Повышение налогов во время войны: нардеп Роксолана Подласа прокомментировала законопроект
Доработанный законопроект по повышению налогов во время войны №11416-д был зарегистрирован в Верховной Раде, о чем сообщается на официальном сайте парламента. Авторами законопроекта выступили народные депутаты Даниил Гетманцев и Андрей Мотовиловец из фракции «Слуга народа», а также Александр Лукашев из депутатской группы «Восстановление Украины».
Ранее сообщалось, что комитет по финансам, налоговой и таможенной политике рекомендовал Верховной Раде принять этот доработанный законопроект за основу, предусматривающую повышение налоговых ставок. Председатель комитета Даниил Гетманцев отметил, что законопроект включает повышение ставки военного сбора с 1,5% до 5%, а также установление военного сбора в размере 1% от дохода для физических лиц-предпринимателей (ФЛП), являющихся плательщиками единого налога III группы, и 10% от минимальной заработной платы для плательщиков единого налога I, II и IV групп.
Народный депутат Верховной Рады IX созыва от партии «Слуга народа», заместитель председателя Комитета по вопросам экономического развития Роксолана Подласа прокомментировала налоговые нововведения:
«Итак, вместо 125 млрд грн в 2024 году мы (возможно) получим 30 млрд грн от повышения налогов. В то же время, потребности сектора безопасности и обороны (обеспечиваемые только внутренними поступлениями) остаются на уровне почти 500 млрд грн.
Какие источники покрытия расходов предлагает Минфин? Сравним правительственный проект 11417 и предлагаемую «комитетскую версию» (которую сегодня рассмотрит Комитет по вопросам бюджета):
Около 115,4 млрд грн – сокращение расходов по обслуживанию и погашению государственного долга (в правительственной версии было -125,6 млрд грн)
Дополнительные около 216 млрд грн планируется привлечь от размещения ОВГЗ (планировалось +160 млрд грн в правительственной версии)
Дополнительно около 100 млрд грн мы получаем от ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЯ налогов и сборов (а планировалось ранее – 76 млрд грн)
Около 12,7 млрд грн – поступления от акцизов на горючее и табак (было – 13,7 млрд грн)
Около 30 млрд грн – это ожидаемые поступления новых налоговых изменений (планировалось 125 млрд грн)
Сокращение/отказ от новых расходов по общему и специальному фонду на 25,5 млрд грн
Основные позиции сокращения расходов:
- 11,2 млрд грн – из Минстратегпрома (из программы «развития ОПК». Это средства так называемого «военного НДФЛ». В то же время, у Министерства остаются средства на этой программе по общему фонду – предусмотрено 7,7 млрд грн в год + остаток накопленного с начала года «военного НДФЛ» по спецфонду – около 32 млрд грн),
- 8,6 млрд грн – неиспользованные средства Минсоцполитики (план заложен в бюджете превысил фактические расходы за 8 месяцев года),
- 4.5 млрд грн – отказались от пополнения Резервного фонда, которое было в правительственной версии (в августе Правительство уже сделало перераспределение почти на 30 млрд грн в пользу Резервного фонда из программы обслуживания долга и других),
- 1 млрд грн – другие сокращения из-за экономии средств в Минмолодежьспорта, Минцифры, Минкульте Мионсвиты, НАПК (по финансированию политических партий), Минреинтегарции, Минвосстановления, ЦИК (по выборам местных депутатов) и другие,
- 662,2 млн грн из Государственной таможенной службы,
- 227,8 млн грн – сократили расходы на содержание органов власти (СКМУ, Госпродпотребслужба, Госстат, ВАКС, Высший суд интеллектуальной собственности, Госгеонадра, Госслужба морского и водного транспорта, Госэнергоэффективности, Госагенство туризма, Госавиаслужба, ГАСУ, Агентство управления госдолгом, Госфин и др.).
В то же время нам придется восстановить расходы на обслуживание государственного долга в сумме +14,9 млрд грн, потому что в августе (после регистрации законопроекта 11417) 24,5 млрд грн было направлено по обслуживанию долга на Резервный фонд Государственного бюджета.
А также создали новую субвенцию для ОМС (+2 млрд грн) на питание учащихся начальных классов.
Еще одна важная норма «комитетской версии» законопроекта 11417 — предлагается изменить принцип распределения «военного НДФЛ» на три месяца 2024 года: сейчас только 25% «военного НДФЛ» идет в общий фонд госбюджета, предлагается увеличить эту долю до 59%, а по специальному фонда оставить 41% и отменить направление «военного НДФЛ» на Минстратегпром (выше писала, что это увеличит ресурс бюджета для ВСУ и других военных на 11.2 млрд грн).