Дети войны

Учебники за миллиард во время войны: кто и как зарабатывает на образовательных закупках, пока дети нуждаются в помощи

Во время войны тысячи украинских семей остались без домов, средств к существованию, привычному быту. Особенно уязвимы в таких условиях дети — те, кого война лишила стабильности, доступа к качественному образованию, психологическому комфорту и элементарному ощущению безопасности. Для многих из них единственной условной опорой становится школа, которая, несмотря на военное положение, дистанционное обучение или нехватку ресурсов, продолжает работать. Поэтому общество особенно чувствительно реагирует на то, как государство тратит средства в сфере образования. На этом фоне особое беспокойство вызывает недавнее решение Министерства образования и науки Украины заказать печать учебников для восьмиклассников на общую сумму более 1 миллиарда гривен.

Что заказало Минобразования: без торгов и с рекордной стоимостью

В течение двух недель — с 7 по 21 мая 2025 года — государственное научное учреждение «Институт модернизации содержания образования», которое подчиняется Министерству образования и науки, подписало ряд соглашений о печати школьных учебников для 8 класса на общую сумму более 1,06 миллиарда гривен. Закупки были проведены без открытых тендеров — согласно действующему порядку именно те издательства, которые имеют исключительные имущественные права на избранные МОН учебники, получают заказ автоматически. То есть конкуренции на рынке не было. Об этом сообщают «Наши деньги».

Основная часть средств — более 580 миллионов — досталась трем компаниям: харьковскому ООО «Издательство «Утро», киевскому ООО «Генеза» и тернопольскому ООО «Астон». Наибольшим бенефициаром стала компания «Утро» — более 242 миллионов гривен. русский обстрел типографии «Фактор-печать» в Харькове.

Самые дорогие учебники

Наибольший резонанс вызвала стоимость одного из учебников — интегрированного курса «Украинский язык, украинский и зарубежный литературы», созданного издательством «Утро». Его тираж – всего 481 экземпляр, а стоимость одного экземпляра – 3 900 гривен. Учебник состоит из двух частей, каждая по 240 страниц. Общая стоимость этого отдельного заказа – почти 3,8 миллиона гривен.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Украинские школы получат деньги на строительство укрытий от платформы UNITED24

Расходы на полиграфическую часть составляют 2081 грн. Остальная сумма включает авторское вознаграждение, оформление, редактирование, верстку, бумагу, картон, пленку и разрешенную законом 5% рентабельность. В подобной ситуации оказался и предыдущий проект — аналогичный учебник для 7 класса, заказанный тем же издательством в 2024 году: 209 экземпляров по 3 976 грн каждый. Но там на печать приходилось всего 235 грн, остальные расходы также уходили на «общеиздательские нужды».

В десятке самых дорогих учебников оказались также издания для учащихся школ с польским, венгерским, болгарским и французским языками обучения. К примеру, учебник по польскому языку от издательства «Мир» обойдется государству в 2 503 грн за экземпляр при тираже 220 штук. Бумага и печать в этой сумме составляют всего 306 грн, а львиную долю снова составляют расходы на оформление, редактирование и гонорары.

Эти издательства обеспечили «Венгерский язык» (902 грн за экземпляр), «Болгарский язык» (643 грн) и «Французский язык» (660 грн). Все эти издания также имеют сравнительно низкие тиражи — от нескольких сотен до нескольких тысяч экземпляров.

Контраст: самые дешевые учебники

На фоне вышеупомянутых заказов особенно контрастно смотрятся учебники, действительно нужные массовой ученической общественности. Например, «Гражданское образование» от издательства «Образование» будет напечатано тиражом более 217 тысяч экземпляров и стоит всего 58 гривен за экземпляр. Аналогичная ситуация с учебником «Предпринимательство и финансовая грамотность» — 59 гривен за экземпляр при тираже 52 тысячи.

Такой ценовой разрыв объясняется именно количеством заказов: чем меньше тираж, тем выше себестоимость. Но в то же время он демонстрирует приоритеты системы: действительно ли государство вкладывает ресурсы в то, что крайне нужно, или в узкие специализированные проекты, которые, хотя и имеют образовательную ценность, обслуживают очень ограниченный круг учеников.

Кто стоит за издательствами

Информация о владельцах издательств, получивших миллионные контракты, тоже вызывает интерес. «Утро» связано с Виктором Кругловым — основателем компании «Основа», которая в свою очередь аффилирована с фирмами «Триада Принт» и «Веста».

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  В Украине планируется повысить выплаты при рождении ребенка: новая инициатива в контексте демографического кризиса

«Генезу» контролируют Алексей Дубас, Виктор Езловецкий, Олег Фурман и Владлен Маценко, а директором — Николай Чаюн. «Астон» — тернопольское издательство, основанное Иваном Белахом. Именно эти структуры на протяжении многих лет доминируют в сфере государственных заказов школьной литературы.

Политический и репутационный подтекст

Отдельный аспект – содержание и оформление самих учебников. Так, в соцсетях возник широкий резонанс из-за фото общественных деятелей и публичных лиц в учебнике украинского языка для 8 класса. Пользователи активно обсуждали появление портретов Сергея Притулы, Марии Берлинской, Никиты Титова и Василия Байдака. Некоторые восприняли это как признак идеологической заангажированности или навязывания учащимся определенной системы взглядов. Другие же наоборот – как актуализацию современного языка через знакомые лица. В любом случае, реакция общества еще раз продемонстрировала, что школьный учебник в Украине — не только образовательный инструмент, но и предмет политической символики.

Более миллиарда гривен из госбюджета на печать учебников в 2025 году — сумма, которая вызывает противоречивые эмоции. С одной стороны, образование не может остановиться даже во время войны. С другой стороны, когда миллионы детей живут в эвакуации, учатся во временных помещениях или вообще не имеют доступа к стабильному интернету, расходование десятков миллионов на малотиражные учебники с ценой почти в 4 тысячи гривен за экземпляр выглядит, по меньшей мере, дискуссионным.

В это же время государство не всегда способно обеспечить детей уязвимых категорий — переселенцев, детей-сирот, учащихся с прифронтовых территорий даже базовыми вещами: качественной техникой для дистанционного обучения, стабильным интернетом, психоэмоциональной поддержкой. Такое расхождение между целевым использованием средств и реальными потребностями усиливает общественное недоверие и запрос на прозрачность.

Образование во время войны – это ежедневный вопрос справедливости, доверия и ответственности. И именно от того, как и на что государство тратит средства, зависит не только качество учебного процесса, но и будущее детей, которые вырастают в борющейся за свое существование стране.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button