Первое вознаграждение за разоблачение коррупции: почему оно может остаться последним

Коррупция уже давно остается одной из острейших проблем Украины, которую граждане считают главным препятствием на пути успешного развития страны и победы в войне. Однако борьба с ней остается скорее декларативной, чем эффективной. Впервые через пять лет после введения возможности вознаграждения для обличителей коррупции суд, наконец, принял решение о ее выплате. Только одно решение – и это на фоне многочисленных громких заявлений о борьбе с коррупцией! Почему действующая с 2019 года система вознаграждения обличителей почти не работает? Неужели инструмент, который должен стать мощным оружием в войне со взяточниками, столько лет пылился из-за равнодушия или страха разоблачения со стороны самих чиновников?
Историческое решение суда
Впервые за всю историю независимой Украины суд принял решение в пользу обличителя коррупции, беспрецедентного случая в нашей стране, где борьба с коррупцией часто остается только на бумаге. Важным прецедентом стало решение суда о выплате 1,68 миллиона гривен Андрею Бойко — действующему военнослужащему, работавшему в 2020–2021 годах директором департамента внутреннего аудита Министерства обороны. Это решение является не только вознаграждением одному храбрецу, но и ударом по коррупционной системе, которая десятилетиями разъедала государственные органы. Выплата такой суммы вознаграждения свидетельствует о возможности для обличителей коррупции получить справедливое вознаграждение, но сам факт того, что это произошло только один раз и сейчас, вызывает много вопросов.
В 2021 году Андрей Бойко обратился в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) после того, как ему предложили взятку в размере 24 миллионов гривен за положительный аудит о выполненных работах в интересах одного из предприятий. Речь шла о контракте более 400 миллионов гривен за обустройство специального объекта Минобороны. Этот контракт мог открыть дорогу для дальнейшего финансирования предприятия из государственных средств. Однако Бойко вместо того, чтобы замолчать факт преступления или извлечь выгоду, пошел против системы.
Это дело прошло через рассмотрение Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), но, несмотря на все трудности, суд первой инстанции в марте 2023 года отказал в выплате вознаграждения. Причина? Разоблачитель, мол, сообщил о коррупции в рамках своих служебных обязанностей, что якобы лишает его права на вознаграждение. Это решение вызвало возмущение среди военных и общественности, ведь речь шла о явной несправедливости. Однако Бойко не сдался. Он обжаловал решение в Высшем антикоррупционном суде, и наконец, 9 ноября 2023 года, суд принял его сторону. Судьи пришли к выводу, что он имеет право на выплату вознаграждения, установив, что действующий закон действительно предусматривает такие выплаты даже в тех случаях, когда обличители являются должностными лицами. Это решение стало настоящим прорывом в борьбе с коррупцией.
Можно ли считать его поворотным моментом для Украины? С одной стороны, да это важный шаг, который должен стимулировать других смельчаков сообщать о коррупционных действиях. С другой стороны, вопросы остаются до сих пор открытыми и крайне проблематичным.
Еще в 2019 году в Украине была введена возможность выплаты вознаграждения обличителям коррупции, что должно было стать важным инструментом в борьбе с этим явлением. Закон Украины «О предотвращении коррупции» предусматривает, что обличитель может получить 10% от денежного размера предмета коррупционного преступления или от размера нанесенного государству ущерба после вынесения обвинительного приговора суда. Однако на практике система работает крайне медленно и сталкивается с множеством препятствий, а разоблачители оказываются не только без вознаграждения, но и под угрозой преследования.
Почему? Ответ кроется не только в сложности правоприменения, но и в масштабах коррупции, которая разъедает все без исключения государственные органы. При этом обличители вместо того, чтобы получить поддержку и защиту от государства, часто становятся мишенью для нападений. Юридические преследования, дискредитационные кампании, поджоги домов и даже подкладывание взрывчатки под двери квартир – это не выдумки из фильмов, а реальность для тех, кто отважился противостоять системе. И это происходит на фоне законодательных изменений, якобы гарантирующих обличителям коррупции защиту и вознаграждение.
В сентябре 2023 года в Украине начал действовать Единый портал обличителей – инструмент, позволяющий гражданам анонимно сообщать о фактах коррупции. К нему присоединили Национальную полицию и Государственное бюро расследований, расширяющее круг тех, кто может разоблачать преступления. Казалось бы, это стало новым этапом в борьбе с коррупцией, потому что портал гарантирует конфиденциальность сообщений. Но действительно ли он обеспечивает обличителям защиту или просто даст коррумпированным должностным лицам новый способ узнать, кто стоит за разоблачениями? Риски до сих пор остаются высокими. Разоблачители коррупции становятся мишенями для возмездия не только от самих коррумпированных должностных лиц, но и от их связей в правоохранительных органах. В стране, где судебные приговоры по коррупции остаются редкостью, обличители оказываются один на один с системой, способной их уничтожить.
Почему нет желающих стать обличителями?
Одной из острейших причин, почему обличителей коррупции в Украине до сих пор не защищают должным образом, есть слабость правоприменения, а также системное саботирование этих механизмов со стороны самого государства. Украинская антикоррупционная реформа, которая должна была стать движущей силой перемен после Революции Достоинства, уже давно превратилась в фарс, где топ-чиновники только имитируют борьбу с коррупцией. При этом созданные НАБУ, САП и другие многочисленные антикоррупционные органы, которые должны разоблачать коррупционные схемы, фактически стали заложниками политических интересов, где каждый шаг согласуется с элитами власти.
Недавний случай с семьей руководительницы Хмельницкого областного центра МСЭК, в помещении которой обнаружили более 5 млн 244 тыс. долларов, 300 тыс. евро и более 5 млн гривен, является редким исключением в контексте борьбы с коррупцией. Большинство коррупционеров обычно избегают разоблачения, но здесь ему не повезло или, возможно, с кем-то не поделилось. При этом чаще всего такие дела заканчиваются тем, что фигуранты выходят на свободу после судебных разбирательств, уплатив залог, который намного меньше суммы выявленных незаконных средств. Это позволяет избегать ответственности и сохранять значительную часть своих активов.
Несмотря на многочисленные заявления о приоритете антикоррупционных реформ, в действительности высшие государственные органы остаются главными препятствиями на пути к реальным изменениям. Политическая воля? Это лишь красивые слова, ведь именно эти органы блокируют внедрение действенной защиты обличителей, опасаясь потерять доступ к многомиллиардным схемам и коррупционным потокам. Для них коррупция – это не проблема, а источник личного обогащения. Политическая элита в Украине продолжает обогащаться за счет коррупционных схем, особенно во время войны, поэтому выгодно, чтобы обличители оставались беззащитными. Никто из чиновников не хочет, чтобы система, позволяющая им «жить на широкую ногу», была разрушена. Как бы ни декларировали антикоррупционные законы, на практике они остаются мертвыми буквами. Рычаги власти крепко держатся в руках тех, кто использует коррупцию как главный инструмент политической игры.
Кроме того, каждая попытка обличителей вывести на чистую воду коррумпированных чиновников сталкивается с тем, что государственные органы либо не действуют вообще, либо намеренно блокируют дела. Как это смотрится на практике? Дела, связанные с коррупционными разоблачениями, месяцами или годами затягиваются. Разоблачители остаются без какой-либо защиты и поддержки, а ответственные органы просто игнорируют их обращения. В результате вместо того, чтобы бороться с коррупцией, бюрократическая машина активно защищает ее — либо из-за бездействия, либо из-за умышленного саботирования процессов. Вот и получается, что бюрократический саботаж — это не просто пассивное бездействие, а активное противодействие любым попыткам разоблачить коррупцию.
Чиновники, которые должны защищать обличителей, превращаются в их главных врагов. Бюрократический аппарат фактически служит инструментом для того, чтобы уничтожить любые усилия обличителей. Сложные процедуры, бесконечные бумажные волокиты и умышленные задержки в принятии решений — это лишь несколько механизмов, которыми государственный аппарат пользуется для того, чтобы обличители не достигли своей цели. Более того, отсутствие реакции на эти разоблачения делает ситуацию еще более опасной: те, кто решается бросать вызов коррумпированной системе, часто рискуют не только своей карьерой, но и жизнью. Следовательно, вместо реальных изменений мы видим лишь показательную активность, которая только усиливает чувство безысходности среди тех, кто решил разоблачить коррупционные схемы.
Однако одной из самых больших проблем для обличителей является отсутствие реального механизма защиты от преследований. Несмотря на то, что закон предусматривает анонимность и гарантии для обличителей, на практике это часто не работает. Коррупционные связи среди представителей правоохранительных органов, судей и местных чиновников позволяют влиять на судьбу обличителей. Они часто становятся жертвами репрессий со стороны тех, кого они разоблачили. Им подбрасывают взрывчатку под дверь, сжигают дома, осуществляют дискредитационные кампании. И все это на фоне отсутствия должного расследования таких инцидентов. Безнаказанность тех, кто угрожает или совершает насилие над обличителями, становится сигналом для других потенциальных информаторов — система не на их стороне и лучше молчать. Представьте себе, что будет с подчиненным, похитившим незаконные действия своего руководства! О последствиях не сложно догадаться.
Действенная реализация положений закона о вознаграждении обличителям должна стать не просто формальностью, а реальным оружием в борьбе с коррупцией. Иначе никакие порталы или законы не помогут, если обличители и дальше будут рисковать своей жизнью ради борьбы с коррупцией, не получая ни защиты, ни справедливого вознаграждения.
Особое внимание следует уделить проблеме коррупционных связей в самих правоохранительных органах, что создает серьезное препятствие для борьбы с коррупцией на всех уровнях. Работники полиции, прокуратуры, СБУ и ДБР, которые должны быть на передовой борьбе с коррупцией и защищать обличителей, часто оказываются вовлеченными в те же схемы, против которых должны бороться. Эта ситуация стала возможной из-за отсутствия эффективного контроля над самими правоохранительными органами. В результате коррупция в этих структурах становится невидимой для внешнего надзора, и такие лица могут действовать почти безнаказанно. Они не только не проводят надлежащего расследования коррупционных дел, но и сознательно саботируют их. Дело доходит до того, что разоблачители сами становятся мишенью, ведь коррумпированные работники правоохранительных органов используют свое служебное положение для давления на них. Это может быть выражено посредством затягивания расследования, создания искусственных препятствий для судебного разбирательства, или даже в открытых угрозах или дискредитации.
Такое сплетение интересов между коррумпированными чиновниками и стражами порядка приводит к тому, что даже самые очевидные дела о коррупции могут быть закрыты, а главные виновники остаются на свободе. Вдобавок, недобросовестные правоохранители часто становятся инструментом для защиты своих «клиентов» — коррумпированных чиновников или бизнесменов, помогая им избегать ответственности и сохранять незаконно приобретенные активы.
Также важным аспектом является отсутствие должного внутреннего контроля в самих структурах. Системы внутренней безопасности в правоохранительных органах часто являются формальными и не действуют эффективно. Это позволяет работникам, вовлеченным в коррупционные схемы, сохранять свои должности и избегать расследований. Поэтому коррупционные связи в правоохранительных органах становятся не только барьером на пути к справедливости, но и мощной защитой для коррупционеров, что фактически сводит на нет все усилия по борьбе с коррупцией на системном уровне.
Пока правоохранительная система не будет очищена от таких внутренних связей и пока не будут созданы эффективные механизмы надзора за действиями правоохранителей, любые попытки бороться с коррупцией будут лишь показательны и не приведут к реальным изменениям.
В то же время, значительным препятствием на пути к справедливости для обличителей является современная судебная система, что особенно ярко проявляется несмотря на проведенные реформы. Несмотря на попытки усовершенствовать судебные процессы, суды остаются под сильным влиянием коррупционных группировок и политических интересов. Это создает огромную проблему для обличителей, ведь непрозрачные судебные процессы и искусственно затянутые разбирательства лишают их шансов на оперативное и справедливое разрешение конфликтов. Разоблачители коррупции сталкиваются с тем, что их дела могут тянуться годами из-за судебных маневров и бюрократических препятствий. Судебная система, которая должна действовать быстро и объективно, часто используется как инструмент затягивания дел, выводящий из равновесия тех, кто пытается добиться справедливости. Нередко обличители теряют веру в систему после длительных судебных разбирательств, которые не только отнимают время, но и подрывают финансовые и моральные ресурсы.
Кроме того, формальные причины часто становятся поводом для отказа обличителям в положенных им вознаграждениях или защите. Случаи, подобные делу Андрея Бойко, где суд отказал в выплате вознаграждения из-за мелких технических формальностей, лишь усиливают впечатление, что судебная система работает не в защиту справедливости, а в пользу коррумпированных элит. Даже в случаях, когда законодательство на стороне обличителей, суды часто принимают решения, которые играют на руку коррупционным группировкам, используя мелкие юридические нюансы для затягивания процесса или отказа в иске. В результате вместо того, чтобы получить вознаграждение или защиту, обличители оказываются в ситуации, когда их права не признаются, а судебные решения остаются формальностью.
Вот и выходит, что судебная система, которая должна быть гарантом справедливости, фактически становится дополнительным барьером для тех, кто решается разоблачать коррупционные схемы. Пока суды остаются под влиянием коррупционных групп и отсутствие реальной судебной реформы продолжает быть проблемой, справедливость для обличителей будет оставаться недостижимой целью.
На протяжении десятилетий украинское общество все еще борется с укоренившейся культурой безнаказанности, господствующей среди чиновников и коррумпированных элит. Обличители, которые решаются указать на преступление, часто сталкиваются с волной противодействия, а те, кого они уличили, остаются на своих должностях или находят пути избежать ответственности. Это подрывает доверие к антикоррупционной реформе в целом и демотивирует других сообщать о коррупции. В обществе растет мнение, что бороться с коррупцией опасно и что выгоду от этой борьбы получают не обличители, а только те, кто находится у власти.
При институциональной слабости и отсутствии политической воли, когда борьба с коррупцией остается лишь декларацией, а бюрократический саботаж, коррумпированные правоохранительные органы и неэффективные суды тормозят какие-либо реальные изменения, коррупцию в Украине никогда не преодолеть. Как следствие, она будет только укреплять свои позиции, ресурсы государства продолжат разворовываться, а общество окончательно утратит веру в возможность справедливости. Это приведет к еще большему упадку государственных институций, когда коррупция станет нормой, а желающих ее разоблачать просто не останется. Без действенной защиты обличителей и активных шагов власти система продолжит свое самоуничтожение, подрывая основы государственности и покидая страну в замкнутом круге беззакония и коррупции.