«По прогнозам, в 2027 году в Украине будет 570 тысяч детей в возрасте 1-6 лет. Такой катастрофы у нас еще не было»: замминистра образования и науки

Дошкольное образование в Украине оказалось на грани больших изменений, которые стали ответом на сегодняшние вызовы — полномасштабную войну, стремительное снижение рождаемости, разрушение учебных заведений и необходимость обеспечить детям доступ к качественному дошкольному образованию при любых условиях. Сегодня, когда большая часть детей в Украине вынуждена учиться онлайн или жить под постоянной угрозой обстрелов, вопрос социализации и доступа к безопасной и качественной дошкольной среде стал чрезвычайно острым. Однако наибольшей проблемой, определяющей будущее страны на годы вперед, является стремительное сокращение количества детей.
О проблемах дошкольного образования рассказала заместитель министра образования и науки Украины по вопросам дошкольного образования Анастасия Коновалова. За последние тридцать лет содержание дошкольного образования так или иначе обновлялось, но в организационном плане система оставалась почти неизменной. Предыдущий закон о дошкольном образовании был принят еще в 2001 году. Как отметила Анастасия Коновалова, за это время все изменилось — страна, экономика, сам мир. Именно поэтому новый закон, вступивший в силу с 1 января 2025 года, должен привести систему дошкольного образования в соответствие с новой реальностью.
Анастасия Коновалова подчеркнула, что сейчас в системе дошкольного образования находится чуть более 750 тысяч детей, из которых 168 тысяч получают образование в смешанном или дистанционном формате. Она особо подчеркнула важность этой цифры, ведь фактически большинство из этих детей не посещают детские сады физически. По ее словам, какими бы ни были старательными воспитатели, реализовать одну из ключевых функций дошкольного образования — развитие социально-эмоционального интеллекта — в дистанционном формате практически невозможно.
Замминистра отметила, что социализация возможна не только в заведении дошкольного образования — ребенок может общаться с другими детьми на улице или на детской площадке. Но очень часто дети, которые находятся на онлайн-обучении, даже не выходят на улицу, потому что живут в постоянно обстреливаемых районах. Они в принципе не имеют контактов со сверстниками. По словам Анастасии Коноваловой, исследования уже сегодня показывают, что у детей в регионах прифронтовых именно эти социально-эмоциональные навыки существенно проседают. А потом такие дети идут в школу, которая также работает онлайн, и они совершенно не готовы к школьной жизни — они не понимают, что существуют правила, что есть разные дети, иногда надо ждать своей очереди. Это базовые вещи, которые формируются именно в коллективе, в детском саду.
Анастасия Коновалова пояснила, что нынешний охват детей дошкольным образованием выглядит неплохо — по данным Министерства юстиции Украины, сейчас в стране 881 тысяча детей в возрасте от одного до шести лет. Но эта цифра не отражает реальную картину.
В Киеве очередь сохраняется только в определенные заведения. По словам Анастасии Коноваловой, если родители готовы не выбирать конкретное заведение, а отдать ребенка туда, где есть место, то сегодня можно подать заявление, а завтра уже привести ребенка в садик, даже без льгот. Она подчеркнула, что подобная ситуация в Киеве сложилась впервые за всю историю. В значительной степени это стало возможным благодаря городской программе «Деньги ходят за ребенком», предусматривающей денежную компенсацию родителям на оплату пребывания ребенка в частном саду. По словам заместителя министра, в результате этой программы открылось большое количество частных детсадов, и они частично взяли на себя это бремя.
К концу 2022 года в Киеве действовало почти полсотни заведений в частной и корпоративной собственности, всего — 131 заведение. Но, как подчеркнула Анастасия Коновалова, сейчас проблема не в том, чтобы найти место в садике. Она отдельно остановилась на состоянии коммунальной сети дошкольных заведений. Сейчас в Украине работает 11804 заведения в том или ином формате. По состоянию на начало февраля 2025 разрушены 129 заведений дошкольного образования, еще 1 237 — повреждены. При этом укрытия имеют только 8181 садик.
Анастасия Коновалова подчеркнула, что Министерство каждый год просит субвенцию на строительство укрытий в садах. В прошлом году средства дали только на школы, в этом году также планируют подавать запрос, но нет уверенности, что его удовлетворят. Она подчеркнула, что следует осознавать реальность, в которой мы живем.
По словам замминистра, проблема строительства укрытий в садах заключается в стоимости. Если строить укрытие для школы, то роется огромная дыра тысячи-полторы детей. А в садике — дырка поменьше, но расходы достигают минимум 200 тысяч долларов для 150 детей. И при этом количество детей в садах постоянно уменьшается.
Кроме того, Анастасия Коновалова заявила:
По прогнозам, в 2027 году детей в возрасте 1-6 лет в Украине будет уже 570 тыс. Этот показатель постепенно снижается не первый год, но такой катастрофы у нас никогда не было. Но эта демографическая пропасть требует от системы большой гибкости, чтобы мы смогли сохранить сервис и сеть.
Анастасия Коновалова заявила, что реформа призвана дать системе адаптироваться, не просто выжить, а обеспечить детям доступ к качественному образованию. Суть реформы состоит в том, что система тридцать лет организационно не изменялась. Раньше работал большой садик или ничего, максимум — дошкольное подразделение при школе. Теперь появилось много новых типов садов.
Она подчеркнула, что закон предоставляет возможность привлекать дополнительные финансы через платные услуги, а также дополнительно повышать зарплаты в секторе даже в пределах бюджета.
«Как у нас было: либо есть большой садик, либо его нет, а между этим ничего, максимум дошкольное подразделение при школе. Теперь есть очень много новых типов садиков. Это с одной стороны. С другой, закон предоставляет возможность дополнительного привлечения финансов через платные услуги и дополнительного повышения зарплат в секторе. Даже за счет того бюджета, который у нас сейчас есть на 4 млрд грн. на ребенка это 5300 грн.
Но куда уходят эти деньги? Они идут на оплату работы специалистов, непосредственно работающих с детьми? Или их направляют на то, что у нас есть хорошие клумбы в саду? Получают ли дети достаточно методической поддержки? Что мы финансируем? И эта реформа ставит приоритетом финансирование педагогов. Поэтому в законе есть столь важные нововведения, которые регулируют нагрузку на воспитателя. Дальше будет новое штатное расписание. Это первоочередное», – считает заместитель министра.
Анастасия Коновалова заявила, что община для себя решает, оставлять ли штатную единицу или переводить определенную услугу на аутсорсинг. Она привела пример Кривого Рога, где нет сторожей в садах. воспитателям.
«Да, в Украине появятся мобильные садики. Это специально оборудованный автобус, который имеет все необходимые материалы для обучения дошкольников и активного досуга. Он регулярно посещает населенные пункты, где не работают садики, останавливаясь в безопасных местах вблизи укрытий. Но это же последняя соломинка, и об этом мы пишем в положениях об этом типе доски, делайте мобильный садик до того момента, как сможете открыть хотя бы дошкольное подразделение, например, при библиотеке.
Мобильный сад — выход там, где нет воспитателей, потому что все, скажем, выехали. И тогда могут работать мобильные команды. Почему это важно прописать? Чтобы дорогу учитывали в педагогическую нагрузку, а не так: воспитатели три часа едут, чтобы час поработать с детьми, и оплачивают им только этот час, я условно говорю», – объяснила Анастасия Коновалова.
Она также сообщила о новом подходе к созданию дошкольных подразделений, теперь их можно будет открывать не только при школах, но и при библиотеках или других заведениях. Это позволяет открывать маленькие группы даже шести детей в небольших деревнях.
Анастасия Коновалова подытожила, что суть реформы как раз в гибкости. Один коммунальный садик сможет работать как зонтик – иметь в своем составе ясли, садик, минисадок или мобильную команду. Она подчеркнула, что мобильные сады не станут массовым явлением – это решение для чрезвычайных ситуаций.
Основными формами остаются ясли и обычные сады. По словам Анастасии Коноваловой, эта система позволит сохранить дошкольное образование и обеспечить доступ детей к качественному образованию даже в самых сложных условиях.