Общественное недоверие к государству и судам заключается в том, что Украина была частью империи и Советского Союза — заместитель министра юстиции Александр Банчук

Судебная власть в Украине вызывает много критики со стороны общества. Недоверие к судьям, затянутые дела, скандалы и коррупционные риски – это формирует негативное отношение граждан к системе правосудия. Несмотря на многочисленные заявления о реформах, значительная часть общества до сих пор не ощущает реальных изменений. Власти пытаются обновить судебную систему в соответствии с европейскими стандартами, однако процесс продвигается медленно и сопровождается спорами, в частности, из-за вопроса отбора судей, влияния международных экспертов и эффективности введенных мер.
Заместитель министра юстиции Александр Банчук рассказал о создании Высшего административного суда после ликвидации ОАСК, реформе АРМА, развитии ювенальной юстиции и судебной реформе в контексте европейской интеграции.
Относительно Высшего административного суда
Банчук сообщил, что сейчас Министерство юстиции проходит очередную трансформацию. В настоящее время формируется Департамент права Европейского Союза, который будет заниматься анализом всех законопроектов на соответствие европейским стандартам. Одним из ключевых направлений является создание Высшего административного суда, заменяющего ликвидированный ОАСК. Ранее этот суд рассматривал дела против центральных органов власти, в том числе Кабмина, НБУ, министерств. После его ликвидации возникла необходимость создания нового органа, который будет работать исключительно с этими делами.
Замминистра пояснил, что принцип административного судопроизводства предусматривает презумпцию виновности органа власти, то есть именно он должен доказать правомерность своих решений. Однако Верховная Рада в первом чтении приняла альтернативный законопроект, предусматривающий создание двух судов и не включающего международных экспертов в процесс отбора судей. Министерство подало правки, согласованные с Еврокомиссией и МВФ, предусматривающие создание одного суда с обязательным участием международных экспертов в отборе судей.
Важность международного контроля Банчук объяснил необходимостью обеспечения прозрачности и доверия к вновь суду. Он отметил, что международные эксперты уже вовлечены в формирование более 12 государственных органов, включая антикоррупционные структуры, и их участие в отборе судей административного суда не противоречит принципу суверенитета.
Он отметил, что создание Высшего административного суда является важным шагом к обеспечению верховенства права, ведь граждане имеют право обжаловать решения органов власти в суде. Ликвидация Окружного административного суда Киева была вызвана многочисленными скандалами и отсутствием доверия к этому органу. Новый суд призван обеспечить объективное и независимое рассмотрение дел, в том числе по искам против органов центральной власти.
Банчук подчеркнул, что важно создать суд с независимыми и квалифицированными судьями, а для этого необходимо вовлечь международных экспертов в процесс отбора. Однако Верховная Рада в первом чтении поддержала альтернативный законопроект, предусматривающий создание двух судов без участия международников. Министерство юстиции подало правки, согласованные с МВФ и Еврокомиссией, которые предусматривают один суд и обязательное участие международных экспертов в отборе судей. Это позволит обеспечить прозрачность и доверие к новому органу правосудия.
Относительно АРМА
Банчук пояснил, что новый правительственный законопроект №12374 предусматривает изменение механизмов управления арестованными активами, что важно для Украины в контексте европейской интеграции. Законопроект предусматривает введение внешней независимой оценки деятельности агентства, а также конкурсного отбора руководства с участием международных партнеров. Это позволит гарантировать добродетель и компетентность руководителя АРМА, что особенно важно, учитывая большой объем активов, переданных агентству. Банчук подчеркнул, что арестованные активы должны эффективно сохраняться и приносить пользу бюджету, в то же время обеспечивая права еще не осужденных владельцев.
«В прошлом году, вы может знаете, было очень оживленное обсуждение и принятие изменений в Закон о Бюро экономической безопасности. Там решили, что нового директора Бюро избирают. В этом случае нет автоматического прекращения полномочий председателя АРМА. Относительно других органов исполнительной власти, Правительство может принять решение об увольнении их руководителей, потому что он в соответствии с мы предусматриваем самостоятельность АРМА и ограниченные основания для увольнения руководителя Агентства. Но с другой стороны, если мы вводим конкурс с участием международных партнеров, мы гарантируем, чтобы кандидат был добродетельным и компетентным.
И это очень важно, потому что арестованные активы в уголовных правонарушениях, а это десятки тысяч объектов, переходят в управление этого Агентства. И важно для государства, чтобы этот экономический актив не терял свои свойства и, возможно, даже проносил дополнительные средства в бюджет. А для собственника, который является подозреваемым или обвиняемым, но еще не осужденным лицом, важно, чтобы его собственность была сохранена.
Только в 2024 году вышла новая Директива ЕС, касающаяся управления арестованными активами. В процессе европейской интеграции мы также должны в новом законе реализовать положения этой европейской директивы», – отметил Банчук.
Относительно ювенальной юстиции
Кроме того, заместитель министра юстиции подробно рассказал о правосудии для несовершеннолетних как важной составляющей европейской интеграции. Этот вопрос включен в проект Дорожной карты с верховенства права, и Украина обязана принять соответствующий закон. Однако ключевым является именно его содержание.
Ювенальная юстиция направлена на защиту прав детей, становящихся потерпевшими или свидетелями правонарушений. Это преимущественно случаи насилия, в том числе домашнего, а также другие насильственные действия. По европейским стандартам такие дети нуждаются в индивидуальном подходе для реализации принципа защиты наилучших интересов ребенка. В Украине уже создано 12 региональных Центров для работы с несовершеннолетними по модели Барнахус (с исландской – Дом ребенка). В этих центрах с ребенком работает психолог, может быть проведена судебно медицинская экспертиза, особенно в случае изнасилований или других насильственных действий. Важно, что все процедуры проходят в одном месте, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Психолог трансформирует вопросы следователей в понятную для ребенка форму, используя игрушки, рисунки или другие адаптивные методы. Такие центры уже работают в Киеве, Житомире, Луцке, Тернополе, Черновцах, Одессе, Кропивницком, Николаеве, Полтаве, Сумах, Черкассах и Виннице.
Как считает Банчук, важно закрепить эти механизмы на законодательном уровне. Сейчас их деятельность регулируется только общим приказом, утвердившим этот пилотный проект. Министерство юстиции настаивает на внесении изменений в УПК, чтобы расширить практику на всю страну.
Относительно военных преступлений уже есть случаи, когда детей допрашивали в Барнахусах. К примеру, после ракетного удара по Виннице в 2022 году пострадавших детей опрашивали именно в таком формате, что позволило получить их показания без повторной психологической травмы. Статистика свидетельствует, что в 2024 году через Барнахусы прошли 818 детей. Это тревожная цифра, но в то же время показатель эффективности внедренных мер.
По словам Банчука, кроме потерпевших и свидетелей есть еще несовершеннолетние подозреваемые. Для них Министерство реализует программу восстановительного примирения, стартовавшую в обновленном формате осенью 2024 года. Программа основана на том, что несовершеннолетние, совершившие нетяжкие преступления, не должны проходить полный цикл уголовного наказания и отбывать наказание в местах лишения свободы. В то же время применяются альтернативные меры.
В зависимости от обстоятельств дела прокурор или следователь могут предложить потерпевшему и подозреваемому медиацию через реестр аккредитованных медиаторов, работающих в рамках Координационного центра по оказанию юридической помощи. В случае примирения и выполнения определенных условий несовершеннолетнего освобождают от ответственности. Но это не просто амнистия – программа предусматривает действия в пользу потерпевшего, например, в случае кражи из магазина несовершеннолетний может работать там некоторое время, выполняя хозяйственные задания. Это позволяет не только избежать тюремного заключения, но и осознать последствия своих действий.
Что касается судебной реформы
Александр Банчук также прокомментировал всеобщую ситуацию с судебной реформой. По его мнению, проблема доверия к судебной системе связана с общим недоверием общества к государственным институтам, которое имеет исторические корни.
«Первое мое мнение заключается в том, что у нас недоверие общества ко всему государству. Не только к судебной системе. И это имеет свои исторические корни. Потому что мы, украинцы, на протяжении веков не имели своего государства. Любое государство, которое было на этой территории в течение веков до 1991-го года, кроме короткого периода в 1917-1920 частью империи. И понятно, что никакого доверия не было, потому что это не твое.
Плюс это недоверие заложено еще со времен поколения, которое жило в тоталитарном государстве, в котором я также родился – Советский Союз, где также провозглашалось одно, но и коррупция там была, и решения принимались другие. Это очень важные именно украинские особенности.
Сейчас я убежден, что на уровне Конституции у нас все заложено для того, чтобы иметь самую прогрессивную систему правосудия. И нам осталось несколько шагов по ее реализации», – считает Банчук.
Он подчеркнул, что антикоррупционная инфраструктура, в частности НАПК, НАБУ, САП, должна заработать в полном объеме. Также важно завершить набор новых судей – Высшая квалификационная комиссия судей уже объявила конкурс на 1800 должностей в местных судах и 550 должностей в апелляционных судах. Это позволит обновить судебную систему и обеспечить добродетель ее представителей.
По словам Банчука, Украина должна завершить судебную реформу в рамках пятилетнего плана вступления в ЕС. Проект Дорожной карты предусматривает выполнение всех необходимых мер до 2027 года. Именно тогда Европейский Союз будет оценивать результативность реформ и принимать решение о членстве Украины. Обновленная система правосудия должна отвечать европейским стандартам и обеспечить доверие граждан.