Гамбит Макрона: как назначение Барнье на пост премьера спасло Францию от ультраправых
5 сентября 2024 года Мишель Барнье стал премьер-министром Франции, сменив на этом посту Габриэля Атталя, занимавшего этот пост с января по сентябрь 2024 года. У Барнье есть 30-летний политический опыт: в его послужном списке работа на должностях Госсекретаря по европейским делам, Еврокомиссара по региональной политике, Министра иностранных дел Франции, Министра сельского хозяйства Франции и других.
Кроме того, Барнье был главным переговорщиком ЕС с Великобританией во время переговоров по Brexit. Новый французский премьер известен своим упорством и дипломатическими навыками, которые принесли ему уважение как во Франции, так и за ее пределами. Барнье представляет правоцентристскую партию Республиканцев.
Похоже, что действующий президент Франции Эммануэль Макрон удовлетворен назначением Мишеля Барнье на должность премьер-министра, поскольку это решение отвечает его стратегическим планам и стремлению стабилизировать политическую ситуацию в стране.
Президент поручил новому премьеру сформировать «объединяющее правительство на службе страны и французов». Это назначение было результатом серии консультаций между президентом и основными политическими силами: бывшими главами страны – правоцентристом Николя Саркози и левоцентристом Франсуа Оландом.
Неожиданная многоходовка Макрона
В известном смысле назначение Мишеля Барнье премьер-министром стало победой для Макрона в его стратегической игре, которую он начал летом этого года, неожиданно объявив о проведении внеочередных парламентских выборов во Франции. Вся избирательная кампания была очень турбулентной. Роспуск парламента и досрочные выборы стали ответом Макрона на разгром его партии ультраправыми на выборах в Европарламент. «Национальное объединение» Ле Пен и Барделла получило вдвое больше голосов, чем партия Макрона «Возрождение» (31,4% против 14,6%).
После этого унизительного поражения от ультраправых на европейских выборах президент Франции рискнул в надежде остановить продвижение партии Ле Пен к власти. Однако такая тактика могла дать обратный эффект – Франция оказалась на грани ультраправого правительства, а Макрон рисковал остаться «хромой уткой» до конца своего президентского срока.
Летом 2024 года во Франции СМИ констатировали таков ход событий. Ультраправые под руководством Ле Пен и Барделлы продемонстрировали значительные результаты на первом туре парламентских выборов, набрав треть голосов избирателей. Это стало беспрецедентным историческим событием, поскольку ультраправые никогда раньше не добивались такого успеха на первом туре парламентских выборов во Франции.
Хотя правые популисты продемонстрировали значительный успех и набрали больше голосов в первом туре парламентских выборов, в финале они получили лишь третью по размеру фракцию. Победу на выборах одержал левый альянс «Новый народный фронт», опередивший как ультраправых, так и центристов президента Макрона. Это привело к отставке премьер-министра Атталя.
Интересно, что сначала французские левые партии конфликтовали между собой, но в конце концов объединились для достижения лучшего результата. Похоже, такая стратегия сработала: левые завоевали большинство в парламенте и смогли выдвинуть своего кандидата на пост премьера.
Следует отметить, что в парламенте прошлого созыва Макрон не имел большинства, но имел самую большую фракцию, что позволило ему содержать так называемое правительство меньшинства. Это означает, что повестку дня определяла самая большая фракция, но без абсолютного большинства она вынуждена была постоянно входить в ситуативные коалиции с другими представителями парламента. Кроме того, Макрон мог использовать указы президента для решения некоторых вопросов, если не находил достаточно голосов в парламенте. Однако реализация этого права подвергала сомнению его легитимность в глазах избирателей, что негативно сказалось на его политическом имидже.
Роспуск парламента – ход конем против ультраправых
Макрон обещал, что после него у власти не будет ультраправых. Проигрыш им стал бы серьезной угрозой либеральным тенденциям в стране и мог бы нивелировать некоторые достижения Макрона за последние годы его правления.
Распустив парламент, «президент богачей» сделал ход конем, что позволило ему усилить свои позиции. Потенциал ультраправых был поглощен рассеянными, но на определенный период объединенными, левыми. Таким образом французы продемонстрировали свою готовность объединяться перед потенциальными угрозами.
Президент пытался сформировать большинство в Парламенте со своими сторонниками среди левых. Процесс формирования парламента затянулся по уважительным причинам, ведь летом в Париже состоялась Летняя Олимпиада.
Единственной кандидаткой, которой симпатизировали как Макрон, так и левые, была Лоранс Тубиана — выдающаяся дипломат и ученая, известная своими усилиями в климатической политике. Она сыграла ключевую роль в переговорах по Парижскому соглашению 2015 года, что стало важным шагом в глобальной борьбе с изменением климата.
Итак, в 2024 году Тубиана была предложена кандидатом на пост премьер-министра Франции от левого блока «Новый народный фронт». Ее кандидатуру поддержали социалисты, экологи и коммунисты, однако самая большая партия блока, «Непокоренная Франция», выступила против ее назначения.
В чем сила и слабость левых во Франции
Специфика французского политикума среди прочего – в распыленности левых. Одна из причин: каждая левая партия считает, что именно она должна претендовать на основную власть, при этом фундаментальные разногласия, в том числе вопросы помощи Украине, оставались, и их старались не трогать, чтобы стабилизировать и так шаткое политическое образование.
В коалицию «Новый народный фронт» — так называется нынешнее объединение французских левых — входят как умеренные силы — Социалистическая партия, которая когда-то была одной из двух доминирующих, так и экологисты, то есть зеленые, а также разные леворадикалы — коммунисты и троцкисты, печально известные левые популисты известной промосковской партии «Непокоренная Франция», которую возглавляет Жан люк Меланшон.
Именно последние обвиняли Макрона в нежелании и неспособности сформировать правительство и склонности к авторитарным тенденциям, а также призывали к импичменту президента. Конечно, действующий президент мог не бояться этих инсинуаций, ведь для импичмента нужно две трети голосов. А умеренные лидеры высказались против инициативы Меланшона по импичменту Макрона.
Как Атталь создал условия для прихода своего преемника Барнье
Предложил добавить в широкую коалицию правоцентристов — республиканцев, которые и раньше вместе с социалистами были основными политическими силами Франции, бывший премьер Атталь. В этом случае партия Макрона как самая большая в таком объединении могла претендовать на назначение главы правительства. Это могла быть компромиссная фигура, которая устраивала бы французскую администрацию, в то же время не будучи аффилированной непосредственно с партией действующего президента. Похоже, назначение Мишеля Барнье так и вышло.
Можно резюмировать, что своей стратегической игрой Макрон обыграл ультраправых, укрепив свои позиции и продемонстрировав высший политический пилотаж и выдающиеся дипломатические способности. Киеву важно, чтобы Макрон оставался президентом Франции, поскольку он ясно понимает необходимость дальнейшей поддержки Украины и демонстрирует потенциал для усиления безопасности, военной и оборонной политики.
Татьяна Морараш