывается в любое время.

Социальное равенство в СССР: было ли оно

Советский Союз декларировал себя как страну равных возможностей, где «от каждого – по способностям, каждому – по труду». В учебниках рисовали мир, где заводской рабочий и партийный деятель обладают равными правами, а зарплаты не разделяют людей на касты.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Лудомания: болезнь современного украинского общества

Официально в СССР зарплатная разница была незначительной. Рабочий мог получать 120–150 рублей в месяц, инженер – 170–200 рублей, а директор завода – 250–300 рублей.

Но это только часть истины. Номинальные зарплаты действительно выглядели социально справедливыми, однако была масса скрытых привилегий. Особый статус имела номенклатура – ​​чиновники среднего и более высокого уровня. Чиновники, партийная элита, генералы и академики имели доступ к спецраспределителям, санаториям, закрытым магазинам с дефицитными товарами, отдельным медицинским учреждениям и жилью. В то время как обычный человек стоял в очереди за маслом или колбасой, член ЦК мог получать продукты без проблем.

Если что-то действительно равняло всех граждан СССР, то это дефицит. Независимо от профессии люди искали пути, как достать товары: от импортных сапог до нормальной колбасы. Условный врач и учитель могли зарабатывать почти одинаково, но тот, кто имел знакомых в торговой сфере, мог жить гораздо лучше. Так образовалась еще одна неофициальная иерархия: не по зарплате, а по доступу к благам. Тот, кто работал в системе, имел гораздо больше возможностей, чем простой рабочий. Если для рядового советского гражданина получить жилье означало ожидание в очереди, то для партийной верхушки квартиры, дачи и машины предоставлялись автоматически. При этом простые люди получали квартиры.

Кроме того, безработицы в те времена совсем не существовало, все имели гарантированное жилье, качественную медицину и образование. СССР действительно создал определенный вариант социального равенства. Однако это равенство проявлялось избирательно: пока все стояли в одной очереди за молоком, настоящая элита жила по другим правилам. При этом тому неравенству крайне далеко до современного.

Как проявляется социальное равенство за границей

В большинстве развитых стран зарплаты и пенсии не превращаются в привилегию только для избранных. Здесь соотношение между минимальными и высокими зарплатами регулируется на уровне законодательства и коллективных соглашений. К примеру, во Франции, Германии или Скандинавских странах разрыв между минимальной зарплатой и средним уровнем дохода в государственном секторе значительно меньше, чем в постсоветских странах.

Для сравнения: в Германии минимальная зарплата в 2024 году составляет около 2 000 евро брутто в месяц, а средний заработок учителя – 4 000–5 000 евро. Это не фантастическая прибыль, но ее достаточно для комфортной жизни. В то же время, зарплата немецкого канцлера, которая составляет около 30 000 евро, не является недостижимой цифрой по сравнению со средним уровнем доходов граждан.

В скандинавских странах система еще более равномерна: у Дании, Швеции и Норвегии есть сильные профсоюзы, которые обеспечивают сбалансированный уровень доходов и не позволяют топменеджерам получать космические бонусы за счет рядовых работников.

Отдельно следует обратить внимание на госслужащих. Во многих странах их зарплаты действительно достойны, но без гипертрофированных надбавок и привилегий. К примеру, в Финляндии и Швеции зарплата министра превышает средний уровень зарплат в стране всего в 4–5 раз. В то же время у госслужащих те же социальные гарантии, что и другие граждане, без отдельных “золотых парашютов” в виде сверхвысоких пенсий.

Например, в Германии или Франции пенсионные выплаты хоть и зависят от трудового стажа и взносов в систему, однако позволяют пожилым людям жить достойно, а не считать каждый цент. При этом разрыв между обычными пенсионерами и теми, кто работал на государственных должностях, не так потрясающий, как в Украине. Да, в Германии судьи выходят на пенсию по закону об обеспечении госслужащих (Beamtenversorgungsgesetz), а ее размер зависит от стажа и зарплаты. В среднем это 4 000–6 000 евро в месяц, в то время как обычная пенсия для граждан в 2023 году составила примерно 1 500 евро.

В Европе или США пенсии чиновников и судей выше, но они не достигают абсурдных уровней, когда один получает десятки тысяч евро, а другой вынужден выживать на копейки.

Во многих странах работает механизм, обеспечивающий стабильность выплат и перерасчет в зависимости от уровня инфляции. В Украине же пенсионеры могут ожидать повышения в несколько сотен гривен, которые мгновенно съедают рост цен на базовые продукты и услуги.

Социальная справедливость в ее подлинном значении предполагает не только равные права, но и равные возможности и адекватный уровень оплаты труда. В условиях, когда бюджетные расходы распределяются так, что менее защищенные слои населения получают минимум, а чиновники – максимум, эта концепция остается лишь политическим декором. Пока социальные стандарты будут предметом манипуляций, а не реального обеспечения достойной жизни для всех граждан, разговоры о равенстве будут оставаться лишь частью большой политической игры и пустым лозунгом.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button