Социальная

Новая украинская школа: высокие ожидания и горькая реальность

Новая украинская школа (НУШ) ​​- реформа, которую в свое время встречали с большими надеждами. Она должна была стать глотком свежего воздуха для устаревшей системы образования. Но сегодня НУШ больше напоминает тонущий корабль, чем флагман перемен. Вместо современных классов — нехватка учебников, вместо автономии учителей — бюрократия, подавляющая любые инициативы. Но почему-то чиновники из МОН продолжают выпускать новые идеи, как горячие пирожки, совсем не делая работу над ошибками. Проанализируем, где действительно трещит наша образовательная реформа и есть ли шанс ее еще склеить.

Система, не оправдавшая надежд

Когда Новая украинская школа стартовала в 2018 году, она стала символом надежды на обновление украинского образования. Новые методики, больше свободы для учителей и учащихся, ориентация на компетенции вместо сухого зубренья – все это звучало многообещающе. Но сейчас, через несколько лет после старта реформы, мы наблюдаем совсем другую картину: НУШ трещит по швам, и каждая из этих трещин открывает хронические проблемы системы.

Вообще, злосчастную образовательную реформу можно смело сравнить с повозкой из басни Крылова: идея вроде бы замечательная, но тянет ее кто куда. Лебедь мечтает поднять реформу на небеса: современные методики, инновационные технологии, простор для творчества. Щука рвется в воду — к бюрократии, проверкам и старым подходам, которые тянут реформу назад. А рак вообще тянет в сторону бездействия: «Давайте оставим все как есть, потому что менять ничего не хочется». В результате, как и в басне, телега стоит на месте. А в нем — украинские школьники, так и не получившие обещанного качественного образования.

Лебедь символизирует не что иное, как амбиции НУШ. Реформа начиналась красиво: новые методы обучения, встроенные уроки, STEM-лаборатории, свобода для учителей. Это все звучало, как тот же полет лебедя. Но реальность оказалась иной.

Активно началась кампания по тренировке учителей будущего или как их окрестили в МОН «агентов перемен». Забитых педагогов массово отрывали от занятий и отправляли на курсы повышения квалификации. Бесчисленные тьюторы и коучи, как сейчас принято называть методистов, просто повторяли, как мантру, указанную информацию. Сложилось впечатление, что на всех уровнях провели ряд мероприятий для галочки – провели и забыли, а не с целью понять, разобраться и воплотить на практике. Ни один шаг был сделан, чтобы мотивировать педагогов для прохождения таких курсов.

Интересно, что в самих заведениях высшего образования, где готовят будущих педагогов, до сих пор не были пересмотрены устаревшие методы подготовки педагогов и не разработана ни одна образовательная программа, которая бы готовила специалистов, опираясь на Концепцию НУШ.

Как результат, в обществе еще долго обсуждался тот факт, что 40% учителей во время опроса «Новая украинская школа» в 5-6-х классах: вызовы внедрения не смогли объяснить разницу между НУШ и предварительным подходом к образовательному процессу. Но вина ли в этом учителей, что к государственным стандартам каждый раз добавляется только больше новых терминов, а само содержание не меняется уже годами? Вот и толчимся на одном месте, а воз и ныне там. Без достаточного финансирования, оборудования и подготовки учителей лебедь только тщетно машет крыльями, оставляя реальные изменения в мечтах.

Щука — это о любви к бумажной волоките и проверкам. Вместо свободы для педагогов — бесконечные отчеты, новые инструкции и приказы, часто противоречащие друг другу. Учителя больше времени тратят на документы, чем на творческий подход к урокам. Щука упорно тянет реформу ко дну, где царит рутина и страх. Зажатые в тиски бумажной рутины, непомерных требований, гнета ответственности и низкой заработной платы, учителя массово уходят из профессии. Только в одной столице сейчас насчитывается 1371 вакансия. В селах ситуация намного сложнее, и учителей катастрофически не хватает. Там один педагог вынужден вести занятия не только по своему предмету, но и по тем, специалистом по которым он не является. И все это бьет по качеству образования и еще и в условиях дистанционного обучения, когда не все дети имеют стабильный доступ в Интернет из-за постоянных обстрелов.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Украденное детство: как живут дети Украины в условиях войны

А специалисты МОН вместо того, чтобы разобраться в проблеме и попытаться остановить отток кадров, подарили педагогам еще одну «пищу для размышления» в виде нового профессионального стандарта.  Мол, вы, педагоги, просто недостаточно профессиональны и забуксовали образование, как утверждает сам министр образования и науки Оксен Лесной.

И если сравнить цель нового стандарта с предыдущим, увидим следующую картину:

“Цель профессиональной деятельности учителя заключается в организации обучения и воспитания соискателей образования во время получения ими полного общего среднего образования (далее – получения образования) путем формирования у них ключевых компетентностей и мировоззрения на основе общечеловеческих и национальных ценностей, а также развития интеллектуальных, творческих и физических способностей, необходимых для успешной самореализации и продолжения обучения. (Текст взят из нового профессионального стандарта «Учитель заведения общего среднего образования» — Ред.)

“Цель профессиональной деятельности учителя состоит в организации обучения и воспитания учащихся при получении ими полного общего среднего образования (далее – получение образования) путем формирования у них ключевых компетентностей и мировоззрения на основе общечеловеческих и национальных ценностей, а также развития интеллектуальных, творческих и физических способностей , необходимые для успешной самореализации и продолжения обучения”. (Текст взят из профессионального стандарта по профессиям «Учитель начальных классов заведения общего среднего образования», «Учитель заведения общего среднего образования» «Учитель по начальному образованию (с утратившим актуальность дипломом младшего специалиста) — Ред.)

Мы видим, учеников заменили соискателями образования, а некоторые определения из документа вообще убрали. Учителю объясняют, как он должен общаться, когда и с кем во время выполнения своих обязанностей, а также перечисляют, за что он ответственен. Автономия, как всегда, носит условный характер, потому что подбор всех необходимых материалов нужно еще десять раз обсудить и согласовать. Да и когда бедному учителю искать все необходимые и наиболее полезные материалы, когда на изучение одной такой таблицы компетентностей и требований понадобится не одна бессонная ночь после полноценного рабочего дня? А вдобавок МОН, якобы стремясь помочь, еще хочет выдать целый пакет с кипой анкет для самооценки. Это, видимо, на перерывах, между проверками тетрадей, учителя должны их заполнять.

Постоянное профессиональное развитие является важной составляющей любой профессии, особенно в условиях, когда мир и технологии быстро изменяются. Однако учителя часто не имеют возможности для полноценного повышения квалификации, ведь это требует времени и финансирования. Обучение новым методикам, адаптация к современным условиям требует инвестиций, которые образовательная система не готова сделать. Это приводит к тому, что учителя работают по старым схемам, не успевая по современным требованиям, что лишь усугубляет кризис образования. А постоянные посещения педагогических курсов сводятся к обычным скучным лекциям, которые повторяются из года в год и завершаются стандартным тестированием, которое не позволяет действительно проверить уровень знаний и умений педагога, а лишь добавляет больше стресса в жизнь и без того забитых проблемами учителей.

И таков подход на протяжении всего процесса реформирования. На самом деле вся Концепция НУШ мало чем отличается от всего того, что было применено в образовании раньше. Но в то же время вся информация переполнена непонятными педагогами понятиями, заимствованными у зарубежных стран. Мы становимся наблюдателями печального процесса, когда реформы просто насаждаются насильно, а послушные учителя не имеют возможности высказать свое экспертное мнение, наработанное годами их опыта, чтобы указать на сильные и слабые стороны реформы и методы обучения, подходящие именно нашим школьникам. Потому что учителей просто используют как бессловесных исполнителей, а не как важных участников образовательного процесса.

До сих пор вспомнить изменения в оценке учебных достижений учащихся, которые внесли МОН, опять же, пренебрегнув мнением учителей, которые затем должны осуществлять это оценивание. Возьмем для образца английский язык, предмет, который имел особый подход к оценке 4 видов речевой деятельности – аудирование, чтение, письма и говорения. С легкой руки чиновников из МОН были смешаны разные навыки и созданы 3 группы результатов, которые частично перекликаются и трактуются неоднозначно. А проверка знаний по грамматике и лексике вообще изъята, как неуместна. Текущие оценки вообще перестали иметь значение. То есть учащийся может просто удачно списать несколько контрольных работ и этого уже достаточно для установления уровня его знаний. Наверное, такой подход вообще уничтожит мотивацию школьников к изучению предмета, который и так из-за своей особенности дается нелегко.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Украинские защитницы: достижения и проблемы

Рекомендации к преподаванию предметов всегда падают на голову педагогов, как снег среди ясного неба в середине сентября, да еще и с нечеткими формулировками, что заставляет методические объединения еще несколько месяцев разбирать их значение.

Рак в этой реформе символизирует часть образовательной системы, сопротивляющейся изменениям. «Раньше же работало, так и сейчас будет». Это об отсутствии желания развиваться и работать по-другому. Устаревшие подходы, закостенелые методы, которые вроде бы все критикуют, но на самом деле продолжают применять, просто называя их современными англоязычными терминами.

Ежегодно образовательное сообщество выбирает учебники, по которым должно обучать школьников. Ежегодно издательства перепечатывают издание и быстро распечатывают новые. Изменяются обложки и объем страниц, а содержание не улучшается. Многие учебники опубликованы с откровенным нарушением санитарных требований. Вспомним учебники по истории для пятиклассников. Ну вряд ли ребенок 10 лет запомнит весь материал, изложенный как научный журнал, с множеством текстов, не выделенных никаким шрифтом и с почти отсутствующими иллюстрациями. А что говорить об учебниках по иностранному языку, где что ни страница, то целый набор слов, словно взятых прямо из словаря и еще в таком количестве, что учащиеся физически не могут запомнить. Упражнений на практическую отработку почти нет. И, если не урок, то новый набор слов.

В свою очередь сама управленческая система образования, словно вставляет палки в колеса образовательного процесса, буквально засыпая педагогов ненужными отчетами и неактуальными мероприятиями. Советская система, базировавшаяся на бумагах, а не на реальных результатах до сих пор продолжает существовать в образовании. Ведь именно такой подход тормозит свободу педагогов, осуществляет неэффективный надзор за учебными заведениями вместо полноценного мониторинга с целью выявления проблем и их решения.

Есть ли шанс на спасение образовательной реформы

Проблема НУШ состоит в том, что все три героя басни пытаются реализовать собственное видение, вместо того чтобы работать вместе. Чтобы телега сдвинулась, нужна общая цель, слаженные действия и движение всей команды в одном направлении. Специалистам МОН следует перестать делать громкие заявления, а определить реальные приоритеты и не распыляться на формальности. Давно пора понять, что важнее бумаги или дети. Надо дать педагогам возможность просто выполнять свою работу, фокусируясь на обучении, а не на красивых отчетах.

Пока на образовании экономят, она будет так и оставаться тележкой на трех разнонаправленных тягловых животных — это не первая реформа, которая столкнулась с трудностями. реальных шагах, вместо создания “картинки”, у реформы есть шанс. В противном случае НУШ рискует стать очередной. бестолковой попыткой изменить систему, которая этого так и не испытала.

НУШ начиналась как реформа, которая должна вывести украинское образование на новый уровень. Но взамен она стала очередным примером того, как хорошие идеи разбиваются о реалии нашей системы. Нехватка финансирования, чрезмерная бюрократия, перегрузка учителей и игнорирование реальных потребностей школ стали трещинами, едва не разрушившими все. Но не все еще потеряно, и образовательная реформа, которая так активно обсуждается до сих пор, имеет шанс на спасение. НУШ может стать успешной реформой, если украинское образование откажется от очередной коляски. Ей нужен крепкий и быстрый автомобиль, точно знающий, куда направляется. Но пока лебедь, щука и рак продолжают тянуть каждый в свою сторону, а наши дети остаются на месте в стремительно развивающемся мире.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button