Точка зрения

Глобальная неделя медиаграмотности: образование против опасностей цифровой эпохи

Сегодня, 24 октября, стартовала Глобальная неделя медиа- и информационной грамотности. Она была основана Генеральной Ассамблеей ООН в 2021 году, чтобы подчеркнуть необходимость фактической, своевременной, целевой, четкой, доступной, многоязычной информации. Медиаграмотность — это не только о компетенции отдельного человека, который овладевает навыками опровержения фейков, этического поведения в социальных сетях, создания и продвижения качественного контента, это также о национальной безопасности каждой страны. В условиях гибридных войн приобретение медиаграмотности позволяет решить одну из важнейших проблем 21 века — трансформационное влияние диджитальных информационно-коммуникационных технологий на ход событий в глобальном социуме.

Все медиамесседжи сконструированы

Медиаграмотность — явление не новое. На него обращали внимание медиакритики, начиная с 1980-х годов прошлого века, ведь влияние СМИ на сообщества уже и тогда было довольно ощутимым. Более того, осознавалось, что в медиаконтент заложены определенные векторы такого влияния, заставляющие людей вести себя в соответствии с ожиданиями политиков или потребностями крупного бизнеса. Одним из первых медиаобразователей, обобщившим требования к медиаграмотному человеку был Стейси Гудмен, преподаватель новых медиа и производства фильмов из Калифорнии. Его пособие «Социальная медиаграмотность: пять ключевых принципов» датируется еще 1987 годом и содержит «золотой фонд» наблюдений за медиареальностью, который не потерял актуальности и по сей день. Первый принцип, которым нужно овладеть медиаграмотному человеку, говорит о том, что все медиамесседжи сконструированы.

О чем идет речь? СМИ предоставляют нам картину мира, которая принципиально отличается от реального положения вещей. Это лишь определенный срез реальности, мотивированный информационной политикой издания, амбициями его владельцев или государственным заказом. У теоретиков СМИ такой подход получает название Agenda setting — формирование повестки дня новостей. Что он означает? В мире ежедневно происходят тысячи событий, однако лишь очень ограниченное количество (топ-5, топ-10, топ-20) попадают на страницы изданий или в теле- или радиоэфир. Поэтому мы должны понимать, что медиакартина мира — это лишь конструкт, а не реальность как таковая.

Медиамесседжи формируют наше восприятие

Второй принцип — медиамеседжи формируют наше восприятие. Медиа ответственны за большинство наблюдений и опыт, из которых складывается наше понимание мира. Большая часть нашего мировоззрения основывается на медиамесседжах, созданных с определенной позицией, интерпретациями и выводами, которые уже встроены в них. Таким образом именно медиа в большой степени придают нам ощущение реальности. Каждый из нас благодаря цифровым технологиям имеет возможность создавать и тиражировать свой собственный контент, или откликаться на месседжи других контентмейкеров и способствовать распространению их сообщений. Поэтому каждый, кто демонстрирует ответственное медиапотребление, должен задуматься: какие изображения, статьи и видео мы выбираем, чтобы поделиться с друзьями и коллегами — действительно ли они созвучны нашей реальности, а не просто отражают популярные мнения?

Третий принцип, по Стейси Гудмену: различаются аудитории, различается и понимание одного и того же месседжа. Хотя медиа предоставляет нам материал, на основе которого мы формируем нашу картину реальности, каждый из нас находит смыслы в соответствии с индивидуальными факторами, такими как личные потребности и страхи, позитив или проблемы дня, расовые и половые различия, семейный и культурный бэкграунд, моральные принципы и т.д. И здесь к размышлениям медиаграмотного человека возникает целый круг вопросов: когда мы публикуем контент в соцсети, думаем ли мы о разнообразии своей аудитории? Возможно, для кого-то этот контент будет травматичным? Задумываемся ли мы над последствиями и интерпретациями нашего контента? Понимаем ли мы, что то, что является остроумным и веселым для нас, может быть деструктивным и возмутительным для других?

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  День Европы и День Победы: история праздников и отношение к ним украинцев

В теории массовой коммуникации есть такое понятие — «патогенный текст», то есть текст, который способен причинить боль и страдания другим. Сознательные медиапользователи должны избегать создания и тиражирования таких текстов. Среди них могут быть остроты, основанные на темах из области черного юмора — смерть, болезнь, увечье. Стоит помнить, что это табуированные темы, которыми не стоит злоупотреблять даже тогда, когда речь идет о враге. Безусловно патогенным был флешмоб, во время которого пользователи массово делились в соцсетях короткими текстами, выложенными из тел оккупантов. Для этого использовался Telegram-бот. Медиапрактика дегуманизации врага довольно распространена во время войны, однако превращение ее в массовое развлечение, направленное на разрушение человечности как таковой, недопустимо.

Если ты не платишь за товар, ты и есть товар

Четвертый принцип — все медиамесседжи имеют коммерческие вмешательства. Большинство контента, который мы создаем, распространяется бесплатно, но есть цена, которую мы платим за эти «бесплатные» сервисы. Все, что мы публикуем в онлайновом пространстве, используется для того, чтобы создать наш профиль как потенциального покупателя. Большинство из того, что мы постим или распространяем в соцсети, может втянуть наших друзей в эту коммерческую схему, обычно без нашего ведома. Коммерческая сущность онлайн-медиа влияет на то, что мы выбираем в соцсети и чем делимся с друзьями. Иными словами, если мы что-то потребляем бесплатно, мы и являемся здесь товаром.

Стейси Гудмен отмечает, что медиаграмотность имеет целью предоставить знания о том, как на медиа влияют коммерческие структуры, как они могут вмешиваться в контент и его распространение. Большинство медиа — это бизнес, который должен получать прибыль. Вопросы собственности и контроля главные: сравнительно небольшой процент людей контролирует то, что мы смотрим, читаем и слышим в медиа.

Все медиамесседжи включают точки зрения — это пятый принцип, о котором необходимо знать медиаграмотному человеку. Все медиапродукты в определенном смысле являются рекламой, поскольку они продвигают ценности и стили жизни. Мейнстримные медиа выражают — явно или скрыто — идеологические месседжи о таких вопросах, как высокое качество жизни, стимулирование потребительского интереса, роль женщины, одобрение действий власти и т.д. То же самое можно сказать и об любительском медиапроизводстве, в отношении которого возникает вопрос: как мы используем медиа, чтобы «вырезать» нежелательное из нашей жизни, и изображаем только то, что наиболее фотогенично или же находит отклик у широкой аудитории? Когда мы постим фотографии с отдыха вместо фотографий из нашей повседневной жизни, какой месседж мы создаем относительно хорошего и плохого в мире?

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  «Если мы не определим, в каком мире мы хотим жить, это сделают за нас другие»: Владислав Рашкован

Бытийность сетевого события сильнее бытийности события реального. В середине прошлого века в этом же смысле говорили об онтологии медиасобытия: если журналисты не зафиксировали факт падения дерева в лесу, то оно упавшим не считается. Не одно столетие события в мире легитимизировали СМИ. Сегодня легитимный статус событиям придают сами юзеры.

На что нацелен фактчекинг?

Большой массив информационной и медиаграмотности составляет фактчекинговая практика. Это и умение отдельных медиапользователей выявлять и опровергать фейки. Это также и институционализированные усилия специалистов по нейтрализации дезинформации и лживых нарративов.

Сегодня фактчекинг является многовекторным. Он направлен на проверку и разоблачение недостоверности фактов и данных, причинно-следственных связей между ними (факты и данные могут быть опубликованы, продемонстрированы на фото/видео, публично объявлены знаковыми спикерами);

— выявление признаков манипуляции фактами и данными, причинно-следственными связями между ними, подмену фактов фейками;

— восстановление и демонстрацию действительной картины явлений, событий, тенденций;

— углубление и расширение знаний потребителя информации о фактах и явлениях, которые расследуются.

Угрозы ИИ — актуальная тема для медиаграмотного человека

Нынешняя тема Глобальной недели информационной и медиаграмотности акцентирует внимание на важности приобретения навыков критического мышления в современном цифровом мире.

Цифровые платформы в корне изменили способ создания, потребления и распространения информации, создавая новые вызовы для оценки достоверности контента. С появлением генеративного искусственного интеллекта границы между контентом, созданным людьми, и искусственным интеллектом становятся все более размытыми, что требует новых навыков и критического подхода. Это важный момент для того, чтобы люди могли формировать цифровые пространства, в которых они взаимодействуют, и способствовать созданию более устойчивой информационной экосистемы.

Прежде всего, медиапользователи должны осознавать, что все больше контента, с которым они сталкиваются в повседневной реальности генерируется ИИ. Особенно влиятельногенными здесь могут быть изображения, сфабрикованные искусственным интеллектом с целью вызвать сильные эмоции и склонить человека к определенным действиям.

Для проверки текста на его подлинность стоит пользоваться программами, которые выявляют источник его происхождения — человек или ИИ. Назовем, в частности, такую программу, как GPTZero — инструмент, разработанный для определения, был ли текст создан генеративными моделями, такими как GPT. Он способен анализировать текст на основе характерных признаков ИИ. Укажем также на программу AI Text Detector, которая также позволяет выяснить происхождение текста и попутно выявляет уровень его читабельности.

Подписываемся на фактчекинговые ресурсы

Для повышения уровня медиаграмотности рядовым медиапользователям стоит подписаться на страницы самых известных в Украине факчекинговых платформ «Без лжи», Центр противодействия дезинформации при СНБО Украины, «Нота енота», «Детектор медиа», VoxCheck и др. Они предоставляют актуальную информацию о фейках и пропагандистских нарративах, которые появляются в украинском медиапространстве. Знать об опровергнутых фейках означает быть вооруженным и иметь возможность обезопасить себя от влияния дезинформации. Фейки часто являются повторяющимися и циклическими. Чем больше такого материала мы видим на платформах фактчекеров, тем вероятнее наше непопадание на крючок фейкоделов и манипуляторов.

В современном мире, где сообщения становятся все более сложными и часто противоречивыми, достижение общего блага невозможно без активного участия людей в противодействии новым вызовам и угрозам. Чтобы полноценно воспользоваться возможностями, которые предлагают информационные и коммуникационные технологии, каждый должен обладать компетенциями медиа- и информационной грамотности, позволяющими лучше понимать ситуацию и влиять на нее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button