От Будапешта до Брюсселя: может ли Украина рассчитывать на международные гарантии безопасности

30 лет назад Украина приняла одно из важнейших решений своей истории – отказалась от ядерного оружия, которое осталось в наследство после распада СССР. выдержали испытание временем.
Агрессия России против Украины, которая началась в 2014 году и переросла в полномасштабную войну в 2022 году, поставила под сомнение эффективность международных гарантий. Сегодня условия безопасности для Украины снова в повестке дня самых мощных стран мира. Ядерное оружие, НАТО или другие рычаги защиты Украины от агрессии — риторика по этому набору гарантий постоянно меняется, а ситуация для нашей страны становится все более критической.
НАТО или ничего?
Сегодня МИД Украины обнародовал официальную позицию по гарантиям безопасности, которые могут сдержать агрессию РФ. Документ приурочен к началу встречи министров стран НАТО, которая состоится 3-4 декабря.
Концептуально заявление привязано к 30-летию Будапештского меморандума, но заранее представлено, чтобы министр Андрей Сибига смог обсудить его на встрече в Брюсселе 3 декабря.
В заявлении подчеркивается, что меморандум, подписанный в 1994 году, не выполнил своей цели – не предотвратил агрессию РФ против Украины, отказавшейся от ядерного оружия. МИД называет меморандум «памятником недальновидности» и отмечает, что игнорирование интересов Украины в системе европейской безопасности является стратегически ошибочным решением.
Главный акцент сделан на требовании полноправного членства Украины в НАТО, которое, по мнению МИДа, является единственной реальной гарантией безопасности. Киев отказывается от любых альтернативных форматов, напоминая об отрицательном опыте предыдущих соглашений.
Украина также призывает США, Британию, Францию, Китай и страны-участницы Договора о нераспространении ядерного оружия поддержать его интеграцию в НАТО, что, как отмечает МИД, имеет глобальное значение для противодействия ядерному шантажу.
Дополнительно МИД обращает внимание на то, что нарушение РФ обязательств 1994 года подрывает доверие к ядерному разоружению, стимулируя гонку вооружений в разных регионах мира.
Издание «Европейская правда», которое первым обнародовало заявление МИД, уточняет: «все соглашения о безопасности, подписанные Украиной с другими государствами в 2024 году, четко отмечают, что они не являются альтернативой членству в НАТО и поэтому не могут быть рассматриваться как заменители этого процесса».
Президент Зеленский предлагает НАТО предоставить гарантии безопасности для территорий, находящихся под контролем Украины, с целью достижения перемирия с Россией. Это предполагает, что Альянс будет защищать эти территории военным путем, в то же время пытаясь вернуть оккупированные Россией регионы дипломатическими средствами.
Критики считают, что это предложение может фактически означать временное признание российской оккупации и привести к дальнейшему обострению отношений с Россией.
Членство Украины в НАТО: ожидания и вызовы
Несмотря на стремление Украины получить защиту от НАТО, ключевые члены Альянса — США и Германия — отвергают возможность быстрого присоединения Украины к западному блоку. Как сообщает Франкфуртер-Рундшау, планы, которые стали известны будущей администрации Дональда Трампа, также не предполагают вступления Киева в НАТО. Напомним, что спецпредставителем по вопросам прекращения российско-украинской войны назначен генерал Кит Келлог, который уже заявил об отложении членства Украины в Альянсе минимум на 10 лет. По его мнению, этот шаг на встречу Путину должен заставить его за стол переговоров. О видении причин и последствий войны Китом Келлогом мы уже писали раньше.
Россия категорически выступает против любого членства Украины в Альянсе, усиливая свою позицию по этому вопросу. И стремление Келлога не демонизировать Путина не корреспондируется с пренебрежением к этому российскому требованию.
В июле во время саммита НАТО в Вашингтоне президент Владимир Зеленский в очередной раз призвал предоставить Украине членство в Альянсе. Однако его попытка продвинуть этот вопрос не имела успеха, даже при более благоприятной военной ситуации на тот момент.
Украинский политолог Николай Капитоненко в материале для Фонда Фридриха Эберта обратил внимание на незначительные изменения в формулировках перспектив Украины в НАТО. В 2008 году на саммите в Бухаресте заявили: «Украина станет членом НАТО«, в то время как в 2023 году на Вильнюсском саммите прозвучало: «Будущее Украины в НАТОПо мнению Капитоненко, разница между этими формулировками незначительна, но она отражает изменение политического контекста.
Бывший генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг считает, что Украина может стать членом Альянса в течение следующего десятилетия. В своем интервью для Deutsche Presse-Agentur он подчеркнул: «Я искренне надеюсь, что Украина станет нашим союзником.
В то же время, во время недавнего визита в Киев, Столтенберг высказался более сдержанно относительно применения членства в НАТО как гарантии безопасности для Украины. По его мнению, это могут быть другие способы вооружить и помочь нашей стране.
Несмотря на положительные сигналы, конкретные сроки вступления остаются неопределенными, а путь к членству осложнен международными и вызовами безопасности.
НАТО не готово принять Украину
Между тем, агентство Рейтер сообщает, что НАТО, вероятно, не отреагирует на призыв Украины о приглашении на членство на встрече, которая состоится сегодня в Брюсселе. По словам дипломатов, это разобьет надежды Киева на политический импульс вперед, поскольку Украина продолжает борьбу на поле боя и ожидает возвращения Дональда Трампа в Белый дом, что может значительно изменить политическую ситуацию.
Какой логикой руководствуется Киев? В письме своим коллегам в НАТО министр иностранных дел Украины, Андрей Сибига, подчеркнул, что приглашение Украины в НАТО могло бы лишить Россию одного из ее главных аргументов для ведения войны. Россия часто оправдывает свое вторжение в Украину тем, что Украина не должна становиться частью НАТО, поскольку это чревато ее безопасностью.
Вместе с тем, дипломаты считают, что достижение единства среди 32 членов НАТО относительно принятия решения о приглашении Украины в Альянс на встрече министров иностранных дел в Брюсселе маловероятно. Для того чтобы это стало возможным, нужно много времени – недели или даже месяцы. Высокопоставленный чиновник НАТО, который выразил желание остаться анонимным, подчеркнул, что это не произойдет в ближайшее время.
Встреча в Брюсселе будет сосредоточена на усилении поддержки Украины, чтобы наша страна оставалась в сильной позиции, готовой к возможным переговорам в будущем.
Утратившие силу гарантии
Сейчас, особенно перед очередной годовщиной подписания Будапештского меморандума, об этом документе часто упоминается в аспекте требований безопасности Украины. Вспоминают преимущественно как величайшее разочарование во времена новейшей истории. Напомним обстоятельства заключения меморандума, ведь это важно для понимания его смысла и роли в современных условиях.
После распада СССР появилась необходимость контролировать распространение ядерного орудия на постсоветском пространстве. В 1992 году Украина, Казахстан, Белоруссия, Россия и США подписали Лиссабонский протокол, по которому Украина, Казахстан и Белоруссия отказались от ядерного оружия, передав его России. Однако Украина продолжала требовать гарантии безопасности в обмен на свой отказ от ядерного оружия. Для этого в Будапеште, столице Венгрии, состоялась встреча лидеров, на которой был подписан меморандум, обеспечивающий территориальную целостность Украины и других постсоветских республик. Будапештский меморандум стал важным документом, подтвердившим обязательства государств обеспечить безопасность Украины в соответствии с международными нормами, в частности Хельсинкским актом ОБСЕ, Уставом ООН и Договором о нераспространении ядерного оружия.
Многие ученые считают Будапештский меморандум важным международным соглашением, которое гарантирует Украине безопасность использования ядерного оружия и нарушений территориальной целостности. Однако ситуация изменилась, когда Россия нарушила эти гарантии, аннексировав Крым. Это нарушение привело к тому, что гарантии безопасности стали выглядеть сугубо риторическими. Учитывая нынешние вызовы, становится очевидной необходимость создания новых международных соглашений, которые имели бы более четкие юридические механизмы для обеспечения нераспространения ядерного оружия и защиты территориальной целостности.