Контракт по себестоимости: почему поступление в вузы на популярные специальности станет недостижимым для большинства

В 2025 году для абитуриентов, мечтающих о карьере в праве, экономике, менеджменте, туризме или журналистике, поступление в украинские вузы станет серьезным финансовым вызовом. Причина не в мировой инфляции, а в решении Министерства образования и науки приравнять плату за контрактную учебу к себестоимости подготовки бюджетника. Об этом сообщил в пространном интервью заместитель министра образования и науки Михаил Винницкий. По его словам, государство больше не готово косвенно субсидировать обучение студентов-контрактников с низкими баллами на ВНО/НМТ, которые выбирают модные, но перенасыщенные направления. В стране, одновременно говорящей о равных шансах и потребности в развитии человеческого капитала, такие нововведения ставят перед абитуриентами выбор не «кем быть», а «позволишь ли себе вообще учиться». И этот выбор для многих не оставляет никаких вариантов.
Спрос есть — рабочих мест нет: экономическая логика перемен
Как объясняет Винницкий, государство не хочет финансировать дисбаланс на рынке труда. Каждый год тысячи абитуриентов мечтают стать юристами, экономистами или менеджерами. Но после получения диплома сталкиваются с реальностью: рынок насыщен, вакансий мало, а конкуренция — безумная. Например, в 2024 году на специальность «Право» поступило более 5700 человек, из которых только 738 получили места за государственный счет. Остальные — контрактники, которые оплатили гораздо меньше, чем это обучение действительно стоит бюджету.
Фактически государство частично финансировало их образование за счет общего образовательного фонда. Замминистра подчеркнул, что обучение на популярных специальностях остается доступным для всех желающих, однако теперь оно предусматривает значительно более высокие затраты. Окончательное решение остается за абитуриентами, но государство больше не будет брать на себя финансовую поддержку этого выбора.
Нововведение предполагает внедрение индикативной себестоимости обучения. Впервые в Украине определен четкий финансовый стандарт: при 16 наиболее популярных и одновременно перенасыщенных специальностях стоимость контракта не сможет быть ниже расходов государства на одного бюджетника. Это правило призвано остановить распространенную практику, когда по контракту учатся студенты с более низкими проходными баллами, а университеты пытаются перетащить как можно больше плательщиков, устанавливая заниженные цены. В результате качество образования падает, а рынок труда наполняется специалистами без спроса.
По словам чиновников из МОН, Украина начинает серьезный «ремонт» системы госзаказа в образовании. На этот раз ставка делается не на мечты об офисах, а на реальных рабочих руках. Чтобы подготовить больше специалистов, в которых действительно нуждается экономика, правительство резко, почти на треть, увеличило количество бюджетных мест для будущих инженеров, строителей и производителей. Об этом во время конференции «Образование новой Украины» сообщила первая вице-премьер и министерша экономики Юлия Свириденко. По ее словам, в этом году в рамках вступительной кампании значительно усилили поддержку технических и прикладных направлений на, в частности, инженерии, ИТ, промышленных и строительных специальностей. Показатель в госзаказе в последние годы вырос на 27,6%.
Это изменение не случайно, потому что страна, где миллионы людей уехали за границу, а каждый второй бизнес жалуется на нехватку персонала, больше не может игнорировать кадровый голод. Образование не должно касаться только дипломов, а должно способствовать выживанию экономики. Теперь именно оборонная сфера, энергетика, инновации, логистика и транспорт будут определять, какой станет Украина после войны. И самым активным двигателем этих трансформаций, по ее прогнозам, будет частный сектор. Поэтому государство уже сейчас формирует кадровую основу для предстоящего восстановления.
Для тех, кто не готов платить 60–70 тыс. грн в год за диплом юриста или менеджера, государство намекает: посмотрите повнимательнее на менее популярные, но стратегически важные специальности. К примеру, агрономия. Здесь контракт обойдется в 30–35 тыс. грн в год, хотя государство тратит до 60 тысяч. Соответственно, абитуриенты имеют большие шансы на бюджет и реальные перспективы трудоустройства. Такое решение Министерства образования выглядит прагматичным. Это попытка синхронизировать образовательную систему с реалиями экономики, где излишек кадров в определенных областях уже нельзя игнорировать.
Государство якобы стремится к тому, чтобы выбор специальности сопровождался ответственностью, а не только модными представлениями и общественными стереотипами. Решение Министерства образования и науки Украины приравнять стоимость контрактного обучения к себестоимости подготовки бюджетников по перенасыщенным специальностям вызывает ряд вопросов не только экономического, но и социального характера. Специалисты МОН утверждают, что такой подход — попытка сократить дотации на направления с избыточным количеством специалистов.
Однако, если копнуть глубже, последствия могут оказаться гораздо сложнее, особенно для уязвимых категорий населения. Новая политика больно ударит по тем, кто и так оказался в сложнейшей жизненной ситуации. Для внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), лишившихся жилья и работы, такой шаг может окончательно перечеркнуть шансы их детей на высшее образование в желаемых отраслях. Не лучше ситуация и у семей ветеранов и людей с инвалидностью. Многие из них не имеют ресурсов для полного обучения по контракту, особенно если речь идет о суммах на уровне 60–70 тыс грн в год. В условиях, когда система социальных гарантий в Украине и так не покрывает базовые потребности этих категорий, повышение стоимости обучения лишь усугубляет неравенство.
Очевидно, что рынок труда нуждается в коррекции, и ежегодный выпуск тысяч юристов или экономистов не отвечает потребностям страны. Но введение единого подхода к финансированию, без дифференциации по социальным критериям, рискует превратить высшее образование в элитарную привилегию. Если плата устанавливается одинаковой для всех, то она становится не инструментом регулирования, а барьером для более слабых.
В идеале должно быть внедрено гибкое субсидирование или отдельные государственные программы поддержки для определенных категорий: детей ветеранов, ВПЛ, лиц с инвалидностью и малообеспеченных. Без этого шаг решения правительства выглядит как формальный закон рынка, за которым стоит молчаливое отстранение государства от своих социальных обязанностей.
Риски: кому открывается путь, а кому закрывается дверь
Если взглянуть на новую политику МОН сквозь призму реальной жизни, то она сродни решению установить турникет на входе в университет — пройти можно, но только тем, у кого в кармане достаточно денег. А что же делать тем, кто и так на грани выживания? Подросток из прифронтового городка, который учился в школе без интернета и сидел на уроках в бомбоубежище, вдруг узнает, что за обучение журналисту или юристу теперь нужно платить, как за небольшой автомобиль. Сейчас его талант, амбиции и желание что-либо менять в этой стране сталкиваются с банальной финансовой стеной. У него нет ни богатых родителей, ни скоплений, ему просто не оставляют выбора.
А пока одни считают копейки, есть и те, кто имеет возможность и паспорт для путешествий, а значит, спокойно упаковывают чемоданы и подают документы в европейские университеты. Там иногда те же специальности стоят немногим больше, а вот качество, условия и перспективы значительно лучше. И когда кто-нибудь из них останется работать в Германии или Польше, никто не спросит, почему государство их не удержало.
Очевидно, что цена за диплом в Украине превращается каждый раз в новый социальный барьер, который может сломать иллюзию равных возможностей. И это происходит в тот момент, когда страна нуждается в максимальном единстве, когда все говорят о справедливости, поддержке и восстановлении. В таком контексте «рыночная логика» образования звучит как попытка сэкономить в будущем. Но будущее — это не таблица в бюджете, а живые люди, которые останутся здесь и будут строить новую страну, или исчезнут в поисках лучших шансов за рубежом.
Как зарубежные страны сохраняют баланс между качеством и доступностью образования
Во многих странах мира уже давно поставили перед собой задачу, как сделать так, чтобы высшее образование оставалось качественным, но одновременно доступным. И хотя универсального рецепта нет, опыт отдельных государств показывает, что можно и не загонять абитуриентов в угол между кредитом на образование и отказом от мечты.
К примеру, Германия, несмотря на высокую стоимость жизни, на государственном уровне декларирует принцип бесплатного высшего образования даже для иностранцев. Университеты открыты, как дверь библиотеки. Главное, чтобы были знания и мотивация. Контракт там скорее исключение, чем правило. А система социальной поддержки настолько продумана, что студент из малоимущей семьи может получать стипендию, которую не нужно возвращать, и параллельно бесплатно пользоваться транспортом и медицинскими услугами.
А вот в США, где образование является одним из самых дорогих в мире, тоже понимают, что не все могут и должны платить полную стоимость. Там разветвлена система финансовой помощи: стипендии, гранты, скидки для ветеранов, сирот, меньшинств. Причем, стоимость часто зависит не только от дохода семьи, но и от академических достижений и личных обстоятельств. Известные университеты, такие как Гарвард или Стэнфорд, могут полностью покрыть обучение студенту, показавшему высокие результаты, даже если его семья живет за чертой бедности.
В скандинавских странах ситуация еще более интересная, ведь там высшее образование воспринимается как базовое право, а не как привилегия. В Швеции, Финляндии, Норвегии студент не только учится бесплатно, но и получает стипендию, на которую можно снять жилье и не голодать. И никто там не скажет: «Твой выбор — твои проблемы», потому что образование там воспринимается как общая инвестиция общества в каждого человека.
Следует отметить, что в условиях полномасштабной войны украинцы имеют возможность поступать в зарубежные университеты, в частности, в высшие учебные заведения Чехии. Для этого абитуриентам необходимо продемонстрировать высокий уровень владения чешским или английским – в зависимости от выбранной программы обучения. Контрактная форма обучения в чешских университетах в среднем стоит от 2000 евро в год. Однако некоторые специальности, особенно если обучение ведется на английском языке, могут обойтись гораздо дороже – до 15 тысяч евро ежегодно.
Кроме стоимости обучения, студентам следует учитывать расходы на проживание и повседневные потребности. Ориентировочные ежемесячные расходы составляют от 8000 до 12000 чешских крон (приблизительно от 14600 до 22000 гривен). Сюда входят оплата за общежитие, питание, транспорт, досуг и другие бытовые расходы. При этом проживание в общежитии обойдется в среднем 180 евро в месяц, а месячный проездной на общественный транспорт стоит около 10 евро.
Отдельно следует учитывать расходы по оформлению студенческой визы. Средняя стоимость составляет 50 евро, к которым прилагается консульский сбор (35 евро) и услуги визового центра (18 евро). Если же воспользоваться услугами посреднических компаний, оформление документов может стоить до 300 евро. Следовательно, у украинцев есть реальная возможность получить высшее образование в Чехии даже во время войны. Однако для этого необходимо тщательно подготовиться: не только овладеть языком, но и рассчитать расходы на обучение, проживание и визовые процедуры.
Важно отметить, что даже в странах с платным образованием вроде Польши, Чехии или Франции существуют прозрачные механизмы компенсаций для тех, кто не может платить. Там не приравнивают знания к товару на полке, потому что понимают, что доступ к образованию должен быть гибким, социально чувствительным и динамичным. На этом фоне украинская идея «все платят поровну, потому что так справедливо» выглядит как попытка надеть старую экономическую формулу на человеческую историю. Именно поэтому она обречена треснуть по швам. Мир давно понял, что равенство — это не когда все равно, а каждому по потребностям и возможностям. Иначе вместо нового поколения специалистов мы получим новое поколение разочарованных.
Очевидно, что намерение государства скорректировать рынок труда через образовательную политику вполне логично, но подход, не учитывающий социального неравенства, угрожает не решить проблему, а создать новую — отток талантливой молодежи и рост разрыва между могу и хочу. Наши чиновники забыли, что высшее образование не должно становиться роскошью для избранных. Иначе вместо того, чтобы формировать устойчивое, профессиональное общество, мы рискуем потерять поколение, которое могло бы стать движущей силой. Государственная образовательная политика должна быть не только экономически целесообразной, но и социально ответственной. Потому что страна, которая не инвестирует в равенство стартовых возможностей, рано или поздно заплатит значительно более высокую цену оттоком мозгов, социальным напряжением и утраченным потенциалом.
В нынешних условиях, когда значительная часть населения потеряла жилье, стабильный доход или находится в статусе внутриперемещенных лиц, вопрос доступа к образованию для детей становится крайне сложным. Государство декларирует поддержку семей с детьми, однако на практике многие из этих семей оставлены один на один со своими трудностями. Для переселенцев, вынужденных жить во временных приютах, арендованных квартирах или общежитиях, первоочередным становится вопрос выживания — обеспечение элементарных бытовых нужд. В таких обстоятельствах затраты на обучение детей нереальны.
Особо остро стоит проблема для родителей, потерявших работу или работающих за минимальную зарплату, а также для ветеранов войны с инвалидностью, которые не всегда могут самостоятельно обеспечивать сопровождение ребенка в учебе. В таких реалиях вопрос заключается не только в том, формально ли разрешено обучение, а в том, насколько это осуществимо в повседневной жизни. Без системной адресной поддержки — не декларативной, а практической — обучение для детей из таких семей будет оставаться несбыточной мечтой.