Нардеп Юлия Яцик рассказала о масштабах незаконного пересечения границы Украины во время войны

Полномасштабная война, которая длится уже четвертый год, изменила представление об обязанности, ответственности, страхе и бегстве. Она задала перед обществом болезненные вопросы, на которые нет простых ответов: должен ли каждый человек воевать? Имеет ли право на бегство тот, кто не выдерживает давления? Что делать государству, если таких десятки тысяч? Но пока общество дискутирует, оправдано ли бегство в отдельных случаях, есть другая правда, суровая и сухая: за годы войны границу пытались пересечь десятки тысяч мужчин призывного возраста, не имея на это законного права. Проблема уклонения от службы стала массовым социальным явлением, поэтому именно ей было посвящено состоявшееся 20 мая заседание Временной следственной комиссии Верховной Рады. Народная депутат Юлия Яцик, одна из активных участниц комиссии, открыта выложила масштабы того, что она называет «организованным бегством с разрешения государства».
Юлия Яцик рассказала, что на заседании присутствовали ключевые должностные лица: представители Государственной пограничной службы, Нацполиции, Офиса Генерального прокурора, Службы безопасности Украины, Министерства развития общин и территорий. Комиссия получила консолидированные данные всех органов, занимающихся вопросом незаконного пересечения границы во время военного положения. И эти цифры поражают не только масштабом, а безнаказанностью.
Как сообщила нардеп, с начала полномасштабной войны было задержано почти 30 тысяч мужчин во время попыток незаконного пересечения границы. Еще 44,9 тысяч человек смогли пересечь границу нелегально — то есть им удалось избежать задержания. Они уже давно находятся за пределами Украины. В сумме — более 74 тысяч мужчин призывного возраста, которые вместо службы избрали побег.
По словам Яцик, было открыто более 7000 уголовных производств. Но лишь немногим более 400 из них завершились приговорами суда. Остальные дела либо закрыты, либо «висят», либо формально заведены без дальнейших действий. Депутат прямо говорит: мы имеем дело не с единичными случаями, а с молчаливо признанным способом избежать службы — с коррупцией, фальсификациями, служебным содействием и безразличием.
Народный депутат озвучила конкретные пути, по которым мужчины покидают страну. Наиболее распространенным из них является пересечение границы по подложным справкам. Это и фальшивые выводы военно-врачебных комиссий о непригодности к службе, и действительно не соответствующие действительности справки о многодетности и решения судов о содержании детей, вынесенные на основе поддельных документов. Массово используются справки об обучении за границей или реабилитации — формально легальные, но на практике скомпилированные для прикрытия бегства.
Вторая схема – бегство без прохождения пограничного контроля. Через «зеленый» участок границы, минуя официальные пункты. В этом случае речь идет о нелегальной организации маршрутов, часто при участии проводников, за денежное вознаграждение, иногда с привлечением сотрудников правоохранительных структур.
Еще одна распространенная практика – использование паспортов других стран, полученных законно или через подставные браки или гражданства предыдущих поколений. Есть и случаи, когда мужчины с украинскими паспортами выезжали через временно оккупированные территории, далее через Россию, и таким образом оказывались в третьих странах.
Отдельный массив – это использование системы «Путь». Она предназначена для водителей гуманитарных и медицинских перевозок. Но ее масштабно используют те, кто хочет сбежать. Люди уезжают из страны как водители, но не возвращаются. А иногда, как подчеркнула Яцик, сами государственные и правоохранительные органы посылают письма в пограничную службу с просьбой «посодействовать» конкретным лицам в пересечении границы. И это уже не индивидуальные решения, а официальное прикрытие уклонения.
Юлия Яцик отметила:
«Мы не просто имеем дело с нарушением закона. Мы имеем дело с заменой понятий. Служба на фронте стала вопросом жребия, удачи или связей. И в этом главная угроза — потому что чем больше ухилянцев, тем больше бремя на тех, кто служит».
Кроме того, нардеп озвучил проблемы системы пересечения границы во время войны. Первой и базовой из них является отсутствие четких нормативных рамок для пограничников, принимающих решение о праве лица на пересечение государственной границы. По словам Юлии Яцик, нет единого утвержденного перечня документов, которые пограничник должен требовать у выезжающего из Украины гражданина. Решение фактически принимается каждый раз индивидуально, субъективно исходя из общих норм и логики. Это создает пространство для неоднозначного толкования, избирательности и, в ряде случаев, злоупотреблений.
Вторая проблема – разрушение гуманитарного направления из-за ограничения доступа к системе «Путь» для волонтеров. Как подчеркнула Яцик, после закрытия «Пути» для волонтеров возник серьезный дефицит логистических возможностей. Это негативно повлияло на обеспечение военных гуманитарной помощью, медикаментами, снаряжением, ведь раньше многие волонтеры доставляли грузы именно через эту систему. В то же время, реального контроля за «Путем» раньше не было, поэтому система стала инструментом для злоупотреблений, а ее ограничение — ударом по честным волонтерам.
Третья проблема – отсутствие цифрового следа документов в пограничной системе. Как подчеркнула депутат, электронная база ГНСУ не хранит никаких копий или сканов документов, на основании которых пограничники разрешают лицам пересечь границу. В результате проверить законность выезда того или иного лица задним числом невозможно. Ни суд, ни контрольные органы, ни сами пограничники не имеют технического ресурса проверить, действительно ли у человека был документ, предоставлявший право на выезд.
Четвертая проблема — отсутствие действенного механизма контроля за возвращением временно выехавших лиц. По словам Яцика, пограничники не фиксируют и не отслеживают случаи невозвращения лиц, пересекших границу с четко ограниченным сроком пребывания (например, водители, спортсмены, госслужащие). Следовательно, такие лица массово не возвращаются в Украину, и соответствующие правоохранительные органы не получают своевременной информации, чтобы реагировать, открывать производство или разыскивать нарушителей.
Пятая проблема — злоупотребление со стороны государственных и правоохранительных органов, которые сами инициируют письма в пограничную службу с ходатайством «посодействовать» в пересечении границы конкретным военнообязанным. По словам Юлии Яцик, ГУР, военные администрации, министерства, другие государственные учреждения предоставляют такие письма бесконтрольно, без должного юридического обоснования и без проверки обстоятельств. Это открывает широкое поле для коррупции, формирования белых списков и нелегального содействия выезду военнообязанных.
Временная следственная комиссия, по словам Яцика, уже истребовала информацию о таких письмах с целью проверки масштабов возможных злоупотреблений.