ЕС как новый хаб для украинского металлолома: почему это важно для экономики страны

Украинский экспорт металлолома ощутил настоящий «бум» после затишья военного 2022 года. По итогам 2024 года объемы экспорта выросли на 60% по сравнению с предыдущим годом и достигли почти 293 тысячи тонн. Этот результат является частью масштабного обновления рынка.
Успех стал возможным благодаря активным поставкам в страны ЕС, заменившие традиционный турецкий рынок. Так, в Польше только за год объемы импорта украинского металлолома выросли со 160 тысяч тонн до почти 250 тысяч тонн. Польские металлурги, сначала уменьшившие производство, в 2024 году наконец-то нарастили выплавку стали более чем на 10%.
Интересно, что раньше основным покупателем украинского металлолома была именно Турция. Но после 2022 года география поставок кардинально изменилась: прямые поставки прекратились, а стала ключевым партнером Польши. Да и сами поляки теперь активно поставляют металлолом в Турцию, причем объемы их экспорта за последние два года выросли более чем вдвое.
Все это происходит на фоне больших изменений отрасли. В 2021 году Украина подняла пошлину на экспорт металлолома, чтобы поддержать свои металлургические заводы. Однако война изменила ситуацию: часть предприятий оказалась под оккупацией, а рынок вынужден был приспосабливаться к новым условиям.
Сейчас украинская металлургия постепенно приходит в себя, и экспортеры находят новые возможности. Европа стала основным потребителем нашего металлолома, и это еще один важный шаг по интеграции Украины в европейскую экономику.
Инфографика: ИА «ФАКТ»
Почему 2022 год стал провальным для экспорта металлолома?
Война и оккупация – ключевая причина снижения объемов экспортирования лома. Полномасштабное вторжение России привело к потере контроля за значительной частью промышленных регионов, где располагались предприятия, занимавшиеся сбором и переработкой металлолома. Многие компании оказались в оккупации или в зонах активных боевых действий, что повлекло за собой существенные логистические проблемы. Разрушение транспортной инфраструктуры усложнило перевозку сырья как внутри страны, так и за рубеж. Морские порты – основной путь экспорта лома – были заблокированы. В то же время, металлургические предприятия, оставшиеся на подконтрольной Украине территории, нуждались в ломе для собственного производства. Соответственно ограничения экспорта стали еще более оправданными. Рынок отреагировал на активную перестройку. Предприятия вынужденно искали новые логистические маршруты и рынки сбыта, приспосабливаясь к новым условиям. Это требовало времени и ресурсов. Уже в 2023 году ситуация стала постепенно стабилизироваться — компании приспособились к условиям войны, а экспорт существенно вырос благодаря перенаправлению поставок в Европейский Союз.
Инфографика: ИА «ФАКТ»
Пока без турецкого рынка
Турция традиционно была главным покупателем украинского металлолома по следующим причинам: она входит в топ-10 мировых производителей стали. Турецкая сталелитейная промышленность критически зависит от импорта лома, ведь собственных запасов сырья у страны очень мало. Как известно, металлолом является основой для производства стали по электрометаллургической технологии, которая там очень популярна.
Свою роль сыграла и логистическая близость: Украина расположена неподалеку, а Черное море позволяло быстро и относительно недорого транспортировать сырье. Это давало нам конкурентное преимущество перед более отдаленными поставщиками.
Инфографика: ИА «ФАКТ»
До 2022 года Турция покупала значительную часть украинского металлолома, но из-за войны поставки прекратились. Турецкие металлурги активнее начали сотрудничать с Польшей и другими европейскими странами.
Экспорт украинского металлолома в Европу имеет свои обходные пути, которые влияют как на украинский бюджет, так и на внутреннюю металлургию. Президент ассоциации «Укрметаллургпром» Александр Каленков ранее объяснял, что из-за высоких пошлин непосредственный экспорт металлолома в Турцию экономически невыгоден — пошлина составляет €180 за тонну. В то же время компании нашли обходной путь: сначала вывозят сырье в Евросоюз, где пошлина составляет символические €3 за тонну или вообще равна нулю, а уже оттуда переправляется в Турцию, которая является одним из ключевых потребителей металлолома.
Эта схема наносит Украине значительные финансовые потери. По словам Каленкова, бюджет уже недополучил более 350 млн. грн. Проблема усугубляется тем, что поставки в ЕС сейчас вообще не облагаются экспортными пошлинами, что открывает широкие возможности для реэкспорта сырья за пределы Евросоюза.
Для украинской металлургической отрасли это не просто финансовый вопрос, а вопрос выживания. В условиях войны и усложненного сбора металлолома стабильное снабжение сырьем становится критически важным. Массовый вывоз металлолома за границу подрывает способность заводов наращивать производство стали и реализовывать свои планы. Отсутствие эффективного регулирования чревато еще большими проблемами для отрасли, уже пострадавшей от войны.
Сырьё для металлургической промышленности
Металлолом – это старые или изношенные металлические изделия, которые больше не используются, но могут быть переплавлены и использованы снова. Он нужен в металлургической промышленности. В частности, черный металлолом является основным сырьем для изготовления стали, которое находит применение в строительстве, машиностроении и многих других областях. Его переработка позволяет снизить потребление энергии, снизить выбросы CO2 и сохранить природные ресурсы. Количество металлолома напрямую зависит от объемов производства металла в стране. Если производство стали или других металлических изделий растет, растет и количество отходов, которые могут стать ломом. В Украине, например, значительная часть лома образуется из-за старых металлических конструкций, техники или инфраструктуры, которая выводится из эксплуатации.
Если металлургическая промышленность активно работает и обладает мощностями для переработки лома, то объемы сырья могут быть стабильными или даже увеличиваться. В то же время, снижение производственных мощностей или нарушение цепей поставки могут сократить количество лома на рынке.
Высокий спрос на металлолом может стимулировать его сбор и вывоз за границу, особенно когда цены на металл высока. В странах, где существует большой спрос на металл для производства стали, как в Турции, металлолом становится важным ресурсом.