Экономические

Национальный кэшбек по программе «Купи украинское»: реальная поддержка отечественных производителей или очередная профанация правительства?

В августе Правительство Украины приняло решение о Национальном ждать, что позволит украинцам получать компенсацию за покупку товаров и услуг отечественного производства

Программа дебютирует со 2 сентября и позволит пользователям получать 10% от стоимости приобретенных украинских товаров.  Максимальный объем кэшбека – 3 тысячи гривен в месяц. Полученный кэшбек можно потратить на медицинские, коммунальные, спортивные, развлекательные услуги или задонатить на ВСУ или купить военные облигации. По замыслу разработчиков инициативы последняя будет способствовать поддержке украинских производителей и развитию внутреннего рынка.

Налоговый комитет Верховной Рады будет «сбивать» предложенные правительством изменения по программе кэшбека. Правительство не консультировалось с парламентом по этой инициативе. Об этом в комментарии журналистам. сказал первый заместитель главы налогового комитета, народный депутат Ярослав Железняк. Он же считает решение о Национальном кэшбеке «тупой и популистической инициативой».

Война, безусловно, грянула по благосостоянию населения и производителей. Бизнес некоторых предпринимателей буквально уничтожили, другие страдают энергокризисом и дефицитом кадров. Население тоже в массе своей богаче не стало. Также перспектива получить от государства дополнительную протекцию по новой программе может показаться соблазнительной обеим сторонам.

Но что может ожидать доверчивых соотечественников за многообещающим парадным фасадом этого обещания? Из определения проекта следует, что инициатива поощряет потребление украинской продукции нашими соотечественниками. Но поможет ли эта программа украинским производителям?

Прокрустове ложе кешбеку

Первое, что вызывает диссонанс и ощущение профанации – это намерение правительства выделить на программу до 4 млрд грн до конца текущего года на фоне регулярных нареканий на дефицит госбюджета около 500 млрд грн. Простая арифметика демонстрирует невозможность поместиться в прокрустовом ложе бюджета программы «Покупай украинское».

Даже если эту сумму – 4 млрд грн – выделят, она не покроет все необходимые потребности. Обратимся к простой калькуляции.  Если, скажем, средний украинец тратит на покупки 5000 гривен в месяц, то по программе он может рассчитывать получить 10% кэшбека, то есть 500 гривен. (а вероятнее всего, меньше, поскольку кэшбек еще подвергнется налогообложению).

За четыре месяца такой потребитель на израсходованные 20.000 гривен получит 2.000 гривен кэшбека. Предположим, что аналогичная динамика затрат в 20 млн. украинцев. За указанный срок – 4 месяца – государство должно им компенсировать 40 млрд гривен. Но бюджетом предусмотрено в десять раз меньше. Это первая неувязка.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Заводы Volkswagen остановили работу: бастующие протестуют против снижения зарплат, увольнений и закрытия предприятий в Германии

ИА «ФАКТ» уже освещало  то, что хотя Украина получает ощутимую поддержку Запада, это финансирование не может быть потрачено на оборонные нужды государства. Украина может финансировать ВСУ только за счет налоговых вычетов, доходов предприятий или размещения ОВГЗ.

Тот факт, что программа национального кэшбека инициируется тогда, когда власти испытывают выраженный дефицит средств на финансирование своей армии в разгар войны, сокращают полномочия органов местного самоуправления, урезают расходы на образование, придают ей определенные признаки протекционизма.

Благими намерениями устлана дорога в ад.

В отечественной истории есть прецеденты, когда протекционизм сыграл с тем, кого стремился защитить, злую шутку. Так, Запорожский автомобильный завод много лет лоббировал огромные акцизы и налоги на автомобили подержанных из Европы и США, делая приобретение последних отечественными потребителями абсолютно невыгодным. Таким образом, ЗАЗ и его лобби в правительстве стремились сделать Daewoo Lanos максимально привлекательными для украинцев.

Ослабив, таким образом, конкуренцию в лице зарубежного автопрома, отечественные чиновники создали для украинского автопроизводителя тепличные условия. Но ЗАЗ, надолго оказавшись в зоне комфорта, не смог воспользоваться как следует своим конкурентным преимуществом и продолжал спускать с конвейера безликие однотипные модели Daewoo Lanos. В то время, как украинцы не могли купить по доступной цене современные удобные бюджетные автомобили.

Программа «Покупай украинское», конечно, не чистый протекционизм.  Благодаря членству в ВТО Украина не может вводить эмбарго, высокие налоги и акцизы на товары, кроме тех случаев, когда речь идет об угрозе национальной безопасности или откровенном демпинге. Именно поэтому Минэкономики Украины смогло придумать такую ​​бесхитростную схему как компенсация 10% кэшбека за покупку товаров и услуг отечественных производителей, которая явно несет в себе признаки импортозамещения.

К сожалению, украинцы вынуждены львиную часть своих доходов тратить на оплату коммунальных услуг, и на приобретение товаров и услуг другого назначения остается не так уж много. То есть отечественные производители от такой протекции выиграют немного.  Сами инициаторы программы предполагают, что в случае успешной реализации программа приведет к росту стоимости всех производимых товаров и услуг на 0,14% и поспособствует созданию 22.000 рабочих мест. То есть сами идейные вдохновители программы признают, что КПД их новации очень умерен.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Украинские аграрии борются за плодородие: новейшие методы и климатические инициативы для устойчивого сельского хозяйства (продолжение)

50 оттенков «украинскости»

Особенно пикантным кажется вопрос, кто будет определять национальную подлинность происхождения, «украинскость» товаров? Даже неопытному обывателю понятно, что здесь широкое поле для внедрения разных коррупционных схем. Да, если небольшой украинский производитель будет выпускать товар из компонентов, купленных за рубежом, но готовый продукт будет брендировать как украинский, будет ли такая продукция считаться украинским?

Скажем, украинский аналог Когда, содержащий концентраты импортного производства, растворенные в украинской воде и разлитые в украинские бутылки на украинском производстве, это украинский Круг или импортный?  Кто и в какой степени будет определять «украинскость» товара? Кто будет проверять соответствующую отчетность предприятий, вести учет, выделять под это деньги?

Любовь к простым решениям в попытке решить сложные проблемы

Отечественная экономика ориентирована на экспорт и вынуждена постоянно конкурировать на зарубежных рынках за потребительский интерес. Сейчас наши экспортеры сталкиваются с целым рядом кризисов — в частности, логистическим, энергетическим. Драматизм ситуации в том, что украинские производители товаров и услуг до наступления текущего энергокризиса переплачивали за электричество, оплачивая энергию по тарифу 5-6 грн за кВ/час. Теперь же ситуация усугубилась, поскольку до 4/5 своих энергетических потребностей украинские производители вынуждены закрывать за счет европейской энергогенерации. На спотовом рынке в час пик стоимость электричества для бизнеса достигает 9 грн за кВ/час.

По иронии судьбы, в такой ситуации работать от генератора может оказаться экономичнее. Примечательно, что на Западе электроэнергия для бизнеса как активного оптового потребителя дешевле, чем для населения. У нас ситуация с точностью до наоборот. Что же касается логистического кризиса, то благодаря восстановлению морского коридора ситуация постепенно оптимизируется.

Итак, кажется очевидным, что низкий потребительский спрос – это далеко не самая большая проблема украинских производителей. Поэтому протекция отечественному бизнесу нужна в других сферах. И любовь к простым решениям в попытке решить сложные проблемы может вылиться в очередной мыльный пузырь…

Татьяна Морараш

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button