Продолжающееся замедление: что происходит с украинской экономикой

Украинская экономика истощена войной, а ее выносливость проходит испытание на грани возможного. Полномасштабное вторжение России не просто затормозило развитие, оно перекроило сами основы экономической модели страны. Бизнес задыхается под давлением налогов, пытаясь выжить в условиях нестабильности, налогов, отсутствия рабочей силы и постоянных угроз, тогда как государство разрывается между финансированием армии, социальных программ и попытками удержать финансовую стабильность. Инфляция уничтожает доходы, международные долги растут, а дефицит бюджета достигает критических отметок. Как долго наша страна сможет выдерживать это давление, прежде чем кризис превратится в затяжной экономический коллапс?
Современная экономическая ситуация в Украине
Экономическая ситуация в Украине резко ухудшается, и признаков быстрого обновления в настоящее время нет. Война рушит не только здания и дороги, но и экономическую систему страны. Несмотря на устойчивость бизнеса и гибкость рынка, факторы, уничтожающие возможности роста, доминируют. Украина входит в новую фазу экономической борьбы, где без радикальных перемен система просто не выдержит.
Согласно обновленному прогнозу Международного валютного фонда, опубликованному 28 февраля, украинская экономика продолжает замедляться под давлением войны и инфляционного взрыва. Дефицит бюджета на 2025 год составит 19,6%, а государственные финансы балансируют на грани кризиса. Фонд отмечает необходимость немедленного реформирования экономической системы: без борьбы с уклонением от уплаты налогов и создания благоприятного инвестиционного климата страна рискует застрять в долговой яме. Особенно критично выглядит перспектива очередного повышения учетной ставки НБУ и дальнейшего ослабления гривны.
В 2024 году инфляция уже достигла 12,9% и этот показатель продолжает расти. Из-за нестабильного валютного курса и общей неопределенности цены на товары первой необходимости стремительно повышаются. Это сказывается как на потребителях, так и на бизнесе, заставляя предприятия сокращать производство и адаптироваться к уменьшению покупательной способности населения.
В самом отчете МВФ отмечается:
«Учитывая риски, связанные с ростом инфляции, недавнее повышение НБУ учетной ставки целесообразно. Последующие действия будут оправданы в случае дальнейшего ускорения инфляции или ухудшения инфляционных ожиданий. Обменный курс должен все больше выступать как амортизатор. Поддержка адекватных резервов является приоритетной задачей, особенно с учетом рисков прогноза».
Прогнозируемое МВФ замедление роста ВВП в 2025 году до 2–3% лишь подтверждает негативную тенденцию. Основными причинами этого являются дефицит рабочей силы, разрушенная энергетическая инфраструктура и продолжающаяся война. Нехватка квалифицированных работников усугубляет проблемы предприятий, которые и так работают в сложных условиях. Массовый выезд украинцев за границу, мобилизация большого числа трудоспособного населения и разрушение предприятий формируют ситуацию, в которой экономика просто не способна выйти на стабильную траекторию развития.
Следует отметить, что ухудшение прогнозов происходит не в первый раз. Кабинет Министров Украины 1 июля 2024 г. был вынужден снизить собственный прогноз экономического роста на 2025 год с 6,8% до 2,7%. Это решение стало следствием осознания более глубоких проблем, чем ожидалось ранее. В октябре МВФ тоже скорректировал ожидания по отношению к 2024 году из-за разрушения энергетической инфраструктуры в результате российских обстрелов, снизив прогноз роста ВВП на 2024 год до 3,0%, а на 2025 год – до 2,5% вместо ранее ожидаемых 6,5%.
Кроме того, 23 января 2025 года глава НБУ Андрей Пышный официально заявил о дальнейшем ухудшении прогнозов экономического роста до 2027 года. По данным регулятора, фактический рост ВВП в 2024 году составил лишь 3,4%, что значительно ниже, чем ожидалось ранее. Это свидетельствует о системных проблемах, которые не удается решить ни монетарными, ни фискальными мерами.
Большой дефицит бюджета обусловлен не только ростом расходов, но и недостаточными налоговыми поступлениями. Многие бизнесы вынуждены работать в тени или же вообще прекращают деятельность из-за экономической нестабильности. Несмотря на попытки правительства увеличить эффективность сбора налогов, реальных результатов пока не видно. Это повышает зависимость страны от внешних кредиторов и создает дополнительное давление на государственные финансы.
Рост учетной ставки НБУ, который прогнозирует МВФ, сделает кредиты еще более дорогими, что добьет остатки платежеспособности бизнеса.
В то же время курс гривны становится все слабее, и хотя НБУ пытается сдерживать девальвационные процессы, его возможности ограничены. Девальвация сказывается на импортоориентированном секторе, повышает стоимость товаров и услуг и подрывает доверие к национальной валюте. В то же время искусственное сдерживание курса лишь затягивает кризис, который рано или поздно разразится еще большими потрясениями.
Отдельной проблемой остается разрушение инфраструктуры. Российские атаки по объектам энергетики, транспорта и промышленности усложняют работу компаний и сдерживают любые попытки экономического обновления. Большая часть бюджетных средств идет на восстановление разрушенных объектов, что уменьшает возможности инвестирования в другие сферы.
На фоне всех этих вызовов Украина четвертый год находится в периоде экономической выживаемости. Прогнозируемые 2–3% роста ВВП в 2025 году не позволят восстановить довоенный уровень благосостояния, а без структурных изменений в налоговой и финансовой системах страна рискует застрять в состоянии стагнации на долгие годы.
Государственный долг
Экономическое падение сопровождается тем, что Украина все больше погружается в долговую ловушку, выход из которой становится все сложнее. Как сообщает Министерство финансов Украины, Государственный и гарантированный государством долг достиг рекордных 7068,00 млрд грн, что эквивалентно 168,99 млрд долларов США. Только за январь 2025 года долг вырос на 87,03 млрд. грн., или почти 3 млрд. долларов. Это означает, что ежемесячный прирост долговой нагрузки идет огромными темпами, а возможности его обслуживания с каждым днем сокращаются.
72,74% долга – это внешние заимствования, составляющие более 122,93 млрд долларов. Такая структура долга делает экономику уязвимой к любым валютным колебаниям, решениям международных кредиторов и изменениям в глобальной финансовой политике. В то же время, внутренний долг, составляющий 1 926,66 млрд грн или 46,07 млрд долларов, также растет, хотя и не такими стремительными темпами. Он обеспечивается выпуском облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые в основном выкупаются Нацбанком или украинскими банками. Однако долгосрочное финансирование бюджета за счет внутренних заимствований неизбежно ведет к эмиссионному давлению на гривну.
С каждым месяцем ситуация становится все более опасной. При таких темпах заимствований в 2025 году государственный долг может превысить 200 млрд долларов, что приблизит его к критической отметке более 100% ВВП. Процентные выплаты по долгам также будут расти, и по самому худшему сценарию Украина может оказаться в ситуации, когда значительная часть бюджетных средств будет направлена не на оборону или социальные нужды, а на погашение долговых обязательств.
Если международные кредиторы потребуют более жестких условий обслуживания долга или реструктуризации, Украина может столкнуться с дефолтом или необходимостью кардинального сокращения государственных расходов. Это означает урезание социальных программ, увеличение налоговой нагрузки и даже возможные задержки в выплатах зарплат и пенсий.
Еще одним следствием такой долговой политики станет дальнейшая девальвация гривны. Чем больше Украина будет привлекать внешнее финансирование, тем сильнее будет давление на валютный рынок. Рост долга неизбежно влечет за собой инфляционный всплеск, ведь для его обслуживания правительство вынуждено привлекать больше гривневых средств, что увеличивает денежную массу. На этом фоне курс доллара в Украине в 2025-2026 годах может достичь 50 грн и более, что усугубит кризис покупательной способности населения.
Также следует учитывать, что чрезмерное долговое бремя делает Украину крайне зависимой от решений международных финансовых структур. МВФ, Всемирный банк и западные кредиторы уже сейчас определяют экономическую политику страны, диктуя необходимость сокращения субсидий, дерегулирования рынка и проведения непопулярных реформ. Чем больше заимствований берет Украина, тем меньше она контролирует свою финансовую стратегию.
Прогнозы и перспективы
Как видим, Украина стоит перед сложнейшим периодом экономической адаптации, который будет определять ее перспективы на ближайшие годы. Война, инфляция, налоговые проблемы, сокращение производства и кризис рабочей силы создают идеальные условия для экономического упадка. При этом прогнозы международных аналитиков свидетельствуют о том, что самые большие вызовы еще впереди.
Одним из ключевых рисков является растущая финансовая зависимость от внешних кредиторов. По прогнозу МВФ, о котором идет речь в его меморандуме, в ближайшие несколько лет задолженность Украины уже не опустится ниже 100% ВВП. Если страна не сможет выполнить условия международных кредиторов, существует риск реструктуризации долга, что может привести к падению доверия инвесторов и спровоцировать новую волну девальвации гривны.
Бюджетный дефицит остается еще одним критическим фактором. 19,6% дефицита в 2025 году – это беспрецедентно высокий показатель, который означает, что страна вынуждена будет либо увеличивать налоговое давление на бизнес и граждан, либо резко сокращать социальные расходы. может привести к тенизации бизнеса и бегству капитала.
Кроме того, снижение деловой активности чревато усилением безработицы. В 2024 году количество официально зарегистрированных безработных выросло на 18%, а к 2026 году этот показатель может достичь 25-30%. Дефицит рабочей силы из-за войны и миграции означает, что компании не могут найти квалифицированных работников, а у населения одновременно нет достаточной покупательной способности. Этот замкнутый круг будет усиливаться, если не будут запущены программы стимулирования занятости.
Как уже отмечалось, гривна будет оставаться под значительным давлением. Если в 2024 году курс доллара стабилизировался на уровне 39-41 грн, то в 2025-2026 он может пересечь отметку 50 грн. Основными факторами этого являются высокий уровень эмиссии гривни для финансирования бюджета, торговый дефицит и возможное уменьшение международной помощи. Девальвация создаст дополнительную нагрузку на экономику из-за подорожания импорта и роста стоимости обслуживания долгов.
Еще одной критически важной проблемой является разрушение энергетической инфраструктуры. Повреждение электростанций и энергосетей означает, что даже после завершения активных боевых действий экономика не сможет быстро восстановиться. Промышленные предприятия будут вынуждены работать в условиях нестабильного электроснабжения, что будет тормозить производство и снижать конкурентоспособность украинских товаров на международных рынках.
Аграрный сектор, остающийся ключевым для экономики, также находится под большой угрозой. Из-за ограничений в логистике, минировании полей и нехватке финансирования украинские аграрии могут сократить посевные площади на 15-20% в 2025-2026 годах. Это приведет к снижению экспорта зерновых и масличных культур и уменьшению валютных поступлений в страну.
Однако все же главным риском остается потеря инвестиционной привлекательности Украины. Если до 2022 года международные компании рассматривали страну как перспективный рынок для вложений, то теперь они не готовы рисковать капиталом в зоне войны.
Сценарий дальнейшего экономического развития Украины в ближайшие годы выглядит очень сложным и неутешительным. Даже при условии активной международной поддержки и реформ выход из кризиса будет длительным. Украина вынуждена будет радикально пересмотреть свою экономическую стратегию во избежание худших последствий: неконтролируемой инфляции, долговой ловушки и потери конкурентоспособности на мировом рынке.
Если правительство продолжает душить бизнес непосильными налогами и постоянными проверками, наращивать долги, тратить космические суммы на неэффективные государственные программы (такие как арктические исследования во время войны) и латать бюджетный дефицит новыми заимствованиями, не создавая условий для развития собственного производства, то экономика окончательно увязнет. Без эффективных программ поддержки предпринимательства и инвестиций в промышленность страна будет зависимой от внешней помощи, а любые попытки восстановления будут обречены на провал. Гривна потеряет устойчивость, цены взлетят до критического уровня, а рабочие места будут исчезать быстрее, чем их успевать создавать. В такой реальности бизнес не будет развиваться, а выживать, а государство вместо экономического подъема получит новую волну обнищания и социального недовольства.
Ситуация в стране зависит от того, насколько эффективно правительство сможет найти баланс между заимствованиями и экономическим развитием своих предприятий. Если долговое бремя продолжит расти без реформирования экономики, страна рискует оказаться в состоянии перманентной долговой зависимости, когда львиная доля бюджета идет на обслуживание кредитов, а возможности для развития практически отсутствуют. Альтернативный сценарий предполагает пересмотр подходов к финансированию бюджета, активизацию инвестиционной политики и уменьшение расходов на неэффективные государственные программы, такие как арктические исследования.