Пределы дозволенного: что стоит за идеей в Верховной Раде декриминализировать контент для взрослых

В стенах украинского парламента созревает инициатива, которая несколько лет назад казалась радикальной даже для либерального крыла: речь идет о декриминализации производства и распространении контента для взрослых. Если эта идея вступит в законодательную силу, государство фактически признает индустрию adult content не уголовным преступлением, а сферой, которая будет регулироваться инструментами гражданского и административного права. Обсуждение этой инициативы вызывает тревогу, ведь речь идет не только об изменении законодательной формулировки, а потенциальном пересмотре фундаментальных представлений о моральных границах, общественной ответственности и допустимости публичного присутствия контента, который недавно автоматически ассоциировался с уголовным нарушением. Какие последствия это будет иметь для правоохранительной системы, интернет-пространства и общественных норм?
Порно вместо приоритетов: чем занимается Верховная Рада во время войны
Украина уже несколько лет находится в режиме глубокой дестабилизации – война, экономическая усталость, разрушение социальной структуры, миллионы перемещенных лиц, потеря жилья, рост неравенства, институциональный кризис. В таких обстоятельствах логично ожидать от парламента сосредоточенности на законодательной поддержке критической инфраструктуры, сектора безопасности, систем социальной защиты, судебной реформы и антикоррупционных механизмов. Одно из направлений, которое сейчас получает продолжение, является декриминализация порнографии. То есть Верховная Рада берется решать один из наиболее важных вопросов общественной морали и правового регулирования: стоит ли декриминализировать изготовление и распространение порнографического контента.
Поводом этому стала петиция OnlyFans (платформа для публикации и распространения контента, где авторы создают и продают доступ к своим материалам (фото, видео, аудио) через платную подписку), заявившую о давлении со стороны силовиков и вымогательстве взятки за закрытие дела, возбужденного по статье 301 Уголовного кодекса.
Публичную поддержку инициативы неожиданно выразил председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетманцев:
«Я – за декриминализацию. Не может государство одной рукой брать у создателей контента деньги налогами, а другой разворачивать кампанию по преследованию тех же плательщиков. О «контрольных закупках» вообще умолчу».
Именно его позиция показала более глубокий сдвиг: по юридическому вопросу это превращается в борьбу за норму, способную изменить публичный ландшафт страны. На первый взгляд, идея звучит «логично»: нет смысла брать деньги и наказывать. Но эта логика подменяет один ключевой вопрос — должно ли государство в принципе признавать изготовление порнографии легальным видом деятельности? Гетманцев уклоняется от ответа, апеллируя к «честности», но на самом деле это банальная защита теневого бизнеса, которая имеет громкую медийную обертку и никакой нравственной ответственности.
OnlyFans в Украине утверждает, что уплатила более 40 миллионов гривен налогов, но являлась объектом преследования. Под этим поводом продвигается законопроект №12191, зарегистрированный в ноябре 2024 года, предусматривающий декриминализацию изготовления и распространения порнографии, если все участники являются совершеннолетними и дали согласие.
Однако за фасадом добровольности и налогоплательщиков остается целый ряд вопросов, которые авторы этой инициативы предпочитают игнорировать. Не станет ли такая легализация формальным прикрытием для торговли телом в более широких масштабах? Какой сигнал получит общество, где реформа образования проваливается, а государственная политика в отношении детей размыта и беззащитна перед цифровой индустрией? Где линия между «контентом для взрослых» и эксплуатацией в стране, где системы защиты жертв сексуального насилия едва держатся?
Гетманцев, позиционируя себя как борца с «лицемерием», фактически легитимизирует не право, а рынок. Если государство берет налоги с продажи алкоголя или сигарет — это не значит, что оно должно одобрять злоупотребление. Но в случае adult-индустрии вместо контроля предлагается снятие уголовной ответственности, при этом ни слова о критериях допустимого, а также гарантии, что эта «административная модель» не откроет шлюзы для легального порнобизнеса со всеми его последствиями — от втягивания в сексуальную эксплуатацию до усиления гендерного насилия.
Настоящая проблема заключается не в самом факте уплаты налогов, а в том, что государство превращается в бухгалтера тени, вместо того чтобы отвечать на базовый вопрос: какие ценности оно защищает? По молчаливому согласию парламентских функционеров мы рискуем получить рынок «взрослого» контента с государственными индульгенциями, но без публичной этики. И это не борьба с лицемерием, а замена одной тени другой. В данном случае речь идет о нормализации рынка, который хотят унести из тени, не создав механизмов его контроля. То есть государство превращается в обслугу для прибыльного сектора, не предъявляя никаких ценностных требований. Именно в этом и состоит суть законодательных инициатив.
Еще в августе 2023 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №9623, предусматривавший декриминализацию порнографии. Через несколько месяцев тема исчезла из публичной повестки дня. Казалось, она утратила актуальность. Однако 11 ноября 2024 года 27 депутатов снова вносят на рассмотрение парламента законопроект №12191 — с тем же содержанием. В то же время не снят с регистрации предыдущий документ. Оба находятся в открытом доступе и оба подавались в период, когда на фоне войны остро встают вопросы обороны, судебной реформы, обеспечения ВПЛ, борьбы с коррупцией, реабилитации военных и бюджетного дефицита. Законопроект не содержит норм, изменяющих статус порноиндустрии в налоговом или хозяйственном законодательстве. Речь идет исключительно о декриминализации отдельных действий, связанных с оборотом материалов, которые ранее квалифицировались как порнография. Согласно законодательной инициативе в случае нарушений вместо уголовного наказания предусматривается административная ответственность. Но каким образом исключить вынужденное участие, экономическую уязвимость, принуждение из-за долгов или зависимости? Об этом законопроект молчит. Как и об алгоритмах защиты несовершеннолетних, цифровых барьеров, предотвращении онлайн-торговли телом под прикрытием якобы добровольного согласия.
Следует также напомнить, что статья 301 УКУ возникла не из абстрактной пуританской логики, ее принимали как элемент общественной самозащиты от контента, который формирует искаженные представления о человеческом теле, интимности, отношениях, женской роли, сексуальности. В условиях, когда сексуальное образование в Украине почти отсутствует, а вопросы согласия по-прежнему путают с «провокацией», именно порнографическая индустрия стала основным поставщиком представлений о норме, однако теперь ее хотят закрепить юридически. Конечно, сама по себе статья 301 давно нуждается в уточнениях. Ее формулировки устарели, и она часто используется выборочно — как инструмент давления, а не защиты, но замена этой статьи полной отменой является крайне непродуманным решением.
В странах, которые легализовали adult-индустрию, последствия оказались не столь однозначными, как это пытаются представить украинские лоббисты декриминализации. Например, в Германии секс-робота легальна, но это не сняло проблемы торговли людьми и сутенерства. Во Франции, напротив, действует модель криминализации клиента, но с полной поддержкой социального выхода из индустрии. В США — фрагментарное регулирование, часто противоречащее законам отдельных штатов. В Украине же предлагают модель, где государство просто уходит в сторону. Она не берет на себя обязательства по контролю, не создает нравственных стандартов, не очерчивает красные линии, а только говорит: если уплатили налоги — работайте.
Между тем десятки историй свидетельствуют о другом лице индустрии: принудительной вербовке, создании порно с участием студенток в долговой яме, съемках с участием подростков, давлении и угрозах за отказ. Все это давно уже есть в Украине и находится в тени, но легализация без регуляции оттуда не выведет, а сделает ее новой формой официоза. И когда Гетманцев призывает быть честными, хочется спросить: перед кем? Перед налоговой? Перед теми, кто выжимает прибыль от тел уязвимых женщин и детей? Или перед обществом, которому государство должно обеспечивать безопасность, а не платформу для дистрибуции товара, несущую унижение, объективацию и легализованную эксплуатацию? Настоящая честность — это не освобождение adult-индустрии от криминального статуса, а признание того, что у государства нет плана, как с этим обращаться. Она не готова ни к контролю, ни к защите, при этом очень охотно берет налоги.
Итак, тема декриминализации порнографии стала предметом полноценного законодательного процесса, где отчетливо виден разрыв между запросами граждан и повесткой дня части парламента. Даже если содержание документа технически оправдано, его появление на фоне военной катастрофы и рост запроса на эффективное управление выглядит как диссонанс.
Следует отметить, что Украина находится на 14 месте в мире по посещаемости Pornhub, при этом среднее время пребывания украинских пользователей на сайте составляет 9 минут 53 секунды. Наибольшей возрастной группой является 25-34-летние, а второе место занимают 18-24-летние. В этих цифрах нет ничего преступного, но и ничего требующего законодательного вмешательства в условиях войны. Частная практика потребления контента не является проблемой, которую общество требует немедленно урегулировать.
Наличие уголовной ответственности за распространение или хранение порнографического контента может являться темой для обсуждения в рамках реформы уголовного кодекса или в контексте защиты конфиденциальности. Но вынесение этой темы на передний план парламентской работы, когда государство сталкивается с масштабным гуманитарным, финансовым и управленческим кризисом, вызывает обоснованную критику. И пока эти приоритеты формируются без учета общественного запроса, доверие к законодательной власти будет продолжать падать.
Декриминализация порнографии: риски для общества и государства
В случае принятия законопроекта №12191 Украина впервые официально удалит из нормативного поля понятие порнографии как объекта уголовного преследования. Формально это уменьшит количество уголовных производств, однако юридическая пустота, которая возникнет после этого шага, сразу повлечет за собой ряд последствий, которые не были просчитаны инициаторами. Ключевой проблемой в этом случае является отсутствие какого-либо механизма регулирования обращения чувствительного цифрового контента на бытовом уровне, в профессиональной среде, в контексте кибербезопасности, защиты несовершеннолетних, психологического воздействия и системы частного права.
Кроме того, отмена статьи 301 Уголовного кодекса развяжет руки как для легального распространения эротического контента, так и для перехода малых производителей в серую зону без какого-либо надзора. Если контент не подпадает под исключения (дети, насилие, порноместь, deepfake), он становится юридически нейтральным, так что закон позволит кому-либо производить, продавать и распространять материалы порнографического характера, не имея лицензии, нравственного надзора или маркировки. В результате государство получит рост теневого сегмента цифрового рынка без влияния на качество, безопасность или ответственность.
В сфере образования и защиты детей возникнет еще более серьезный пробел. Без статьи 301 отсутствует и механизм реагирования на попытки обойти прямые запреты. Даже при формальном сохранении ответственности за детскую порнографию не будет никакого способа остановить распространение контента с моделями сомнительного возраста, deepfake-имитациями или продукцией, специально маскирующей свою природу под допустимую. Платформы типа Telegram или X (Twitter), которые не модерируются в Украине, смогут распространять такой контент, не нарушая действующего законодательства. Следствием станет массовое попадание несовершеннолетних в неконтролируемую среду цифровой сексуализации без системы сдерживания, алгоритмов защиты и ответственности.
Для правовой системы отмена статьи 301 не будет чисто техническим действием, а станет первым примером полной дерегуляции в чувствительной сфере без построения механизмов контроля. В будущем это создаст прецедент для демонтажа других уголовно-правовых норм, которые считаются «устаревшими» без тщательного анализа практики, правоприменения, альтернатив. К тому же возникнет необходимость пересмотра уже вынесенных приговоров, включая те, которые касаются пограничных случаев. Это обусловит дополнительную нагрузку на правоохранителей, суды, прокуратуру, адвокатуру и административную систему.
Также отсутствие государственной политики сексуального контента в цифровой среде станет причиной стремительного роста конфликтов в сфере трудоустройства, образования, медиа, семейных и трудовых споров. Без регуляторной базы любая частная утечка или использование порнографических материалов в неожиданном контексте не будет иметь правовой квалификации — ни по гражданскому, ни по административному, ни по уголовному праву. Это означает, что лица, чей контент окажется в публичном доступе или будет использован в манипулятивных целях, будут лишены инструментов защиты.
На уровне общественной динамики последствия декриминализации будут ощутимы, прежде всего, в нормализации коммерциализации секса в условиях войны. Государство, не имеющее системы базового сексуального воспитания, не выработало нравственного кодекса взаимодействия в цифровом пространстве, не имеет государственной политики по работе с уязвимыми группами, в то же время получит свободный рынок с простейшими условиями входа. Это станет особенно токсичным для девушек-подростков и женщин в социальном кризисе, которые окажутся перед соблазном быстрого заработка в условиях отсутствия альтернатив. Компенсаторная политика не предложена. Вопрос сексуальной эксплуатации уязвимых групп не артикулируется. Вес этической ответственности переводится на отдельных лиц, которые юридически ничем не защищены.
Для парламента эта инициатива станет политическим маркером — принятие закона продемонстрирует смещение в сторону тем, не имеющих очевидного общественного запроса в условиях войны. Доверие к законодательному органу, принимающему закон о порнографии в то время, когда не решены базовые проблемы военной, правоохранительной, судебной, социальной систем, еще больше снизится. Поддержка инициативы будет прочтена как сигнал потери способности к установлению приоритетов и как отчуждение парламента от реальной жизни страны.
В среднесрочной перспективе Украина без законодательства о цифровой безопасности и одновременно без уголовной ответственности за распространение порнографии получит хаотический рынок чувствительного контента. Ситуация усугубится ростом доступа детей к опасным материалам, использованием deepfake-технологий в манипуляциях, распространением психологической зависимости от синтетического контента. В долгосрочной перспективе это означает одно: государство выйдет из регуляции одной из самых динамичных, технологичных и наиболее уязвимых к злоупотреблениям отраслей цифровой культуры. И сделает это в момент, когда институты надзора не созданы, судебная система не обновлена, а общество глубоко фрагментировано и истощено войной.