Профицит без дотаций: что действительно стоит за отчетом Пенсионного фонда Украины

После нескольких лет хронического дефицита и стабильной дотационной зависимости от государственного бюджета Пенсионный фонд Украины неожиданно отчитывается о профиците в 2024 году — впервые за многие годы без копейки трансферта из бюджета на покрытие дефицита. Такая финансовая отчетность выглядит как переломный момент в долгой истории дефицита и зависимости от казначейских переводов. Формально это знак стабилизации и означает, что фонд получил больше, чем потратил. Однако фактически повод для серьезного анализа. За сухими цифрами стоят не только налоговые поступления и изменения на рынке труда, но и сложная демографическая ситуация, сокращение количества получателей пенсий, миграция, военные реалии. То, что смотрится как фуррор, может оказаться побочным эффектом большой утраты. Как сформировался профицит Пенсионного фонда? Что он действительно означает и почему поспешные выводы об успехах системы могут быть преждевременными.
О чем идет речь в отчете Пенсионного фонда Украины
За итогами 2024 Пенсионный фонд Украины впервые за длительное время завершил бюджетный год без дефицита и привлечения дополнительных средств из государственного бюджета. Как отмечено в отчете, ПФУ смог выполнить все свои финансовые обязательства без привлечения дотаций из государственного бюджета. Как отмечают в учреждении, это «существенный излом» в финансовой динамике: еще в 2023 году на покрытие дефицита было потрачено 26,5 миллиарда гривен бюджетных средств. Теперь же, согласно официальному отчету, поступления превысили расходы, и год завершился с положительным сальдо.
Общая сумма доходов Пенсионного фонда за 2024 год составила 860,7 миллиарда гривен. В это же время расходы составили 854,5 миллиарда. Это означает, что у Фонда образовался профицит в размере 6,2 миллиарда гривен. При этом основным источником доходов по-прежнему остаются страховые взносы, в том числе единый социальный взнос, взимаемый из фонда оплаты труда во всех секторах экономики.
Большая часть расходов, как и ожидалось, была направлена на пенсионное обеспечение. В течение года Пенсионный фонд произвел выплаты 10,3 миллионам граждан. Общая сумма таких выплат достигла 736,2 миллиарда гривен. Пенсии начислялись с учетом действующего законодательства и специфических положений, введенных в период действия военного положения. В отчете сообщается, что в 2024 году было назначено 436 тысяч новых пенсий.
Постепенный рост пенсионных выплат также был зафиксирован в динамике среднего размера пенсии. Если в начале года, по состоянию на 1 января 2024 года, средняя пенсия в Украине составила 5385 гривен 25 копеек, то уже через год, на 1 января 2025 года, она достигла 5789 гривен 5 копеек. Это означает, что средний размер пенсии вырос на 403 грн 80 копеек или на 7,5% в течение года. Минимальный размер пенсии по возрасту на конец отчетного периода установлен на уровне 2361 гривны.
Помимо базовых пенсий Пенсионный фонд отмечает, что в 2024 году выполнял ряд других социальных функций. В частности, речь идет о целевых выплатах отдельным категориям граждан. За год было профинансировано 1,3 миллиарда гривен на пенсии для лиц, имеющих особые заслуги перед Украиной, а также ветеранов войны и работников с вредными условиями труда. Это направление финансирования является отдельным в структуре расходов и не входит в общее пенсионное обеспечение.
Кроме того, в сферу ответственности Пенсионного фонда входили страховые выплаты в случаях временной нетрудоспособности и несчастных случаев на производстве. По данным отчета, в 2024 году на эти цели было направлено 33,6 миллиарда гривен. Еще одно большое направление – финансирование жилищных субсидий и льгот. В общей сложности на эти нужды было потрачено 39,6 миллиарда гривен. В эту сумму входит и оплата жилищно-коммунальных услуг, и компенсации на приобретение твердого или жидкого печного топлива, а также сжиженного газа.
Также ПФУ сообщает, что в рамках выполнения международных обязательств Украины в 2024 году были осуществлены своевременные переводы пенсий гражданам Украины, постоянно проживающим за границей. В целом выплаты в пользу украинских пенсионеров были осуществлены в 15 странах мира на сумму 167,2 тысяч долларов США и 6 071,8 тысяч евро. В то же время иностранные граждане, проживающие в Украине и имеющие право на пенсионное обеспечение согласно действующим международным договорам, получили выплаты на сумму 0,4 тысяч долларов США и 5 617,3 тысяч евро.
Как отмечается, за весь отчетный период Пенсионный фонд Украины не только обеспечил выплату пенсий, но и профинансировал значительную часть других социальных программ, которые обычно предусматриваются в бюджете Министерства социальной политики. Все эти обязательства были исполнены без дополнительных ассигнований из государственного бюджета, исключительно за счет собственных доходов Фонда.
Данные отчета свидетельствуют о полноценном выполнении финансового плана Фонда, своевременной индексации пенсионных выплат, росте среднего уровня пенсий и стабильном обеспечении социальных выплат в расширенном формате — от страховой помощи до льгот на оплату коммунальных услуг.
За счет чего Пенсионный фонд в 2024 году вышел в профицит
Отчет Пенсионного фонда Украины выглядит как крупное финансовое достижение, однако он является симптомом более глубоких процессов, трансформирующих социальную структуру страны в условиях войны, демографических изменений и рынка труда, находящегося в неустойчивом балансе. Формально доходность фонда объясняется несколькими факторами: ростом доходов от единого социального взноса, сокращением расходов на пенсии, детинизацией труда и уменьшением количества получателей пенсий. Однако за этими цифрами скрывается сложная и некомфортная правда о том, на чем именно держится это «финансовое равновесие».
В 2024 году общие расходы Пенсионного фонда составили 854,5 млрд грн, что на 108,2 млрд грн больше, чем в 2023 году. Но, несмотря на это, фонд избежал дефицита. Причиной тому является не столько рост поступлений, сколько неожиданное снижение пенсионных расходов. Вместо запланированных 502,9 млрд. грн. на пенсионное обеспечение фактически потратили 477,2 млрд. грн. Это почти 26 млрд грн «экономии», которая на самом деле является отражением социальных потерь.
Количество пенсионеров в Украине в течение года уменьшилось почти на 173 тыс. лиц и по состоянию на 1 января 2025 года составила 10,34 млн. Это не только следствие естественной смертности. Значительная часть пропавших из реестров – это пенсионеры, которые выехали за границу и не обратились за выплатами или находятся на оккупированных территориях, где нет технической возможности обслуживать пенсионные счета. Такое сокращение не является победой социальной политики, оно просто означает, что людей, которые должны получать поддержку от государства, уменьшается. И это далеко не из-за их улучшенного благополучия.
Фото: www.pfu.gov.ua/Отчет[/подпись]Кроме того, дополнительным источником стабилизации стали усилия по детенизации занятости. В 2024 году легализовали 77,1 тыс. рабочих мест, что принесло 136,6 млн. грн. дополнительных поступлений от единого социального взноса. Также количество юридических лиц – плательщиков ЕСВ – возросло на 24,9 тыс. Но несмотря на это, общее количество плательщиков сократилось на 7,7 тыс., и сейчас составляет 2,827 млн. Это свидетельствует об изменениях в структуре бизнеса: активность сосредотачивается на крупных и средних предприятиях, тогда как мелкий бизнес, особенно в регионах, приходит в упадок или вообще исчезает с правового поля.
В то же время на рынке труда фиксируется уменьшение количества работников с зарплатами ниже минимальной. В декабре 2024 года таких было 1,05 млн человек — это 11,9% всех наемных работников, тогда как в декабре 2023-го — 13,2%. Но снижение этой доли не обязательно свидетельствует о росте доходов. Часть работников либо потеряли работу, либо перешли в «серую» зону. Статистика не отражает динамику реальной покупательной способности: рост средней зарплаты и средней пенсии не компенсирует инфляцию, особенно в условиях военной экономики.
Наряду с этим в структуре самих пенсий наблюдается глубокое неравенство. Средняя пенсия выросла на 7,5% и составляет 5789 грн., но этот прирост значительно ниже, чем в 2023 году (16,5%). Минимальная пенсия осталась на уровне 2361 грн. В региональном разрезе шокирующие контрасты: если в Киеве средняя пенсия превышает 8000 грн, то в Тернопольской области — всего 4485 грн. То есть государство не преодолело базовую проблему пенсионной несправедливости.
Все эти факторы позволили Пенсионному фонду не только удержаться на плаву, но и завершить год с профицитом. Но он побочный эффект критических тенденций: депопуляции, выезда трудоспособного населения, сужение социальной базы получателей помощи, сокращение расходов на поддержку самых уязвимых. Рост поступлений — частично заслуга более эффективного администрирования ЕСВ, но в еще большей степени — индексаций и повышения номинальных зарплат, не всегда соответствующих реальной стоимости жизни.
Следует отметить, что в отчете Пенсионного фонда Украины за 2024 год фиксируются показательные цифры, иллюстрирующие как социальные, так и экономические сдвиги. Да, минимальная пенсия в течение года оставалась неизменной — 2361 грн. Это означает, что даже при инфляционном давлении базовый уровень пенсионного обеспечения не пересматривался, а значит, покупательская способность наименьших пенсий фактически снизилась. В то же время в пределах страны сохраняется значительный региональный разрыв: если в Тернопольской области средний размер пенсии составляет всего 4485 грн, то в Киеве он достигает 8018 грн. Такая разница почти вдвое демонстрирует неравномерный доступ к ресурсам и существенную зависимость социального обеспечения географии проживания.
Показатели рынка труда также свидетельствуют о заметных изменениях. Общее количество наемных работников в 2024 году составило 8,84 млн. Из них только 15% получают зарплату меньше минимальной — для сравнения, в 2022 году таких было более 23%. Это может свидетельствовать либо о частичной детенизации доходов, либо о структурных изменениях, связанных с сокращением низкооплачиваемой занятости.
Наибольшая доля работающих – 45,2% – получает заработную плату в пределах от 20 до 120 тысяч гривен в месяц. Этот сегмент растет, и это единственное из пяти значений, указывающее на постепенную концентрацию среднего дохода. Еще 3,2% работников имеют зарплату более 120 тысяч гривен — тогда как в 2022 таковых было всего 2,2%. Этот рост в верхнем сегменте доходов указывает на дальнейшее расслоение внутри рынка труда.
Вместе эти показатели формируют общую картину социальной асимметрии: минимальные пенсии не растут, региональные разрывы остаются значительными, а зарплатная структура демонстрирует уменьшение бедности «на бумаге» и рост числа работников со средним и высоким доходом. Но этот сдвиг не обязательно означает равномерное улучшение благосостояния, он лишь фиксирует изменение пропорций в зарегистрированном секторе, не затрагивая теневой или утраченной части экономики.
Следовательно, профицит Пенсионного фонда в 2024 году не доказательством оздоровления финансовой системы, а индикатором ее адаптации к военному дефициту человеческого ресурса. Он не стал результатом реформ, а есть следствие потерь — человеческих, демографических, социальных. Такая модель баланса не имеет долгосрочной перспективы, она работает только в условиях вынужденной экономии и вымывания получателей выплат. Как только война завершится, беженцы начнут возвращаться и возобновится полная пенсионная инфраструктура на освободившихся территориях, нагрузка на фонд снова возрастет, и нынешний профицит превратится в дефицит.
Настоящее финансовое оздоровление невозможно без пересмотра принципов пенсионной системы: перехода от проедания к накоплению, от пассивного начисления к активному страхованию, от регионального перекоса к социальному равновесию. Удержание иллюзии стабильности на фоне войны является опасной ловушкой. Профицит, полученный за счет уменьшения количества живых пенсионеров, не может служить основанием для оптимизма.