«С 1918 года мы абсолютно сознательно культивировали презрение к умственному труду»: Элла Либанова об образовании и демографии в Украине

В современной Украине вопросы демографии, образования и рынка труда приобретают особую актуальность. Война, массовая миграция, социальные трансформации – это влияет на будущее страны. Элла Либанова, известная ученая, директор Института демографии и социальных исследований имени Михаила Птухи, поделилась своими взглядами на вызовы, стоящие перед Украиной в сфере демографии и образования.
«Школа должна быть местом для детей: их общения, развития, социализации, а уже потом обретение ими новых знаний. Обратите внимание, что это я поставила не на первое место, хотя это чрезвычайно важно. Но когда мы начинаем говорить, что в каждом селе должна быть школа, мне плакать хочется. Вопрос не в деньгах, это мало что дети, это очень вопрос бюджета. дети, очевидно, не могут получить там нормальное образование.
Если один и тот же учитель приходит и читает географию и историю – у меня уже сомнения. А если это химия и физика? Но с другой стороны, обратите внимание на то, каких результатов достигают наши дети за рубежом. В 2023 году был обратный процесс, в Украину возвращались мигранты. Подавляющая их часть возвращалась из-за того, что дети среднего школьного возраста были недовольны качеством образования в Германии, Польше, Чехии. – отметила Либанова.
Она подчеркнула, что школа выполняет несколько важных функций, и обучение – только одна из них. Важно обеспечить пространство для развития и общения детей, что должно стать основой для качественного учебного процесса.
Говоря о влиянии демографии на образование, Либанова отметила, что первым вызовом является выезд большого количества молодежи за границу. ехать. То есть, грубо говоря, – 4,5 миллиона. Треть военных мигрантов – это дети и подростки до 18 лет.
Она также обратила внимание, что «70% украинских женщин – военных мигранток имеют высшее образование. Во-первых, ехали горожане, львиная часть уехала в первые две недели. Преимущественно выезжали из Киева и Харькова – городов с наиболее образованным населением. И вы понимаете, что общий уровень образованности населения сейчас снизился.
«Поляки говорят, что, если взять реально трудоспособных — то есть женщин трудоспособного возраста за исключением тех, у кого есть маленькие дети и больные члены семьи, — более 80%. Если смотреть данные Евростата о численности безработных, то по моим подсчетам 18% — уровень безработицы наших работ. нам не дают.
Есть рынок труда. Есть в нем зарегистрированный сегмент, а есть – незарегистрированный. Причем, это не обязательно касается нелегальной занятости. Если у человека нет работы, у него есть три пути. Первый – она идет в центр занятости и регистрируется. Она попадает в эти же проценты. Второй путь – она не идет в центр занятости, самостоятельно ищет работу. Третий – она ничего не делает и сидит без работы. Когда мы говорим о 80% – речь идет о зарегистрированной безработице. Это статистика центра занятости. Сегодня мужчина побежит зарегистрироваться в центр занятости?» – отметила эксперт.
Говоря о кадровом дефиците в образовании, Либанова отметила, что государству не придется привлекать иностранных специалистов. Она подчеркнула, что «необходимо будет вводить разные формы образования. Необходимо будет объединять школы — школа, в которой 10-12 учеников, это ненормальный уровень образования».
Что касается мнения о том, что «нет школы — нет села», Либанова выразила категорическое несогласие:
«Когда говорят, что «нет школы – нет села», это неправда. На самом деле «нет работы – нет села». Для чего школа? Давайте сами себе честно ответим. Для того чтобы дети получали образование? Для того, чтобы учителя имели работу? Или для того, чтобы было место общения?».
Комментируя ситуацию с обучением украинских детей за границей, Либанова отметила, что в 2023 году наблюдался обратный процесс – в Украину возвращались мигранты. Подавляющая часть их возвращалась из-за того, что дети среднего школьного возраста были недовольны качеством образования в Германии, Польше, Чехии.
Либанова также отметила важность понимания разницы между знаниями (education) и навыками (skills):
«По моему глубокому убеждению для человека важно education, а для рынка труда — skill. И в этом огромная разница. И вот PISA ориентирована именно на skill, он не проверяет education. Если мы говорим о skill, то нам, кроме менеджеров по продажам, никто не нужен. Для меня критически важно — человек».
Говоря о будущем образования, Либанова выразила мнение, что учителя должны сосредоточиться на развитии у детей умения анализировать, логически мыслить и критически оценивать информацию.
«Школа должна выполнять воспитательную функцию, но она не должна подменять родителей. Меня учили, что есть вещи, которые передаются с молоком матери, и это – на семье: как относиться к старшим по возрасту людям, как относиться к своим обязанностям, как любить – это семья; как вести себя в обществе, как играть в команде – это школа».
Она также отметила необходимость создания хабов для обучения детей украинским предметам за рубежом:
«Я пытаюсь сейчас донести Чернышеву (Алексей Чернышев — Вице-премьер-министр Украины — Министр национального единства Украины — ред.), в его окружение идею об использовании образовательного и медицинского потенциала. Министерство сейчас нацелено на создание хабов для наших военных мигрантов — их должно быть несколько в Польше, Германии, Германии. будут предоставлять, во-первых, публичные услуги – это консульские, паспортные.
Очень важно, чтобы дети могли там учить украинский язык, литературу и историю, то есть сохранять свою украинскость. Потому что идея, чтобы наши дети там учились еще в онлайн-школе, мне не очень нравится, дети не выдерживают эту нагрузку. Но учиться там в воскресной школе – это классная возможность, и это можно делать через хабы. И вот к этим хабам, мне кажется, желательно было бы приобщить наших преподавательниц. Поляки и немцы очень упростили процедуру нострификации, а для медиков поляки практически ее ликвидировали».
Либанова подчеркнула, что решение демографических и образовательных проблем требует комплексного подхода, внимания к каждому элементу системы и поддержке со стороны государства.
«Для меня критически важно человеческое развитие, а это прежде всего — образование. Если мы хотим что-то сделать, мы должны прежде всего влиять на психологию учителей. И, кстати, не речь главное, а сознание. Я так много знаю военных, которые три слова не могут связать на украинском языке, но бьются с первого дня свою Украину и но сражаются с первого дня за Украину.
В исследовании «Освітории» и агентства FAMA говорится, что более 40% учителей настроены уйти из профессии до 2030 года.
И это не могло не отразиться в результате на психологии значительного количества людей. Например, что кухарка может руководить государством, что революции не нужны математике – это я о французской революции. Зарплата в рабочих профессиях ставилась в разы больше, чем у инженера на том же заводе, и это неправильно. Это была принципиальная ошибка. Мы это закладывали и соответствующим образом снижали планку идущих туда быстро этого исправить нельзя. У нас считается, что двухнедельные курсы в Трускавце для депутатов – достаточно, чтобы они стали специалистами по экономике. Слава богу, в правительстве такого нет», – считает эксперт.
Таким образом Элла Либанова акцентирует внимание на том, что для восстановления страны важно не только возвращать мигрантов, но и создавать условия для сохранения культурной идентичности, развития качественного образования и формирования ответственного отношения к будущему.