Стоит ли Украине вмешиваться? Дискуссии о военной операции в Приднестровье продолжаются
Приднестровье — узкая полоса земли между рекой Днестр и международной границей Молдовы с Украиной. Этот регион является самопровозглашенной республикой, которая имеет уникальное географическое положение, влияющее на его политическое и социальное положение. Расположение между двумя странами делает Приднестровье стратегически важным в контексте региональных конфликтов и геополитики. Столица Тирасполь находится всего в ста километрах от Одессы, нашего важнейшего черноморского порта. Поэтому Украина, которая имеет фронт протяженностью 3200 км, в последнее время придает большое значение реинтеграции Приднестровья в Молдову, поскольку видит в регионе угрозу своей безопасности. В последнее время в районе непризнанного «Приднестровья» Украина усиливает меры безопасности и строит фортификационные сооружения.
Transnistria или Приднестровье?
Приднестровье — это сепаратистский регион в составе Молдовы, который провозгласил независимость в 1990 году, но не признан ни одним государством-членом ООН. Официальное название региона — Приднестровская Молдавская Республика. В сентябре Верховный Совет Приднестровья проголосовал за запрет использования названия «Transnistria» (Транснистрия), настаивая на использовании только термина «Приднестровье» или «Приднестровская Молдавская Республика». Лидер пророссийских сепаратистов Вадим Красносельский заявил, что термин «Transnistria» ассоциируется у него с «голодом, разрухой, убийствами, кровью, уничтожением людей — Холокостом». В свою очередь Молдавское Бюро по реинтеграции отметило, что этот термин появился задолго до нацизма или фашизма.
Приднестровье расположено на восточном берегу реки Днестр, на границе между Молдовой и Украиной. Значительная часть населения состоит из молдаван, русских и украинцев. В 1990 году, после распада СССР, Приднестровье объявило о выходе из состава Молдовы, опасаясь националистических и ассимиляционных тенденций в новообразованном государстве. Конфликт между Молдовой и Приднестровьем перерос в военные столкновения в 1992 году, завершившиеся прекращением огня при посредничестве России. После этого регион фактически существует как независимое государство, хотя де-юре является частью Молдовы.
Приднестровье имеет собственные правительственные институты, включая президента, парламент и армию, однако его независимость не признает ни одна страна. Значительным здесь остается влияние России. Регион в значительной степени зависит от поддержки России. Экономика базируется на промышленности и торговле, но уровень жизни остается низким. Москва де-факто контролирует регион, используя его как передовую оперативную базу, и незаконно держит там около 1700 военнослужащих. Приднестровье является источником постоянной напряженности в регионе, и вопрос его статуса остается открытым уже более 30 лет.
Каждый конфликт уникален
Приднестровский конфликт имеет несколько уникальных черт. Одной из главных является то, что в молдавском обществе отсутствует сильное стремление к воссоединению с оккупированной территорией. Результаты общественных опросов никогда не свидетельствовали о том, что возвращение Приднестровья является приоритетом для граждан Молдовы.
Ключевая причина этого заключается в том, что Приднестровье вышло из-под контроля Кишинева еще до распада Советского Союза — в 1990 году. А уже в 1991-м, когда Молдова провозгласила независимость, регион фактически был вне ее юрисдикции.
Дополнительным фактором является травматический опыт войны 1992 года, которую Молдова проиграла. Этот конфликт оставил глубокий отпечаток, превратив любой военный сценарий реинтеграции в неприемлемый и «токсичный» для общества.
Еще одна особенность конфликта заключается в том, что он не привел к глубокому расколу между обществами по обе стороны Днестра. Ни в 1990-м, ни сейчас жители Тирасполя и Кишинева не воспринимают друг друга как врагов. Отношение большинства к жизни и людям на другом берегу реки можно описать скорее как «равнодушие», чем вражду или неприязнь.
Призывы к проведению военной операции в Приднестровье начали активно появляться в украинском информационном пространстве с весны 2022 года и сейчас звучат все громче. Сторонники этого сценария аргументируют его несколькими ключевыми преимуществами:
- Ликвидация военной угрозы на юго-западной границе Украины. Если Украина осуществит операцию в Приднестровье, это устранит потенциальную угрозу со стороны пророссийских сил в этом регионе, а также позволит ВСУ сосредоточиться на других фронтах, сократив необходимость содержания военных на границе с Приднестровьем.
- Доступ к складам боеприпасов. Военная операция могла бы дать украинским военным доступ к большим складам боеприпасов в Приднестровье, которые остались с советских времен. Эти запасы могут быть использованы для поддержки военных действий против России.
- Улучшение обменного фонда военнопленных. В результате операции украинские военные могли бы взять в плен российских военных, расположенных в Приднестровье, что увеличило бы возможности для обмена пленными с Россией, в частности для возвращения украинских военных.
- Стабилизация ситуации в Молдове. Решение вопроса оккупированного Приднестровья ликвидировало бы многолетнюю нестабильность в Молдове, которую образует непризнанный регион. Это, в свою очередь, позволило бы Кишиневу сосредоточиться на реформах и интеграции в западные структуры, такие как ЕС и НАТО, усиливая прозападную ориентацию страны.
Таким образом, сторонники военного сценария видят в нем возможность не только для Украины, но и для укрепления безопасности и стабильности во всем регионе.
Будет ли эффективным военное вмешательство в Приднестровье?
С военной точки зрения, операция против Приднестровья выглядит логически обоснованной. Военный потенциал российских сил и их прокси в Приднестровье очень ограничен из-за отсутствия поставок из России. Регион не имеет современного вооружения, средств радиоэлектронной борьбы и противовоздушной обороны.
Еще одна слабость обороны Приднестровья — низкая мотивация местных военных, которые преимущественно вступали в армию ради заработка, а не для активного участия в боевых действиях. Попытки провести всеобщую мобилизацию, вероятно, приведут к массовому бегству жителей на правый берег Днестра, поскольку административная граница с Молдовой не имеет достаточного контроля.
Однако, быстрой капитуляции Приднестровья в случае столкновения с ВСУ ожидать не стоит. Российские офицеры, интегрированные в местные силовые структуры, и часть идейных сторонников «русского мира» могут оказать серьезное сопротивление, особенно в городах, таких как Тирасполь, Бендеры, Рыбница. Уличные бои в условиях городской застройки могут привести к значительным потерям, включая гражданских, что обострит негативные последствия этого сценария.
Эксперты Института Жака Делора считают, что Приднестровье не является военным фронтом, несмотря на присутствие 14-й российской армии и длительность границы с Украиной. Ни администрация, ни экономические элиты, ни население региона не изъявляют желания участвовать в войне в Украине. В феврале 2022 года ни один из приднестровских военных не пересек украинскую границу, вероятно, из-за отсутствия возможностей для наступления и защиты региона. В середине апреля 2024 года украинский депутат Алексей Гончаренко поднял вопрос военного вмешательства в Приднестровье на Парламентской ассамблее Совета Европы. Однако министр иностранных дел Молдовы Михай Попсой отклонил это предложение, подчеркнув необходимость мирного решения конфликта. В целом, Молдова, чей нейтралитет закреплен в ее конституции с 1994 года, не поддерживает военное решение приднестровского вопроса. В нынешних условиях стремление к такому пути подвергало бы страну риску российских репрессий, невиданных со времен окончания Приднестровской войны. Эта ситуация свидетельствует об отсутствии намерений присоединиться к России в конфликте.
В Международном институте стратегических исследований также считают, что официальные лица в столице Приднестровья, Тирасполе, сохраняют продуманный нейтралитет, оставляя открытыми каналы связи с Киевом, несмотря на длительную поддержку Москвой этого региона. Они также отмечают, что регион сталкивается с серьезными экономическими и политическими вызовами из-за полномасштабного вторжения, особенно из-за закрытия важной границы с Украиной. Это приводит к росту зависимости от Молдовы, повышает чувство уязвимости среди местных лидеров и населения.
Режим, вынужденный балансировать между Кишиневом и Москвой
Вследствие войны, попытки Москвы дестабилизировать легитимное правительство Молдовы и представление страны на вступление в Европейский Союз значительно ухудшили отношения между Москвой и Кишиневом. Это подтверждается национальной стратегией безопасности, принятой в декабре 2023 года, в которой Россия четко определена как противник.
Одновременно значительно усилился пророссийский вектор политики Приднестровья в отношении Российской Федерации. В начале февраля 2024 года Институт изучения войны предупреждал о том, что власти Приднестровья могут организовать референдум о присоединении к России на Конгрессе депутатов, который состоится 28 февраля. Предполагалось, что причиной этого могла стать заявленная необходимость защиты российских граждан и «соотечественников» в регионе от угроз со стороны Молдовы или НАТО.
Несколько дней назад в Приднестровье вновь обратились к теме плебисцита, но уже совсем в другом политическом контексте. Режим в Тирасполе потребовал организации референдума по ЕС и в своем регионе, аргументируя это тем, что необходимо получить реальное мнение «всех приднестровцев». Запрос квалифицировали в Кишиневе как «манипулятивное действие, сделанное, скорее всего, по заказу внешних сил».
Вредный сценарий в отношении Приднестровья
Военный сценарий по Приднестровью нанесет вред Украине по нескольким причинам. Во-первых, Приднестровье является частью Молдовы, и односторонняя операция ВСУ нарушит международное право, что будет выглядеть как агрессия против Молдовы. Это может расколоть поддержку Украины среди мировых партнеров.
Многие надеются, что Молдова попросит Украину о военной помощи, но этого не произойдет. В Молдове существует общий консенсус против военного решения конфликта, а президент Санду даже не имеет полномочий пригласить иностранные войска без одобрения парламента, что маловероятно.
Самое главное — военная операция ВСУ нанесет вред проевропейской власти Молдовы, ослабляя ее перед выборами 2024-2025 годов. Это может замедлить путь Молдовы в ЕС, что негативно повлияет и на Украину, поскольку обе страны рассматриваются ЕС как общий «пакет».