Триггер финансового кризиса: грозит ли Украине дефолт

1 августа заканчивается двухлетний мораторий на выплаты государственного долга частным иностранным владельцам облигаций, составляющих 15% ВВП в год. У нашей страны есть луна, чтобы избежать дефолта. При этом МВФ настаивает на списании долга, но за оставшийся месяц это соглашение маловероятно.
Что скрывается за страшным словом дефолт и какие могут быть сценарии развития событий в Украине?
Дефолт – это состояние в кредитных отношениях, наступающее, когда заемщик не выплачивает свои долги или платежи. То есть это нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность проводить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять другие условия договора займа. Понятие «дефолт» может применяться как к государству, так и к предприятию. Он возникает, когда страна не может своевременно и в полном объеме выполнить свои долговые обязательства, что приводит к переговорам с кредиторами о списании части долга и переносе сроков выплат. В самом худшем случае страна может отказаться от выплат по долгам, однако Украина такого никогда не делала.
Если дефолт объявляет предприятие, оно может быть ликвидировано, однако страна в этом случае продолжает функционировать. Но в течение 5-7 лет она не может производить заимствования на внешних рынках, кроме специализированных организаций, таких как МВФ и Всемирный банк.
Текущая ситуация в Украине в 2024 году
17 июня Министерство финансов заявляло, что в ходе официальных переговоров Украина не смогла достичь согласия с группой владельцев облигаций по реструктуризации международного долга на сумму около 20 миллиардов долларов США. Министр финансов Сергей Марченко предложил кредиторам соглашение, которое должно снизить 60% от текущей стоимости долгов, но кредиторы отказались, считая 22% скидки более приемлемыми условиями.
Ранее председатель Комитета Верховной Рады по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетманцев заявлял, что по итогам 2023 года государственный долг Украины превысил 5,5 трлн гривен, увеличившись с начала полномасштабного вторжения России вдвое.
Как отмечают в правительстве, в настоящее время объективных причин для дефолта в Украине нет. Экономика демонстрирует определенный рост, а бюджетный дефицит находится в пределах, установленных МВФ. При этом идут заявления о том, что правительство способно своевременно выполнять свои долговые обязательства.
Возможные сценарии развития событий
Если не будут достигнуты соглашения с кредиторами, у Украины может быть два варианта развития событий.
Вариант 1: Договориться о продлении заморозки выплат по долгу.
В таком случае правительство Украины продолжит активные переговоры с кредиторами, пытаясь достижения компромисса, предусматривающего заморозку выплат по долгу до 2027 года. Возможно, будет подписано так называемое standstill соглашение о заморозке долга. Это означает, что долг считается в дефолте, но стороны обязуются вести переговоры по решению проблемы, и пока никаких других действий не будет. Однако для подписания такого соглашения необходимо согласие кредиторов, поэтому это не гарантировано. Но вероятность этого есть.
Если не будет ни согласованной реструктуризации, ни соглашения о заморозке долга, кредиторы могут начать подавать в суд на нашу страну. Это не будет иметь каких-либо быстрых и очевидных последствий, и, скорее всего, усложнит ситуацию с привлечением международного финансирования, а также создаст негативный информационный фон.
Если все же будет достигнута договоренность о реструктуризации, то это, в принципе, также будет своеобразным дефолтом, но у него не будет существенных негативных последствий для Украины. Напротив, способность конструктивно и профессионально работать с частными кредиторами (с МВФ и т.п.) во время войны и демонстрировать добрую волю – это вклад в репутацию Украины.
При этом в государстве будет наблюдаться уменьшение давления на государственный бюджет, а также возможность направить больше средств на развитие экономики и социальные программы. Кроме того, будет определенный приток иностранных инвестиций, сбережение стабильности социальных выплат и пенсий.
Сдержанность частных инвесторов отражает не только финансовые перспективы Украины. В обычных условиях реструктуризации кредиторы делают ставки на экономические перспективы страны. Но когда речь идет о кредитовании страны, которая находится в состоянии войны, они делают дополнительную ставку на ее победу. При этом большинство зависит от уровня поддержки со стороны Запада. Налогоплательщики могут устать от постоянных расходов в миллиарды долларов.
Дональд Трамп, скептически относившийся к оказанной помощи, все больше выглядит вероятным кандидатом на возвращение в Белый дом в ноябре. Владельцы облигаций также скептически настроены по поводу планов долгосрочного восстановления Украины в случае ее победы. Несмотря на то, что союзники и МВФ утверждают, что реструктуризация сейчас позволит Украине вернуться на финансовые рынки после окончания войны и списания долгов, инвесторы сомневаются, что этот день наступит.
Они, скорее всего, считают, что эта реструктуризация станет первой из многих попыток союзников Украины переложить финансовое бремя войны и расходы на восстановление из государственного сектора в частный.
Сценарий 2: Объявить дефолт.
В таком случае будет приостановка экономического роста страны, девальвация национальной валюты из-за снижения притока инвестиций, отказ некоторых инвесторов от вложений в частные компании, сокращение бюджетного дефицита из-за необходимости уменьшения расходов или повышения доходов, что часто приводит к сокращению социальных и инвестиционных программ. Также в результаты дефолта первыми это ощущают на себе уязвимые слои населения из-за снижения зарплат, пенсий и социальных выплат. То есть бедные становятся еще беднее. При этом выиграть могут те, кто не побоится инвестировать в Украину, поскольку украинские активы станут дешевле. Скорее всего это будут инвесторы, которые смогут получить от правительства гарантии защиты своих инвестиций.
Однако у дефолта есть определенные положительные моменты — девальвация может сделать товары отечественных экспортеров более конкурентоспособными. Кроме того, есть возможность договоренностей с МВФ о финансовой поддержке в обмен на проведение реформ.
Дефолт в Украине в 1998 году
Украина уже объявляла дефолт в 1998 году, он тогда был частью более широкого экономического кризиса, охватившего многие страны постсоветского пространства после распада СССР. Экономика Украины в то время была очень нестабильной – к 1998 году валютный курс был около двух гривен за доллар, затем стал пять гривен за доллар. Следовательно, инфляция была высока, а национальная валюта значительно обесценивалась. В то же время у Украины был значительный внешний долг, который трудно было обслуживать из-за нехватки валютных резервов. Высокие процентные ставки по долговым обязательствам также усложняли ситуацию.
Серьезное влияние на экономику Украины оказал тогда финансовый кризис в России, который в то время был одним из главных торговых партнеров нашей страны. Этот кризис привел к сокращению экспорта и снижению доходов Украины. Кроме того, тогда, как и сейчас, коррупция и отсутствие реформ привели к экономическому кризису. Однако, несмотря на тяжелые условия, Украина смогла постепенно восстановиться после кризиса благодаря поддержке МВФ, международным финансовым институтам и внедрению определенных экономических реформ.
С 2000-х годов в мире начался быстрый экономический рост, значительно вырос спрос на ресурсные товары – металлы, сельхозпродукцию и т.п., что способствовало развитию Украины. Однако в настоящее время из-за войн ожидается замедление роста мировой экономики, поэтому так, как тогда, сейчас не будет. Достоверный дефолт Украины подорвет доверие к ней со стороны инвесторов и будет катастрофическим для восстановления страны.