Иллюзия перемен: дошкольное образование в Украине все еще остается в кризисе

Украина давно столкнулась с хроническими проблемами в сфере дошкольного образования, которые в условиях войны только усугубились. Реформы, которые имели целью модернизацию системы и улучшение условий для детей и воспитателей, выявили ряд существенных недостатков. Нехватка финансирования, перегруженные группы, отсутствие современных учебных материалов и низкие зарплаты воспитателей — лишь часть вызовов, с которыми сталкивается дошкольное образование. Однако, несмотря на планируемые изменения, реформы все еще далеки от идеала. Почему реформирование дошкольного образования в Украине не приносит ожидаемых результатов и какие новые проблемы возникают на этом пути?
Состояние дошкольного образования в Украине в цифрах
Для данным МОН по состоянию на июнь 2024 года в Украине зафиксировано 11 918 заведений дошкольного образования.
Обучение осуществляют:
- в очном формате – 8 665 заведений для 564 806 воспитанников;
- в дистанционном формате – 1 933 заведений для 106 696 воспитанников;
- по смешанной форме – 1320 заведений для 83424 воспитанников.
Инклюзивное образование в Украине обеспечивают 6860 групп, где получают образование и получают коррекционные услуги 12814 детей. В специальных группах, которых насчитывается 2989, обучаются 35290 детей.
Но, несмотря на столь большие цифры, несмотря на многочисленные инициативы и принятие новых законодательных актов, проблемы дошкольного образования в Украине остаются системными и глубоко укорененными. Первой и главной из них является хроническая нехватка мест в детских садах. В больших городах, таких как Киев и Харьков, родители часто сталкиваются с многомесячными очередями, а в сельских районах ситуация еще хуже: во многих населенных пунктах просто нет детсадов. Несмотря на реформы, ни один план не предполагает достаточного финансирования для построения новых садов или расширения существующих.
Для данным Мониторинг качества школьного образования, фактическое количество детей в каждом третьем городском ЗДО, каждом четвертом поселковом и каждом пятом сельском превышает проектную мощность. В очереди на зачисление в ОДО находятся 20% детей младшего и среднего и 15% старшего дошкольного возраста.
Нехватка мест в садах – это не только неудобство, а настоящая социальная проблема. Ведь многие родители не могут выйти на работу из-за того, что некому ухаживать за ребенком. Это отражается на их финансовом положении, карьере, а самое главное – на благосостоянии самих детей, которые упускают возможность социализации и раннего развития. Но самое болезненное в этой ситуации то, что этот дефицит давит на самых уязвимых — семьи, не имеющие возможности оплатить частный садик или нанять няню. Им приходится делать выбор между работой и воспитанием ребенка на дому, что может привести к ощущению изоляции и стресса.
Финансовая зависимость от местных бюджетов – еще одна важная проблема. В условиях децентрализации многие детские сады зависят от того, насколько богатыми являются общины. Это приводит к большому неравенству: сады в больших городах получают большее финансирование, чем заведения в малых населенных пунктах. И пока в одних регионах сады обновляют материальную базу, в других местах они продолжают работать в старых, заброшенных зданиях.
Другой серьезной проблемой является устаревшая инфраструктура многих заведений. В сельских районах, где государственное финансирование ограничено, сады часто остаются без должного ремонта и современных учебных материалов. Более того, недостаток квалифицированных воспитателей становится все более очевидным. Зарплаты в сфере дошкольного образования остаются одними из самых низких в стране, что приводит к тому, что молодые специалисты не стремятся работать в этой сфере. Нехватка квалифицированных кадров приводит к снижению качества воспитания, а также к росту нагрузки на существующих воспитателей.
Кроме того, инклюзия в дошкольном образовании остается на уровне лозунгов. Хотя многое говорится о необходимости интеграции детей с особыми потребностями, реальных изменений в этой сфере мало. Многие сады не имеют материальной и технической базы для внедрения инклюзивных программ, а также квалифицированного персонала для работы с такими детьми.
Какие нововведения принесет новый закон «О дошкольном образовании»
6 июня 2024 года Верховная Рада приняла новый Закон Украины «О дошкольном образовании», который вступит в силу 7 июля 2025 года. Поэтому есть год на подготовку его внедрения. Государство ставит целью обеспечить равный и безбарьерный доступ к дошкольному образованию для всех детей. Закон подчеркивает, что каждый ребенок имеет право на качественное образование, начиная с самого раннего возраста. Поэтому самой главной инновацией станет появление альтернативных типов дошкольных учреждений:
- мобильные детские сады – специально оборудованные автобусы, которые будут объезжать населенные пункты по графику, обеспечивая временный уход и образование для детей в регионах, где дошкольные учреждения были разрушены из-за войны;
- семейные (семейные) детские сады – специально адаптированные к образовательным нуждам частные дома или квартиры для небольших групп детей;
- центры педагогического партнерства — будут оказывать поддержку родителям, воспитывающим детей на дому, без посещения садика;
- мини-сады – рассчитаны на группы до пяти детей, что обеспечит индивидуальный подход к каждому питомцу;
- специальные детские сады для детей с особыми образовательными потребностями – будут способствовать получению дошкольного образования детьми в возрасте от двух до семи или восьми лет с особыми образовательными потребностями, обусловленными физическими, психическими, интеллектуальными и/или сенсорными нарушениями, нарушениями поведения;
- дошкольные учреждения – будут функционировать на базе различных учреждений, включая библиотеки, министерства или бизнес-организации, и предоставлять услуги для детей сотрудников этих учреждений.
Финансирование дошкольного образования будет осуществляться на уровне местных бюджетов, но одновременно государство планирует помогать общинам в вопросах безопасности, в частности в финансировании укрытий для детских садов в восьми прифронтовых регионах.
Согласно новому закону в дошкольных учреждениях предусматривается сочетание дистанционной и смешанной форм обучения согласно ситуации безопасности. Смешанный формат будет зависеть от емкости укрытия детского сада. В случае невозможности вместить сразу всех детей и воспитателей такие заведения будут дежурить офлайн и онлайн режимы.
В соответствии с Закона «О применении английского языка в Украине» от 4 июня 2024, с сентября 2026 планируется внедрение обязательного изучения английского языка для детей в возрасте от 5-6 лет в дошкольных учреждениях. Для реализации этого МОН планирует запустить программу подготовки воспитателей с бесплатными курсами английского языка и методики его преподавания.
По данным областных департаментов, по состоянию на 15 сентября 2024 кадровое обеспечение учреждений дошкольного образования составляет 92%; общий процент вакансий педагогов — 8% (5640 ставок). Государство имеет целью повысить статус воспитателя, чтобы больше молодежи охотно выбирало эту нелегкую профессию. Новый закон предусматривает уменьшение педагогической нагрузки и увеличение заработной платы. Так, средняя заработная плата для воспитателей будет варьироваться:
- молодого воспитателя без категории и стажа работы — 9 382 грн;
- воспитателя второй категории — 11 672 грн;
- воспитателя первой категории — 12 499 грн;
- воспитателя высшей категории — 13 325 грн.
Также новый закон предоставляет определенную автономию учредителям государственных и коммунальных садов по установлению должностных окладов, доплат, надбавок и денежных вознаграждений в размере, превышающем определенный Кабмином, а также назначение для педагогов дополнительных вознаграждений и пособий.
Однако принятие нового Закона Украины «О дошкольном образовании» вызвало волну дискуссий и критики, первые шаги уже показывают, что изменения не будут такими безоблачными. Одной из наиболее спорных новаций закона является передача ответственности за финансирование дошкольного образования в местные бюджеты. И здесь начинается самое интересное. Большие города, такие как Киев, Львов или Одесса, обладают достаточными ресурсами для финансирования своих учреждений. Но что делать небольшим городам и деревням, где местные бюджеты не способны покрыть даже базовые нужды?
Фактически это может привести к тому, что неравенство между регионами только усугубится. В городах более богатые регионы смогут обеспечить своим детям лучшие условия, в то время как в отдаленных районах сады будут продолжать страдать от нехватки средств. Вместо решения проблемы доступа к дошкольному образованию закон может еще больше усложнить ситуацию для тысяч украинских семей.
Еще одна проблема, возникшая в связи с новым законом, — это вопрос приема детей в сады. Новые требования к оформлению детей могут усложнить процесс для родителей. Учитывая уже существующие очереди в садах больших городов эти изменения могут создать еще больше препятствий для семей. Это лишь повысит напряжение среди родителей, которые и так часто не могут найти место для своего ребенка в детсаду.
Кроме того, специалисты считают, что новый закон предусматривает увеличение количества детей в группах, никакого уменьшения нагрузки воспитателей не будет. Воспитатели уже выражают беспокойство на этот счет, поскольку перегруженные группы означают, что дети будут получать меньше внимания. Вместо индивидуального подхода к воспитанию, столь важному на ранних этапах развития, дети будут вынуждены адаптироваться к условиям, где на одного воспитателя приходится до 20-30 детей. Это серьезно снижает качество образования и воспитания.
Но больше всего критикуют закон за то, что вопрос повышения зарплат воспитателей остается только на бумаге. Хотя он предусматривает новые требования к квалификации воспитателей, это может стать очередным испытанием для системы. Низкие зарплаты, отсутствие условий для работы и большие группы приводят к дефициту кадров. Многие квалифицированные специалисты покидают эту сферу, и, как следствие, детсады часто остаются без необходимого персонала.
Инклюзивное образование стало одной из главных тем образовательной реформы. Однако, как показывает практика, невзирая на декларации закона об инклюзии, реализация этих положений остается сложной задачей. Многие детские сады просто не имеют необходимых ресурсов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. По официальным данным Министерства образования, в начале 2024 только 30% детсадов были готовы к внедрению инклюзивного образования. Это значит, что тысячи детей с особыми потребностями остаются без должной поддержки.
Принятие нового закона О дошкольном образовании стало попыткой реформировать систему, но этот путь, безусловно, не будет легким. Проблемы, которые накапливались годами, нуждаются в системном подходе к решению. Без надлежащего финансирования, повышения зарплат воспитателям и внедрения инклюзии на практике изменения могут остаться только на бумаге. Между тем, тысячи украинских детей и дальше будут сталкиваться с проблемами доступа к качественному дошкольному образованию.
В ближайшие годы станут решающими для того, сможет ли Украина найти путь к модернизации системы дошкольного образования, или эти реформы превратятся в очередную бюрократическую игру без реальных результатов.
Дошкольное образование в зарубежных странах
В странах ЕС уделяют значительное внимание дошкольнице, ведь это именно звено образования, которое оказывает значительное влияние на экономику страны. Именно поэтому, по требованиям ЕС, все страны ЕС должны достичь 96% охвата дошкольного образования детей от трех до шести лет. В то время как в Украине по состоянию на 2024 год общий процент детей, охваченных разными формами дошкольного образования, составляет всего 73,1%. Дошкольное образование в зарубежных странах значительно отличается по подходам, программам и структуре, что обусловлено культурными, экономическими и социальными особенностями каждого государства. Она представлена в различных формах, отвечающих современным потребностям ребенка: от государственных и частных садов до специализированных подходов, таких как Монтессори, Вальдорф или лесные сады.
Государственные детские сады – это самая распространенная форма дошкольного образования во многих странах, в частности, во Франции, Швеции, Финляндии и Китае. В таких садах образование часто является бесплатным или субсидированным государством. Также во многих странах частные сады предлагают альтернативные программы, которые могут включать в себя другие педагогические подходы или дополнительные услуги. Многие страны развивают инклюзивное образование, что обеспечивает доступ для детей с особыми образовательными потребностями. Такие детские сады есть в большинстве европейских стран, в частности, в Швеции, Дании и Германии, где инклюзивность является важным аспектом образовательной системы.
К примеру, финская система дошкольного образования часто считается одной из лучших в мире. Она базируется на том, что дети учатся из-за игры, а не из-за формального обучения. Учеба до 7 лет фокусируется на развитии социальных, эмоциональных и когнитивных навыков, что создает устойчивый фундамент для дальнейшего обучения. Воспитатели имеют высокий уровень подготовки, а группы детей небольшие, что обеспечивает индивидуальный подход.
В Швеции дошкольное образование также ориентировано на игру и исследования, но здесь больше внимания уделяется развитию независимости у детей. Дошкольные учреждения придают большой упор на интеграцию гендерного равенства и инклюзивности. Большинство программ предполагает обучение через естественные исследования, и дети часто проводят время на открытом воздухе.
В Японии дошкольное образование очень дисциплинировано. Здесь большое внимание уделяется обучению детей социальным нормам, уважению к другим и коллективизму. От питомцев требуется самостоятельность и ответственность за свои действия, начиная с раннего возраста. Обучение включает в себя совместную деятельность, которая помогает детям развивать навыки работы в команде.
В Соединенных Штатах дошкольное образование фокусируется на подготовке к школе. Часто акцент делается на формальном обучении – чтении, математике и других академических предметах. Приложения могут существенно отличаться в зависимости от штата или частного учреждения. В некоторых дошкольных учреждениях отмечается интеграция технологий и STEM-навыков (наука, технологии, инженерия и математика).
В Германии очень популярны так называемые лесные детские сады (Waldkindergarten), где дети большую часть дня проводят на свежем воздухе, независимо от погоды. Считается, что пребывание в природе помогает детям развивать физическую выносливость, креативность и устойчивость. Кроме того, немецкая система дошкольного образования ориентирована на свободную игру и развитие через исследование окружающего мира.
Французское дошкольное образование (“école maternelle”) начинается в три года и является бесплатным для всех детей. Система больше ориентирована на формальное обучение с акцентом на чтение, письмо и математику. Правительство обеспечивает равный доступ к образованию, и детские сады являются важным этапом подготовки к начальной школе.
В Китае дошкольное образование более структурировано и ориентировано на подготовку к формальному обучению в школе. Воспитатели сосредотачиваются на развитии академических навыков, включая математику, письмо и чтение. Дисциплина и уважение к учителям являются ключевыми аспектами воспитания, что часто становится основой учебного процесса.
Как видим, каждая страна развивает свою систему дошкольного образования, основываясь на культурных и социальных традициях. Несмотря на отличия, успешные модели имеют одну общую черту: они придают детям свободу исследовать мир, создают среду, где ребенок чувствует себя защищенным, и формируют навыки, необходимые для успешной жизни. Очевидно, что недостаточно сформировать альтернативные формы детских садов и внедрить изучение английского языка. Современные детские сады, к сожалению, нередко остаются в рамках шаблонного обучения. В мире уже давно доказано, что развитие ребенка начинается не с учебников, а с его интересов и потребностей.
Реформы, которые должны стать новым толчком для дошкольного образования в Украине, оказываются очередным бюрократическим экспериментом, которым больше страдают дети, родители и воспитатели, чем получают пользу. Проблемы с финансированием, неравенство между регионами и кадровый дефицит только усугубились на фоне бездействия со стороны властей. Реальность такова: если не принять радикальные меры, украинские детские сады останутся в упадке, а поколение детей будет лишено доступа к качественному образованию еще на самом старте их жизни.
Громкие обещания реформ остаются на бумаге, а реальные изменения, необходимые для улучшения ситуации, откладываются на неопределенный срок. Украинской системе дошкольного образования требуется не косметический ремонт, а полная перестройка. Если правительство не станет действовать решительно и системно, эти реформы могут войти в историю как одни из самых неудачных в современной образовательной политике страны.