Олесь Гончар и война: осмысление сквозь поколение

Сегодня, в 107-ю годовщину со дня рождения Олеся Гончара, его творчество приобретает особое звучание. Писатель, сам прошедший сквозь горнило Второй мировой войны, оставил нам не только художественные свидетельства, но и глубокие размышления о природе этого явления. Сегодняшняя война в Украине заставляет нас по-новому читать его тексты, всматриваться в строки дневника, где он пытался постичь двойственность войны: ее священность и проклятие.
Для Гончара война – это борьба за родную землю, за право на жизнь, поэтому он и тысячи других шли на фронт, сознательно рискуя жизнью. Но в то же время он видел войну как неописуемое зло, которое уносит молодость, разрушает человеческие судьбы и оставляет после себя только опустошение. В его дневниковых записях отчаяние и гнев, потому что войны начинают политики, а страдают народы.
Это понимание войны у Гончара не сводилось только к историческим или политическим причинам. Он смотрел глубже, в самую человеческую природу, отыскивая ответ на вопрос: почему войны повторяются? Почему сильные мира сего безжалостно затягивают в них тех, кому эта борьба не нужна?
Сегодня, когда украинцы снова вынуждены бороться за свое право на существование, мнения Гончара звучат еще отчетливее. Его война и наша война — часть одного великого исторического процесса борьбы за свободу, в котором слово становится оружием, а память о пережитом помогает осмыслить будущее.
Стрит-арт и Гончар: когда слово прорастает сквозь бетон
Фото: ИА «ФАКТ»
Этот стрит-арт хорошо знаком днепрянам. Он появился в 2016 году на остановке общественного транспорта Телевизионная и сразу стал частью городского ландшафта. Но это не просто произведение уличного искусства — это напоминание о силе слова Олеся Гончара, в частности его романа Собор, в современном медиапространстве.
Граффити не просто отсылает в классику украинской литературы, но и переосмысливает ее сквозь призму сегодняшнего дня. Темы войны, насилия, гуманизма – все это приобретает новое звучание, ведь художественное произведение превращается в социальный комментарий. Этот рисунок — манифест, указывающий на абсурдность войны: растущее в размерах оружие контрастирует с человеческой жизнью, которая от этого только страдает.
Проект «Слово на стене», частью которого стал этот стрит-арт, быстро распространился в соцсетях и традиционных медиа. Радио Свобода, ТСН, ICTV, Украинский институт книги, местные издания «Заря» и «Культурная столица» — все они говорили об этом произведении, ведь он стал своеобразным мостиком между литературой и современной коммуникацией. А впоследствии появился даже мерч — футболка ОРУЖЬЕ, которая также отсылала к Гончаровым идеям.
Фото: ИА «ФАКТ»
Это не просто художественный жест, а глубокая социальная акция. Она задает вопросы, на которые нельзя не реагировать. Как меняется война? Почему оружие все больше дистанцирует человека от непосредственного насилия? Как это влияет на нравственный выбор?
Гончар писал о духовности. О том, что первыми свидетелями человечества для будущих поколений станут соборы – «никем до сих пор не разгаданы формулы вечной красоты». Но хватит ли нам сегодня этой красоты, чтобы не потерять себя? Собор Гончара – это роман-оговорка, которая должна быть настольной книгой украинца. Каждый раз, когда возникает соблазн снести памятник ради очередного кафе, стоит задуматься: не слишком ли легко мы жертвуем культурным наследием? Ведь культура не может быть второстепенной, когда на кону духовность.
Нам следует не просто наблюдать. Нам нужно действовать. Говорить. Искать ответы. Ибо молчание в те моменты, когда оружие становится более ценным, чем человеческая жизнь, — это путь в никуда.
Писатель кладет конец хаосу, когда художественно осмысливает реальность
Олесь Гончар глубоко задумывался над природой войны, связывая ее с внутренней деструкцией человека, его моральным и духовным упадком. Он отмечал, что темные инстинкты, агрессия и жажда уничтожения являются движущей силой войн. Еще в июне 1943 года он записал в дневнике жуткий образ военной реальности: “Вся страна корчится в судорогах, словно кусавшийся живым зверем живой организм. Человек со всеми его думами и чувствами топчется тяжелым сапогом солдата, а солдат, сам раздавленный физически и морально, умирает, не зная за что».
Эти размышления перекликаются с соображениями мыслителей ХХ века, в частности Эрнста Юнгера, который писал, что война обнажает первобытные инстинкты человека, срывая с нее все условности, и З.Фрейда, который считал, что танатос — тяготение к смерти, стремление разрушать глубоко укоренено. Гончар, как и многие другие художники, пережившие войны, пытался найти ответ на спорный вопрос: как в человечестве сочетается способность к духовному совершенствованию, научно-техническому прогрессу и культуре с агрессией и желанием уничтожать себе подобных?
Ужасы Второй мировой войны доказали, что война противоречит как гуманности, так и рациональной логике. Она – иррациональный, трагический феномен, порожденный двойной природой человека. Именно поэтому войны, управляемые темными инстинктами бесчеловечного в человеке, будут продолжаться до тех пор, пока существует человечество.
Гончар возвращался к этим размышлениям и во время поездок в Германию. В 1963 году, находясь близ Веймара – места, где творил Гете, – он посетил Бухенвальд. Контраст между высокой культурой и страшным прошлым этого места его ошеломил: «Почти рядом они: волшебные места, где рождалось одно из величайших произведений человеческого гения, и — фабрика смерти…Как могла одна страна дать миру Баха и Моцарта, а одновременно породить нацизм и газовые камеры? Этот вопрос не давал ему покоя и во время визита в Австрию, когда он видел концлагерь Маутгаузен на фоне роскошных Альп.
Такие исторические парадоксы заставляют задуматься о природе человека. Почему война всегда возвращается? Возможно ли изменить ход истории, если корни насилия заложены в самой сущности человечества? Гончар не дает окончательных ответов, но его размышления — предостережение для нас. Ведь если человечество не найдет путь к преодолению этой внутренней тьмы, война и дальше будет разрушать жизнь и цивилизацию.
Боль, протест, искусство
Для Олеся Гончара война не была «оздоровляющим» нацию испытанием, как считали некоторые «идеологи». Когда в 1964 году в Индонезии он услышал вопрос, действительно ли война укрепляет народ, его ответ был категоричен: «Страшные, зловещие слова! Несчастная та нация, которая уверует в то, что ее должны оздоравливать войны!».
Гончар воспринимал войну как абсолютное зло – алогическое, жестокое, бессмысленное. Дневниковые записи времен Второй мировой раскрывают его внутреннюю борьбу: страх и отчаяние соседствуют с мужеством и человечностью. Вот строки, написанные после гибели собратьев:Сегодня целое утро прячусь и плачу. Уйду в пехоту, пропаду, не хочу жить. Один я остался со своей осиротевшей ротой. Дождь, тоска, он должен иметь дома и невесту Рая. Проклятая война!” Это не просто крик боли – это позиция человека, который видел смерть в упор и не мог принять ее как «необходимость».
Несмотря на весь ужас войны, Гончар оставался художником. Он замечал красоту даже среди руин – зарисовывал виды на границе Словакии и Австрии, где между взрывами жила природа. Война стала для него Рубиконом: перейдя его, он осознал собственное призвание. Воспоминания о погибших друзьях, опыте пережитого вылились в литературу – сначала в «Модры Камень», затем в «Человек и оружие», «Циклон» и другие произведения.
Его проза – это не просто воспоминания бывшего бойца. Это художественный манифест против войны, написанный человеком, который знал его изнутри и никогда не мирился с его существованием.
Литература и война: между прямым эфиром и осмыслением истории
Современные войны происходят практически в режиме настоящего времени. Только что раздался взрыв, а соцсети уже наполняются видео, обозначенными предупреждением о шокирующем содержимом. Официальные сведения приходят позже, когда заинтересованные уже видели все: огонь пожаров, разорванные здания, человеческая боль — все это уже в открытом доступе, на расстоянии нескольких кликов.
В такой реальности литературе трудно конкурировать с мгновенными видеоэтерами. Пока идет война, она нуждается, прежде всего, в немедленных реакциях. Однако, когда придет время подытожить, именно литература сможет дать событиям необходимую глубину и смысл. Она не просто зафиксирует факты, но отрефлексирует эпоху, похоронит ее трагедии в текстах и даст шанс новой реальности начаться на чистом листе.
Но случится ли это? Уже не раз казалось, что каждая конкретная отошедшая в историю война станет водоразделом между прошлым и будущим, а литература озвучит то слово, которое подытожит историю, вытянет нужный опыт и проложит путь вперед. Однако пока война продолжается, ощущение завершенности отсутствует. Получит ли нынешняя история свой логический финал или останется открытой, размытой, неуверенной? Сможет ли новая литература прорасти через этот хаос? Ответа пока нет. Но мы станем ее свидетелями — так же, как и подведение итогов всего происходящего сегодня в прямом эфире.