Экспертное мнение

Кто будет контролировать отбор в Счетную палату: Андрей Боровик о рисках, конфликтах интересов и прозрачности

В Украине стартует важный этап реформирования высшего органа финансового контроля Счетной палаты. В этот раз меняется не только состав, но и принцип формирования, в частности, из-за создания совещательной группы экспертов (ДГЭ), которая должна выбрать шестерых из девяти членов Счетной палаты. В эту группу войдут шесть человек: половину рекомендуют международные организации, половину депутатские фракции. Формально это должно обеспечить баланс влияния, но реальное наполнение украинской части ДГЭ вызывает вопросы. Именно на этом акцентирует исполнительный директор Transparency International Ukraine Андрей Боровик.

Он отметил, что законодательно закрепленные требования к членам совещательной группы логичны и оправданы: опыт в сфере контроля, финансов, экономики или права не менее пяти лет, безупречная деловая репутация, моральные качества и общественный авторитет. Однако часть предложенных кандидатур не отвечает этим базовым критериям. Игнорирование этого факта создает риски делегитимации конкурсной процедуры в целом.

Андрей Боровик подчеркнул, что в состав ГГЭ должны войти три эксперта, рекомендованные международными организациями. Среди них — Игорс Лудборжс из Латвии, Паскаль Мунье из Франции и Ли Самерфилд из Великобритании. Все они признаны специалистами в сфере государственного аудита: это представители Европейского суда аудиторов, Суда аудиторов Франции и британского Национального аудиторского офиса.

Боровик считает, что в их случае сомнений в соответствии критериям нет — опыт, репутация и независимость очевидны. Именно такое присутствие международных участников в составе группы частично компенсирует внутренние риски и гарантирует, что окончательный процесс отбора кандидатов в Счетную палату не полностью контролируется украинскими политическими элитами. В отличие от международного сегмента список кандидатов от парламентских фракций вызывает ряд оговорок. Среди претендентов — экономисты, советники, бывшие госслужащие, но и лица, к которым есть либо вопросы профессиональной пригодности, либо прямые сомнения в их незаангажированности.

Боровик отдельно остановился на кандидатуре Инны Сладкой – бывшей государственной секретарши Министерства здравоохранения. Он напомнил о сообщениях в СМИ, согласно которым она в 2019 году была связана с инцидентами, ставившими под сомнение ее служебное поведение. Речь шла о допуске посторонних лиц в министерство, давление на работников и попытки получения доступа к внутренним документам без надлежащих полномочий. По его мнению, такой бэкграунд несовместим с требованием безупречной деловой репутации.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  The situation of Ukrainian refugees in Europe is becoming more difficult every month. If at the beginning of the full-scale invasion, European countries welcomed migrants with open arms, providing housing, social benefits and access to medicine, but now the policy of many states is changing. Initiation of thorough checks on refugees Vienna was one of the first cities where Ukrainian refugees faced harsh changes. Austria's social services began to scrutinize whether all recipients of benefits really met the requirements and discovered hundreds of cases of violations. In particular, it was found that many people were outside the country while continuing to receive benefits. As explained head of the Social Security Fund of Vienna, Martyna Plochowitz, such situations have forced the authorities to temporarily stop payments until the refugees confirm that they are staying in Austria and really need help. From now on, registration with the employment service has become a mandatory condition for receiving support. Exceptions will be made only for people who have valid reasons - old age, health problems or caring for relatives. Consequences of checks Due to increased inspections in Vienna, many Ukrainians have already felt the consequences of this policy. Fourteen thousand Ukrainian refugees currently live in the city, eight thousand of whom are of working age. Some of them have not received payments since December, which is why they are forced to turn to charitable organizations for help. Those who rent housing privately used to receive three hundred and thirty euros per month for this, and two hundred and sixty euros for adults and one hundred and forty-five euros for children for food and hygiene. Now these payments are temporarily frozen, and people are forced to find ways to survive on their own. The checks will last several weeks, after which social benefits will be resumed for those who can prove their real need. However, the Ukrainian community in Vienna has already expressed concern and called on the local authorities to take into account the difficult circumstances in which the migrants, especially families with children, found themselves. However, this case is only part of a general trend that is gaining momentum throughout Europe. The situation in other countries More and more countries are reviewing the conditions for providing assistance to Ukrainian refugees. In Germany, temporary protection status is already denied to those who often leave the country or stay outside its borders for a long time. In the Czech Republic, they plan to reduce payments to those who have not found a job, and Poland has introduced stricter rules for receiving financial support. The reasons for such changes are primarily economic, as countries that have received hundreds of thousands of migrants are facing financial difficulties, and the costs of refugees are becoming an increasingly heavy burden on their budgets. In addition, politicians are forced to take into account the growing discontent among the local population, which increasingly raises questions about the fairness of the distribution of public funds. The main reasons for this are the growing financial burden on the budgets of countries, political changes and the emergence of internal economic crises. Increasingly, governments are introducing more welfare checks and cutting benefits, citing the need to control public spending. If this trend continues, Ukrainians will have to prepare for new challenges. Social support, which was provided in the first years of the war, is gradually reduced, and the requirements for refugees are becoming more and more strict. This means that those who remain abroad should look for opportunities for employment and integration, because they no longer have to hope for indefinite assistance.

Еще одной спорной кандидаткой Боровик считает Ирину Иванову — бывшую члена Счетной палаты. Андрей Боровик напомнил, что в 2018 году Transparency International Ukraine публично подвергла критике ее авторство отчета о состоянии публичных закупок. Документ, по его словам, содержал необоснованные выводы, часть которых невозможно было проверить или подтвердить. Кроме того, в настоящее время Иванова судится со Счетной палатой, требуя признания ее увольнения неправомерным. В этом контексте, по его мнению, участие в отборе новых членов органа, против которого она ведет судебный спор, выглядит абсурдным.

Боровик также указал на то, что отдельные претенденты имеют прямые или косвенные связи с действующей властью. Например, Сергей Нежинский — советник вице-премьера по евроинтеграции, а Мирослава Масляк — помощница народного депутата. Закон не запрещает таким лицам входить в состав ГГЭ, но, по словам Боровика, их участие в процессе отбора может создать конфликт интересов или, по крайней мере, впечатление предвзятости.

Он считает, что тесно связанный с политиком или чиновником кандидат априори не может быть достаточно независимым, когда речь идет об оценке претендентов в Счетную палату — орган, который должен проверять деятельность всех ветвей власти. Особенно проблематична такая ситуация в условиях, когда контроль за бюджетными процессами напрямую связан с политической ответственностью. Среди кандидатов есть и те, кто, по оценке Transparency International Ukraine, отвечает критериям без оговорок. Это Александр Рожко — доктор экономических наук, профессор, специалист с 18-летним опытом, и Александра Бетлий — аналитика с более чем двадцатилетним опытом в сфере экономики и финансов. Оба, по мнению Боровика, имеют и профессиональную подготовку, и репутацию, и независимость, необходимые для участия в процедуре отбора.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  "Президент США Джо Байден не придерживается четкого и решительного курса по Украине, он обрек Украину на долгую войну на истощение": Джозеф Боско

Он отметил, что на фоне других претендентов эти две кандидатуры могут обеспечить доверие к процессу. Однако важно, чтобы выбор был сделан не по политической договоренности, а по критериям профессионализма. В противном случае даже честные и квалифицированные участники не смогут компенсировать репутационные потери от общего состава группы.

Андрей Боровик подчеркнул, что совещательная группа – это не технический орган. Ее задача – не только отобрать достойных, но и сформировать доверие ко всей системе аудита в стране. Члены Счетной палаты, которые выберет эта группа, получат мандат проверять использование бюджетных средств, оценивать эффективность расходов и выявлять нарушения, в том числе в правительственных структурах. Именно поэтому прозрачность и обоснованность отбора кандидатов в совещательную группу критически важна. Если в ее составе окажутся лица с сомнительной репутацией или прямыми связями с властью, то вся процедура потеряет смысл. По словам Боровика, в таком случае лучше честно признать, что орган снова будет назначаться политическим большинством, без иллюзий по поводу независимости.

Пока решение остается за Верховной Радой, которая должна избрать трех украинских представителей в ДГЭ из предложенного списка. Боровик считает, что депутаты должны отнестись к этому голосованию ответственно. Речь ведь идет не просто об утверждении персоналий, а о запуске всей новой процедуры отбора руководящего состава Счетной палаты.

По его мнению, если парламент выберет сомнительных кандидатов, это разрушит доверие не только к самой палате, но и к идее аудита как такового. Ведь в условиях военной экономики, бюджетных напряжений и масштабной международной помощи качественный аудит — это вопрос не только эффективности, но и политической ответственности перед обществом и партнерами.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button