Кто будет контролировать отбор в Счетную палату: Андрей Боровик о рисках, конфликтах интересов и прозрачности

В Украине стартует важный этап реформирования высшего органа финансового контроля Счетной палаты. В этот раз меняется не только состав, но и принцип формирования, в частности, из-за создания совещательной группы экспертов (ДГЭ), которая должна выбрать шестерых из девяти членов Счетной палаты. В эту группу войдут шесть человек: половину рекомендуют международные организации, половину депутатские фракции. Формально это должно обеспечить баланс влияния, но реальное наполнение украинской части ДГЭ вызывает вопросы. Именно на этом акцентирует исполнительный директор Transparency International Ukraine Андрей Боровик.
Он отметил, что законодательно закрепленные требования к членам совещательной группы логичны и оправданы: опыт в сфере контроля, финансов, экономики или права не менее пяти лет, безупречная деловая репутация, моральные качества и общественный авторитет. Однако часть предложенных кандидатур не отвечает этим базовым критериям. Игнорирование этого факта создает риски делегитимации конкурсной процедуры в целом.
Андрей Боровик подчеркнул, что в состав ГГЭ должны войти три эксперта, рекомендованные международными организациями. Среди них — Игорс Лудборжс из Латвии, Паскаль Мунье из Франции и Ли Самерфилд из Великобритании. Все они признаны специалистами в сфере государственного аудита: это представители Европейского суда аудиторов, Суда аудиторов Франции и британского Национального аудиторского офиса.
Боровик считает, что в их случае сомнений в соответствии критериям нет — опыт, репутация и независимость очевидны. Именно такое присутствие международных участников в составе группы частично компенсирует внутренние риски и гарантирует, что окончательный процесс отбора кандидатов в Счетную палату не полностью контролируется украинскими политическими элитами. В отличие от международного сегмента список кандидатов от парламентских фракций вызывает ряд оговорок. Среди претендентов — экономисты, советники, бывшие госслужащие, но и лица, к которым есть либо вопросы профессиональной пригодности, либо прямые сомнения в их незаангажированности.
Боровик отдельно остановился на кандидатуре Инны Сладкой – бывшей государственной секретарши Министерства здравоохранения. Он напомнил о сообщениях в СМИ, согласно которым она в 2019 году была связана с инцидентами, ставившими под сомнение ее служебное поведение. Речь шла о допуске посторонних лиц в министерство, давление на работников и попытки получения доступа к внутренним документам без надлежащих полномочий. По его мнению, такой бэкграунд несовместим с требованием безупречной деловой репутации.
Еще одной спорной кандидаткой Боровик считает Ирину Иванову — бывшую члена Счетной палаты. Андрей Боровик напомнил, что в 2018 году Transparency International Ukraine публично подвергла критике ее авторство отчета о состоянии публичных закупок. Документ, по его словам, содержал необоснованные выводы, часть которых невозможно было проверить или подтвердить. Кроме того, в настоящее время Иванова судится со Счетной палатой, требуя признания ее увольнения неправомерным. В этом контексте, по его мнению, участие в отборе новых членов органа, против которого она ведет судебный спор, выглядит абсурдным.
Боровик также указал на то, что отдельные претенденты имеют прямые или косвенные связи с действующей властью. Например, Сергей Нежинский — советник вице-премьера по евроинтеграции, а Мирослава Масляк — помощница народного депутата. Закон не запрещает таким лицам входить в состав ГГЭ, но, по словам Боровика, их участие в процессе отбора может создать конфликт интересов или, по крайней мере, впечатление предвзятости.
Он считает, что тесно связанный с политиком или чиновником кандидат априори не может быть достаточно независимым, когда речь идет об оценке претендентов в Счетную палату — орган, который должен проверять деятельность всех ветвей власти. Особенно проблематична такая ситуация в условиях, когда контроль за бюджетными процессами напрямую связан с политической ответственностью. Среди кандидатов есть и те, кто, по оценке Transparency International Ukraine, отвечает критериям без оговорок. Это Александр Рожко — доктор экономических наук, профессор, специалист с 18-летним опытом, и Александра Бетлий — аналитика с более чем двадцатилетним опытом в сфере экономики и финансов. Оба, по мнению Боровика, имеют и профессиональную подготовку, и репутацию, и независимость, необходимые для участия в процедуре отбора.
Он отметил, что на фоне других претендентов эти две кандидатуры могут обеспечить доверие к процессу. Однако важно, чтобы выбор был сделан не по политической договоренности, а по критериям профессионализма. В противном случае даже честные и квалифицированные участники не смогут компенсировать репутационные потери от общего состава группы.
Андрей Боровик подчеркнул, что совещательная группа – это не технический орган. Ее задача – не только отобрать достойных, но и сформировать доверие ко всей системе аудита в стране. Члены Счетной палаты, которые выберет эта группа, получат мандат проверять использование бюджетных средств, оценивать эффективность расходов и выявлять нарушения, в том числе в правительственных структурах. Именно поэтому прозрачность и обоснованность отбора кандидатов в совещательную группу критически важна. Если в ее составе окажутся лица с сомнительной репутацией или прямыми связями с властью, то вся процедура потеряет смысл. По словам Боровика, в таком случае лучше честно признать, что орган снова будет назначаться политическим большинством, без иллюзий по поводу независимости.
Пока решение остается за Верховной Радой, которая должна избрать трех украинских представителей в ДГЭ из предложенного списка. Боровик считает, что депутаты должны отнестись к этому голосованию ответственно. Речь ведь идет не просто об утверждении персоналий, а о запуске всей новой процедуры отбора руководящего состава Счетной палаты.
По его мнению, если парламент выберет сомнительных кандидатов, это разрушит доверие не только к самой палате, но и к идее аудита как такового. Ведь в условиях военной экономики, бюджетных напряжений и масштабной международной помощи качественный аудит — это вопрос не только эффективности, но и политической ответственности перед обществом и партнерами.