Социальная

Между двумя мирами: как украинские школьники учатся за границей

После начала полномасштабного вторжения России в Украину миллионы украинцев были вынуждены покинуть свои дома и искать убежища за границей. Среди них сотни тысяч детей, которые стали частью новых обществ, но столкнулись с вызовами, о которых мало кто задумывается. Война вырвала их из дома, заставила попрощаться с друзьями и оставить любимые игрушки на полках разрушенных комнат. Украинские школьники, мечтавшие о выпускном или первом звонке, сегодня сидят за партами в чужих странах, пытаясь понять новый язык, чужую программу и новые правила жизни.

Они дети между двумя мирами: один остался в Украине, в воспоминаниях о мирном детстве, другой здесь, в чужих школах, где их не всегда понимают, а иногда и отталкивают. Их будни — это борьба с языковым барьером, буллингом и двойной нагрузкой, ведь они не только овладевают иностранной программой, но и стараются не отставать от украинской. В то время как мир умиляется их отвагой, украинское государство оставляет их наедине с трудностями. С какими проблемами сталкиваются украинские школьники, получая образование за границей?

Новая жизнь: чужой язык и чужая культура

За данным отчета «Обучение украинских детей за границей во время войны в Украине» Государственной службы качества образования (ДСЯО), с начала полномасштабного вторжения из Украины выехало значительное количество граждан, среди которых 378 617 школьников, продолжающих получать образование по дистанционной, семейной или экстернатной формам обучения в школах.

Однако, как отмечают в МОН, есть также ученики, которые находятся вне системы украинского образования – это примерно от 200 до 250 тысяч учеников. Дети продолжают учиться в школах тех стран, где они находятся и не учатся в украинских. Законодательство стран, куда уехали семьи из Украины, предусматривает интеграцию иностранцев в их образовательные системы. Но эта интеграция проходит достаточно болезненно для наших учеников, да еще и создает чрезмерную нагрузку.

Согласно отчету, украинских школьников условно делят на 4 категории:

  • дети, которые учатся исключительно в учебных заведениях за рубежом и не учатся в учебных заведениях в Украине;
  • дети, объединяющие обучение в учебных заведениях за рубежом и в Украине на индивидуальной форме обучения (экстернат, семейная (домашняя) форма обучения);
  • дети, объединяющие обучение в учебных заведениях за рубежом и в Украине на дистанционной форме обучения;
  • дети, которые учатся только в украинских школах дистанционно и не посещают учебные заведения в стране пребывания.

По последним данным с 24 февраля 2022 года по 12 декабря 2023 года в школы ЕС было интегрировано 831,431 украинского ученика. Но реальные цифры могут быть гораздо больше. Ведь есть ученики, которые учатся из-за границы дистанционно только в украинской школе и не были интегрированы в школьную систему стран ЕС, поэтому не учтены в эту статистику, поскольку не обязаны посещать школу страны пребывания.

Как сообщают в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев по состоянию на октябрь 2024 года за границей находятся украинские школьники:

  • в Ирландии — 97%;
  • в Румынии – 83%;
  • во Франции – 69%;
  • в Германии и Австрии – по 63%;
  • в Молдове – 8%;
  • в Хорватии – 16%
  • В Великобритании – 17%.

Новый опыт и расширение мировоззрения

Конечно обучение за границей дает детям возможность погрузиться в другие культуры, увидеть разнообразие мира и понять, что он гораздо шире, чем казалось раньше. Дети учатся толерантности, уважению других культур и традиций, что делает их более открытыми и адаптивными. Одно из самых больших преимуществ обучения за рубежом — это возможность выучить новый язык в реальной среде. Это не только полезный навык для будущего, но способ развить коммуникативные способности. Как известно, владение несколькими языками открывает дополнительные перспективы для дальнейшего обучения и карьеры. Зарубежные школы часто используют инновационные методики обучения, отличающиеся от тех, к которым привыкли украинские школьники. К примеру, во многих странах Европы акцент делается на практическом применении знаний, критическом мышлении и командной работе. Такие подходы помогают детям развивать навыки, полезные в современном мире. Обучение за границей открывает двери к новым образовательным и карьерным возможностям. Украинские дети получают доступ к качественному образованию, которое поможет им в дальнейшей жизни.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Выжить и не сломаться: 6,7 млн украинок нуждаются в гуманитарной помощи

Проблемы украинских школьников в зарубежных школах

Переезд в другую страну – это не только новые горизонты, но и огромный стресс для детей. И это вполне понятно. Ведь еще вчера они были среди своих друзей в родной школе, а сегодня оказались в классе, где все говорят на непонятном языке.

Есть два основных подхода к интеграции беженцев в школы. Новоприбывшие ученики сначала могут быть в отдельных классах, где овладевают языком обучения, или сразу учатся со сверстниками из страны. Учеба отдельно показывает больше недостатков, чем преимуществ. Ведь такое обособление создает значительные проблемы для интеграции, дети просто находятся в искусственно созданной среде, где собраны в кучу беженцы из разных стран.

Как результат, дети объединяются в группы в соответствии с национальностью, не овладевая языком страны пребывания и еще испытывают проблемы буллинга в таких группах. Отдельные классы или центры для беженцев в основном создаются для Финляндии, Польши, Португалии, Румынии, где выбирают первый подход к интеграции.

Обучение сразу в местной школе требует серьезной подготовки местных учителей и индивидуальной поддержки каждого ребенка. А иначе школьники просто формально «отсиживают» занятия и мало чему учатся. Но такой подход выбирает большинство европейских стран. Хотя, например, в Люксембурге родителям дают право выбора – отдать ли ребенка в местную школу или в класс интеграции в международной школе.

В Бельгии, если родители выбирают записать ребенка в обычный класс, он сразу же приступает к обучению. Как правило, так поступают с учениками начальной школы, где дети легче и быстрее адаптируются.  Но если ребенок старше 12 лет и идет в базовую школу, то один-два года учится по особой программе, где преимущественно овладевает языком.

Языковой барьер становится первым большим препятствием. Многие украинские школьники вынуждены за короткий срок овладевать новым языком, чтобы хоть немного понять учителей и одноклассников.  Вы когда-нибудь пытались понять математику, когда даже не знаете, как звучит слово «сложение» на другом языке? Для украинских школьников языковой барьер стал одной из самых больших проблем. Многие дети изучают новый язык в ускоренном темпе, но часто это происходит ценой их психологического комфорта. У учителей не всегда есть ресурсы или терпение, чтобы помочь таким ученикам.

В таких странах как Исландия и Швеция, совсем нет общегосударственной политики относительно помощи юным беженцам в овладении языком. В Швеции в классах, где есть украинские дети, ввели изучение шведского как иностранного языка. А в Исландии учебная программа на государственном уровне и способы проверки компетенций были пересмотрены с учетом потребностей иностранных детей.

Для овладения языком создают языковые интенсивы в небольших группах в течение учебного дня. Это происходит в Италии, Франции, Турции, странах Балтии. Но чаще всего школьники идут на языковую поддержку вместо занятий по расписанию. Иногда интенсивности назначают дополнительно к стандартным школьным занятиям, вечером, что создает чрезмерную нагрузку для школьников.

Однако не все зарубежные школьники готовы принять «новеньких». Украинские дети часто становятся объектами буллинга из-за акцента, происхождения или незнания местных традиций. Некоторые даже сталкиваются с откровенной неприязнью, вызванной стереотипами или политическими предубеждениями. Конечно же, родители пытаются защитить своих детей, но существует риск серьезной конфликтной ситуации. Поэтому часто взрослые, находясь в стрессовой ситуации из-за потери дома, работы и неопределенности будущего, не способны привести в порядок проблему.  Они не всегда могут помочь детям адаптироваться в новых условиях.

Несмотря на то, что дети вынуждены осваивать программу страны, где они сейчас проживают, многие стараются не отставать от украинской школьной программы. Это вызов для учеников, буквально живущих «на двух фронтах». Министерство образования и науки Украины направило письма органам образования всех стран, где есть дети-беженцы, с просьбой содействовать обучению по украинским стандартам.

Большинство европейских стран позволяет заниматься дистанционно в местных школах после стандартных занятий. Ведь дистанционное обучение предусмотрено не во всех заведениях, а там, где оно есть, время занятий совпадает с уроками в зарубежной школе. , поэтому дистанционные занятия на украинском языке разрешены только дома в свободное время. украинского языка поощряются как внеклассная деятельность. В таких странах как Швеция, Сербия ничего не делают для поддержания связи беженцев с родной страной.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Ликвидация правовых программ: скрытые последствия реформы правоохранительных органов

Ситуация сложилась таким образом, что днем ​​украинские школьники изучают математику, историю или биологию в иностранной школе, а вечером сидят над украинскими учебниками, чтобы не потерять связь с родной системой образования. не обеспечивает достаточной поддержки для детей, которые оказались за границей. Онлайн-уроки часто перегружены или плохо. организованы, а финансирование дополнительных инициатив для таких школьников почти отсутствует.

Как рассказывают родители в частной беседе, все обучение сводится к отправке раз в три месяца контрольных работ. А изучение материала осуществляется детьми своими силами. Так что родители либо вынуждены искать репетиторов для своих детей, либо помогать сами. А делать это, когда нужно еще и на работу ходить, оказывается нелегкой задачей. И в первом, и во втором случае это негативно сказывается на семейном бюджете. Родители, и так живущие в состоянии постоянного стресса, вынуждены самостоятельно искать способы обеспечить детям доступ к образованию. И это при том, что власти сообщают о создании украинского компонента для детей, которые находятся и учатся за границей.

Этот компонент собрал в себе программы украинского языка и литературы, а также истории Украины. Но вполне понятно, что подобный общий объем не может дать детям полноценных знаний по предметам. Однако появляется чрезмерная нагрузка на школьников. Эта двойная нагрузка истощает детей. Они учатся по 10-12 часов в день, но знают, что это необходимо, чтобы не потерять связь с Украиной и иметь шанс вернуться к нормальной учебе после войны.

Однако есть и вновь созданные украинские классы, где преподают на украинском языке по отечественным программам и учебникам. Подобные группы работают в Эстонии и Латвии. Украинские школы за рубежом — уникальные учебные заведения. Пока таких только пять: в Стамбуле (Турция), Варшаве (Польша) и Вильнюсе (Литва). К сожалению, украинское государство не находит ни средств, ни желания, чтобы поддержать такие школы. И часто они существуют исключительно благодаря энтузиазму волонтерских организаций.

Примером такой школы стала Первая украинская школа, которая функционирует в Варшаве, Кракове и Вроцлаве почти с первых месяцев полномасштабного вторжения. Она стала спасительным островком для украинских школьников, которые получили негативный опыт в местных школах и стремились найти безопасную среду для преодоления образовательных потерь. Такая школа не только способствует обучению, но и оказывает эмоциональную поддержку, помогает сохранить идентичность при необходимости интеграции в польское общество, а также способствует овладению необходимым уровнем польского языка. «Первая украинская школа» в Польше была создана благодаря фундации «Несокрушимая Украина» и уже приняла более 600 украинских детей. Учеба проходит по Государственному стандарту общего среднего образования Украины. Наполненность классов составляет от 10 до 28 детей. Учителя ведут классные журналы и выставляют оценки по требованию образовательной программы украинской школы.

Несмотря на все трудности, украинские дети демонстрируют изрядную выносливость. Они обретают новых друзей, учатся на ошибках и постепенно адаптируются. Но эта адаптация часто становится борьбой не только за образование, но и за сохранение своей идентичности. Вызовы, с которыми сталкиваются украинские школьники за рубежом, это напоминание, что война касается не только взрослых. Дети, которые сейчас борются за образование, завтра станут восстанавливать Украину.

Украинские школьники за границей стали заложниками обстоятельств, которые они не выбирали, но заставили их взрослеть раньше. Они живут между двумя мирами: родной Украиной, которую носят в сердце, и новой реальностью, часто встречающей их равнодушием или даже враждебностью. Она является зеркалом для всех нас, напоминая, что будущее Украины зависит от того, будут ли эти дети получать качественное образование и сохранять связь с родной культурой. Сегодня они пишут контрольные работы на чужом языке, но завтра эти дети будут строить новую Украину. И именно сейчас, в этот самый трудный для них момент, мы должны решить, будем ли поддерживать их на этом пути, или оставим их один на один с вызовами, которые они не должны преодолевать наедине.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button