Снова временная защита: что нужно знать украинцам, меняющим страну проживания в Европе

С началом полномасштабной войны миллионы украинцев вынужденно покинули свои дома и переехали в страны Европейского Союза. Для многих это был вынужденный выбор — спасение от опасности, потерянное жилье, угроза для детей. Многие из них поселились в Польше, Германии, Чехии, Италии, Испании, Португалии или других странах, получив временную защиту. Но со временем жизнь меняется. Кто получает работу в другой стране, кто решает воссоединиться с родственниками или изменить среду, где лучше адаптируются дети. Возникает логичный вопрос: можно ли повторно подать заявление на временную защиту в новой стране, если вы уже воспользовались этой возможностью в другой?
Один человек – один статус: общее правило для стран ЕС
Этот вопрос сложен и не имеет универсального ответа. Он зависит от законодательства конкретного государства, его подхода к имплементации европейской директивы о временной защите, текущей нагрузке на миграционную систему и истории пребывания личности в ЕС.
Правовой основой временной защиты украинцев в ЕС стала Директива Совета ЕС 2001/55/EC. Она предполагает, что временная защита предоставляется в рамках Союза, но реализация этого права возложена на национальные правительства. По этой причине большинство стран трактуют принцип следующим образом: временную защиту можно иметь только в одной стране ЕС одновременно.
Это означает, что если человек зарегистрировался в Польше, он не может автоматически обратиться в Германии или Франции за таким же статусом без предварительного официального отказа от защиты в Польше. Такой подход призван предотвратить дублирование регистраций, злоупотреблений и так называемого «миграционного туризма», когда лица подаются в нескольких странах, выбирая более выгодные социальные пакеты.
Где украинцы могут получить временную защиту повторно
Некоторые страны ЕС занимают более гибкую позицию по повторному представлению. Они допускают обращение после официального прекращения статуса в другом государстве, если у человека не было других защит в промежутке или находится легально на территории новой страны.
Например, Германия принимает повторные обращения при условии, что предыдущий статус аннулирован. Официальный отказ или снятие с учета – обязательное условие. Местные органы (Ausländerbehörde) рассматривают каждый случай индивидуально.
Испания также позволяет обращаться повторно. Документы подаются через центры CREADE в больших городах. Человек должен иметь подтверждение прежнего статуса.
В Португалии подход еще более мягкий. Она часто принимает даже украинцев, которые имели защиту в других странах, если они подали официальное заявление о прекращении предыдущего статуса. Обращения подаются через миграционную службу AIMA.
Подобные подходы имеют Румыния, Хорватия, Нидерланды, Бельгия, а также Чехия, если предварительная защита завершилась к 31 марта 2025 года. Правда, в Чехии повторное обращение не гарантирует предоставление всех льгот, действовавших во время первой защиты.
Где повторное представление, вероятно, будет отклонено
В то же время есть государства, официально или на практике не поддерживающие повторное предоставление временной защиты. Речь идет прежде всего о Польше, Норвегии, Швейцарии и в отдельных случаях — Чехии. Эти страны считают, что временная защита – это гуманитарная реакция на первоначальный кризис, а не миграционный механизм. Следовательно, повторные обращения расцениваются как попытка обойти систему или получить льготы дважды.
Польша четко указывает: временная защита возможна один раз. Если человек уже имел такой статус в любой стране ЕС, даже после отказа, в Польше он получит отказ. Остается только право на краткосрочное пребывание до 90 дней без доступа к льготам.
Норвегия (не ЕС, но часть Шенгена) используется принципом первой страны регистрации согласно Дублинскому соглашению. Если человек уже имел защиту в другом государстве, его могут депортировать или автоматически отказать в рассмотрении дела.
Швейцария также требует, чтобы лицо не получало защиты ни в какой другой стране. Даже формальный отказ не изменяет подход.
Повторное обращение после потери статуса: учитывающие страны
Бывают случаи, когда украинец имел временную защиту, но:
– не успел его продлить;
– выехал из страны более чем на 90 дней;
– потерял документы или регистрацию;
– вернулся в Украину на время.
Это не всегда делает невозможным повторное представление — все зависит от страны. В частности, Германия, Испания, Италия, Португалия, Бельгия, Хорватия допускают повторное обращение, если человек обосновывает потерю статуса и не получал защиты в другой стране после этого.
В каждом случае миграционные службы обращают внимание на:
– причину потери предварительной защиты;
– сроки пребывания за пределами страны;
– было ли подано новое заявление в другой стране ЕС;
— имеет ли лицо документы, подтверждающие предыдущий статус;
— есть ли она в информационной системе Eurodac или других реестрах.
Какие документы нужны для повторного обращения
Чтобы подать заявление на временную защиту повторно, необходимо:
– официальное подтверждение аннулирования предыдущего статуса (письмо, решение, справка);
– мотивационное объяснение переезда (работа, обучение, семья);
– документы, удостоверяющие личность и проживание (паспорт, справка об адресе);
– в некоторых странах – дополнительные справки или письменное объяснение обстоятельств.
Советы тем, кто планирует повторное представление
- Не торопитесь переезжать без анализа миграционной политики новой страны.
- Официально снимитесь с учета в той стране, где имели временную защиту.
- Храните все документы – даже электронные письма, справки, скрины с порталов.
- Обратитесь к юристу или миграционной НПО, если ситуация нестандартна или риск депортации.
- Не медлите с представлением — чем больше времени проходит с момента утраты статуса, тем сложнее доказать объективные обстоятельства.
Повторное обращение за временной защитой в Европе не запрещено в целом, но зависит от законодательства конкретной страны и обстоятельств, при которых был утрачен или завершен предыдущий статус. Для украинцев, планирующих переезд, важно заранее узнать требования новой страны, не скрывать факт предварительной регистрации и подготовить всю документацию. Система сложная, но для тех, кто действует прозрачно и обоснованно, защита остается открытой.