Новые налоги: вернутся ли автозаправки на обочину, как в 90-е?

Вспомните ли вы времена, когда бензин покупали прямо на обочинах дорог? Похоже, эти времена могут возвратиться. Новый законопроект от Кабмина, предусматривающий авансовый платеж налога на прибыль, связанный с емкостью резервуаров на АЗС, может существенно ударить по рынку горючего. Эксперты предостерегают: такие нововведения могут заставить 75% операторов рынка перейти в тень, что приведет к продаже бензина прямо из бочек на обочинах дорог.
Комментарии экспертов
Законопроект №11416, зарегистрированный в Верховной Раде 18 июля 2024 г., предусматривает повышение некоторых налогов и сборов, а также введение новых. Одним из новшеств является налог на резервуары на всех АЗС. Дмитрий Леушкин, эксперт по вопросам горючего рынка, отмечает, что это будет иметь несколько негативных последствий:
- Уменьшение эффективности хранения горючего. Владельцы АЗС могут вывести из эксплуатации не менее половины резервуаров на своих заправках, что сделает хранение топлива менее эффективным.
- Закрытие заправок в сельской местности. Заправки в селах не выдержат финансовой нагрузки и закроются, что заставит автомобилистов из сел ездить в областные центры для заправки.
- Переход операторов в тень. Приблизительно 75% операторов рынка горючего уйдут в тень, продавая бензин неофициально из бочек и канистр на обочинах дорог, чтобы избежать уплаты налогов.
- Повышение цен. Те 25% операторов, которые останутся работать официально, будут вынуждены повысить цены примерно на 2 гривны за литр горючего.
Алексей Оржель, бывший министр энергетики и защиты окружающей среды Украины, считает:
«Рост налоговой нагрузки на АЗС неизбежно приведет к уменьшению количества официально работающих заправок. Это может повлечь за собой дефицит горючего в некоторых регионах, что повлияет на транспортную инфраструктуру и экономику в целом».
Аналитик Елена Шевченко подчеркивает:
«Введение новых налогов без учета специфики рынка и финансовых возможностей его участников может привести к массовому переходу в тень. Это не только уменьшит поступление в бюджет, но и ухудшит качество горючего, которое будет продаваться нелегально».
Петр Кузьменко, специалист по налогообложению, отмечает:
«Несмотря на благие намерения правительства, такие налоговые изменения могут вызвать негативные последствия для экономики страны. Большой процент операторов просто не сможет выдержать новые налоговые нагрузки и вынужден будет свернуть свою деятельность или перейти в тень».
Юрий Иваненко, эксперт по экономической политике, комментирует:
«Увеличение налогов на АЗС может иметь непредсказуемые последствия, особенно для сельской местности, где доступ к заправкам и так ограничен. Кроме того, растущий нелегальный рынок горючего может стать проблемой для контролирующих органов и привести к снижению качества продаваемого топлива».
Последствия для автомобилистов
Для обычных автомобилистов эти изменения означают сложности с заправкой и дополнительные расходы. Жители сельской местности будут вынуждены тратить больше на поездки в областные центры, а цены на топливо возрастут, что повлияет на семейный бюджет. Качество топлива, продающегося из бочек на обочинах, может быть сомнительным, что увеличивает риск повреждения двигателя вашего автомобиля.
Кабмин внедряет эти изменения с целью увеличения поступлений в государственный бюджет. Однако эксперты сомневаются в успехе этой инициативы, предупреждая, что налоговая реформа может привести к уменьшению официальных поступлений, ведь многие операторы топлива уйдут в тень.
Данный законопроект вызвал широкую дискуссию среди экспертов и участников рынка. Некоторые считают, что государство должно искать другие пути для пополнения бюджета, не разрушая при этом инфраструктуру рынка горючего.