Дети войны

Могут ли школьникам в Украине запретить смартфоны: разъяснение образовательного омбудсмена и контекст военного времени

Вопрос ограничения использования смартфонов учениками в украинских школах время от времени возникает в публичных обсуждениях как среди педагогов, так и среди родителей. Во многих странах уже внедрены строгие ограничения на использование мобильных телефонов в классах, в частности во Франции, Италии, Нидерландах, Китае. Основной аргумент – учебный процесс должен быть защищен от внешних раздражителей. Однако в условиях полномасштабной войны в Украине любая модель, заимствованная из мирных образовательных систем, нуждается в переосмыслении. Вопрос не только в удобстве или дисциплине, а в безопасности и праве ребенка на связь с семьей, получении сигналов тревоги, возможность координировать свои действия в экстренных ситуациях. Именно с этой точки зрения обсуждение запрета смартфонов в школах в Украине приобретает особое значение. В комментарии РБК-Украина образовательный омбудсмен Надежда Лещик объяснила, почему формальное изъятие гаджетов у детей во время обучения является нецелесообразным шагом в сложившейся ситуации.

Иностранный опыт: что происходит в школах других стран

В 2023-2025 годах ряд европейских стран ужесточили правила пользования телефонами в школах. Во Франции полное запрещение действует еще с 2018 года: учащиеся не имеют права использовать мобильные устройства в школе, кроме исключительных случаев. В Нидерландах с января 2024 года вступило в силу постановление, предусматривающее извлечение смартфонов из классов, но позволяющее оставлять их в специальных шкафчиках.

В Великобритании каждая школа определяет свои правила, однако общая тенденция — к усилению ограничений. В Китае телефоны запрещено приносить в школу без письменного разрешения родителей. Такие решения, как правило, базируются на результатах исследований, указывающих на негативное влияние смартфонов на концентрацию внимания, обучающую мотивацию и общее психологическое здоровье подростков.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  США профинансируют печать более 3 миллионов учебников для украинских школьников после того, как Россия уничтожила типографии

В мирном обществе все аспекты безопасности (эвакуация, коммуникация, поведение в случае чрезвычайной ситуации) четко урегулированы в соответствии с расписанием, а связь с родителями или службами не является критическим элементом ежедневного учебного процесса. В Украине реальность другая.

Украинский контекст: воздушные тревоги, укрытие и нестабильность

В отличие от европейских школ украинские учебные заведения работают в режиме повышенного риска. В зависимости от региона количество воздушных тревог в течение недели может достигать десятка и более. Часто именно мобильный телефон – это первое средство, через которое ребенок получает уведомление об опасности. Согласно методическим рекомендациям МОН, во время тревоги ученики должны как можно быстрее эвакуироваться в укрытие — а не ждать дальнейших указаний.

Образовательный омбудсмен Надежда Лещик в беседе с журналистами отметила, что в ситуации, когда дети сдают телефоны учителям перед началом урока, возникает несколько проблемных вопросов. Во-первых, ответственность за сохранность гаджетов автоматически переходит к педагогу. Во-вторых, если тревога застает класс врасплох, учителю придется либо оставить телефоны без присмотра, либо переносить с собой коробку с десятками приборов – что нарушает логику эвакуации и противоречит правилам безопасности.

В условиях стрессовой ситуации главная задача педагога – контролировать действия учащихся, а не охранять технику. Поэтому, по мнению Лещика, централизованное хранение смартфонов не может рассматриваться как универсальное решение.

Возможные подходы: баланс между дисциплиной и безопасностью

Омбудсмен предлагает альтернативу, основанную на совместной наработке правил в рамках конкретного учебного заведения. По ее словам, самым оптимальным вариантом является подход, когда смартфон находится в личной сумке ученика с выключенным звуком на протяжении урока. В случае объявления тревоги ребенок забирает сумку, уходит в укрытие и отвечает сам за сохранность своего устройства.

Такой формат позволяет избежать лишней нагрузки на учителей, не нарушает права ребенка на личные вещи и позволяет реагировать на внештатные ситуации оперативно. Также он позволяет сохранить элемент ответственности ученика — ребенок учится не пользоваться телефоном в неподходящее время, а контролировать свои действия.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  ЮНИСЕФ выражает глубокие соболезнования в связи с трагической гибелью детей и их матерей в результате ракетных обстрелов в Кривом Роге

Следует отметить, что отдельные школы уже внедряют подобные решения. Например, некоторые заведения в Киевской, Львовской, Хмельницкой областях разработали внутренние правила использования смартфонов, согласованных с родительскими комитетами. Там предусмотрено, что телефон должен быть в рюкзаке, а при его использовании без надобности на уроке — предупреждение, а в случае повторения — индивидуальная беседа с классным руководителем.

Регулирование на уровне закона: что говорит МОН

По состоянию на июнь 2025 года законодательного регулирования, прямо запрещающего использование смартфонов в школах, в Украине нет. Каждое учебное заведение имеет право самостоятельно определять правила поведения учащихся в соответствии с уставом. Это означает, что формальный запрет возможен только на локальном уровне, в пределах отдельной школы или общины.

Министерство образования и науки Украины пока не инициировало изменения в нормативную базу пользования мобильными устройствами в школе. В апреле 2024 года министр образования Оксен Лисовой отмечал, что министерство изучает иностранный опыт, но считает целесообразным соблюдать принцип автономии учебных заведений.

В нынешней ситуации общенациональный запрет на использование смартфонов учащимися кажется нецелесообразным с практической и безопасной точки зрения. Ограничения могут иметь смысл в мирное время, но в условиях постоянной угрозы воздушных атак, частых эвакуаций, рисков для детей и учителей – на первый план выходит оперативность и автономность действий. Именно поэтому индивидуальное регулирование в рамках школьного сообщества — с участием педагогов, учеников и родителей — остается единственно приемлемой формой контроля за использованием гаджетов.

На этом этапе важно сохранить функциональность связи, не перекладывая ответственность на педагогов и не создавая дополнительной нагрузки на администрацию школ. Смартфон в рюкзаке с выключенным звуком – это компромисс, учитывающий как образовательный процесс, так и специфику военного времени. Дальнейшие решения могут быть приняты только после завершения активной фазы конфликта, стабилизации ситуации безопасности и с учетом оценки эффективности локальных моделей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button