Точка зрения

Учитель рассказал о нелестном сигнале с НМТ-2025, аниматорстве и проблеме государственных школ

В Украине продолжается общественная дискуссия о состоянии школьного образования, роли учителя, разнице между государственными и частными школами, образовательных потерях и месте творчества в учебном процессе. В центре этого разговора есть не только системные документы или законопроекты, но и живые голоса педагогов, которые ежедневно работают с учениками. В соцсетях недавно привлекло внимание многих педагогов и родителей школьников сообщение учителя Андрея Уткина о государственном учебном заведении, в котором администрация запретила ему проводить неформальные встречи с детьми после уроков: играть в настольные игры, петь песни, угощать вкусностями. По словам педагога, именно это стало одной из причин его увольнения.

Сейчас Андрей преподает географию в одной из частных школ Киева, ведет занятия для детей в «Школе Супергероев» на базе «Охматдета» и даже проводит онлайн-уроки по Антарктиде. Он поделился мнениями об «аниматорстве» среди учителей, различиях между государственными и частными школами, важности TikTok в современном обучении.

Андрей Уткин отмечает, что решение покинуть государственную школу не было эмоциональным или мгновенным – оно созревало постепенно. Он столкнулся с целым рядом ограничений, усложнявших развитие и детей, и его самого как педагога. Речь идет не только об административных правилах, но об общем отсутствии гибкости: когда сложно изменить формат урока, внедрить современные подходы или предложить нестандартные решения без лишних согласований. Он добавляет, что вопрос оплаты труда тоже остается актуальным. По ловле учителя, она объективно низка, особенно если учитель хочет быть не просто исполнителем по графику, а развивающимся специалистом, укладывается у детей внеурочным временем, участвует в мероприятиях и работает с вдохновением. А когда ты еще и отец, финансовые нагрузки только растут.

Кроме того, Андрей Уткин считает, что разница в подходе к детям в государственной и частной школе существенно. В частной школе учащийся – это партнер, к которому прислушиваются. В государственной – часто только исполнитель, потому что полноценным партнером ученика делают скорее единичные преподаватели, а не система в целом. Он отмечает, что в частной школе больше гибкости, современных методик, атмосферы доверия и свободы для учителя. Там не боятся экспериментов, а инициатива педагога – это плюс, а не проблема.

В то же время Уткин отмечает, что не делит школы на «плохие» и «хорошие». Есть государственные учреждения, которые работают лучше некоторых частных. Всё зависит от руководства, команды и ценностей. Если учителю дают свободу, если ученика воспринимают как личность, есть вера в живой урок – дети будут учиться с удовольствием. В государственных школах нужно менять не только учебники, а саму логику взаимодействия: меньше страха, больше доверия.

Андрей Уткин также считает, что образовательные потери представляют собой реальность, которую нельзя игнорировать. Однако оставление ребенка на второй год он рассматривает как крайнюю меру, которая должна применяться не массово, а индивидуально и очень обоснованно. В противном случае существует риск еще больше демотивировать тех учеников, которые и так потеряли связь с учебой. И родители, и учителя часто сознательно или подсознательно сравнивают сегодняшних школьников с самими собой в детстве. Но такое сравнение он называет некорректным, поскольку многие нынешние дети переживают совсем другое детство: пандемию COVID-19, полномасштабную войну, дистанционное обучение, тревоги, потерю стабильности. Некоторые ученики, особенно из младших классов, до сих пор не были в школе ни дня вживую. Мы не имеем морального права оценивать этих детей по тем же критериям, что и себя в 2005-м.

Учитель выступает в поддержку: индивидуальные образовательные маршруты, дополнительные консультации, работу с мотивацией. Он убежден: если не изменить подход, есть риск окончательно потерять тех детей, которые уже сейчас чувствуют себя растерянными и отстраненными от школьного процесса. Сегодня им нужно не давление, а понимание, вера и доступ к ресурсу.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  "Верховная Рада разрешила "отжать" землю во второй раз": Ирина Федорив о скандальном законопроекте о принудительном отчуждении земель в Карпатах

Андрей Уткин признает, что нагрузка на учителей действительно огромна – и в частных школах, и в государственных. Однако главное отличие состоит в том, есть ли у учителя чувство смысла и поддержки. В системе, где педагог является лишь орудием отчетности, выгорание неизбежно. Там, где доверие, автономия и возможность творить, даже большой объем работы воспринимается иначе. Он признается, что тоже устает, но спасает то, что работу он выполняет сознательно и с воодушевлением. Его мотивируют дети и благодарный фидбек, получающий после проведения мероприятий. Учитель вспоминает, что когда проводил интегрированные уроки с другими дисциплинами у себя в школе, преподавал в «Охматдете», когда сдерживал игры с учениками или готовил проектный урок с Антарктидой – это не было обязанностью, а искренним желанием.

Уткин подчеркивает, что это его способ не угаснуть, сохранить смысл и чувство контакта с детьми. Он также ориентируется на таких педагогов, как Артур Пройдаков, Руслан Цыганков, Виталий Мелочь (автор YouTube-канала по истории Vox Veritatis), называя их «маяками», освещающими творческий путь как молодым, так и опытным учителям. Для них, как и для него самого, главный источник энергии – это дети, потому что именно они дают тот импульс, ради которого педагоги остаются в профессии.

Андрей Уткин отмечает, что регулярно говорит в соцсетях о важности географии – и под его сообщениями часто появляются подтверждения того, что многие педагоги, родители и даже ученики считают этот предмет недооцененным. Географию избрали очень мало абитуриентов, и в основном это были мотивированные дети, которые знали, зачем им этот предмет, и готовились целенаправленно – самостоятельно или с репетиторами. Но таких учеников единицы, остальные просто не рассматривают географию как нечто серьезное.

Он считает, что это не проблема учащихся, а проблема украинской системы образования в целом. География часто воспринимается как фоновый предмет, «для галочки». Сейчас он находится на грани исчезновения. Ее сводят к названиям столиц и контурных карт, вместо того, чтобы обучать пространственной логике, критическому мышлению, пониманию глобальных процессов. Он подчеркивает, что высокий процент составивших НМТ – это не показатель успешности предмета, а скорее сигнал: географию почти никто не выбирает. И пока не будет изменено отношение к ней – ни программа, ни результаты не станут по-настоящему репрезентативными.

Учитель подчеркивает, что при выборе предметов для НМТ школьники руководствуются не интересами, а тем, что нужно для поступления. Географию же, к сожалению, требуют очень редко – большинство популярных специальностей не нуждаются в ее конкурсном предмете. Поэтому даже те, кто искренне интересуется географией, вынуждены выбирать другие дисциплины, чтобы иметь больше шансов на поступление. Это не вина ребенка, а проблема системы: география снова и снова оказывается на обочине. Что касается самого теста, он с уважением относится к коллегам, которые сдавали НМТ, в частности к Руслану Цыганкову, и сам не исключает такой возможности в будущем.

Уткин соглашается, что в нынешних условиях пройти экзамен является настоящим вызовом. После тревожных ночей, без света, в укрытиях – сосредоточиться и продемонстрировать максимальные знания очень сложно. Экзамен должен оставаться серьезным, но при этом быть справедливым, адаптированным к реалиям и направленным на проверку понимания, а не стрессоустойчивости. В то же время, он отмечает, что, как и большинство учителей, работает по программе НУШ и в целом поддерживает ее философию. Это действительно шаг вперед: деятельностный подход, межпредметность, развитие критического мышления.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  «Чувство беспомощности очень неприятное, особенно для мужчин»: Олег Симороз о проблемах ветеранов с инвалидностью

Однако в качестве учителя-практика он видит и системные проблемы. Программа иногда перегружена, темы представлены фрагментарно, а учебные материалы не всегда соответствуют задекларированным подходам. Он считает, что одной из главных проблем есть нехватка синхронизации между предметами. Когда разные учителя говорят о подобных вещах в разное время, с разной терминологией, без согласования – ученик не видит целостной картины. У него знания распадаются на отдельные фрагменты вместо того, чтобы выстраиваться в логическую систему.

Решить это можно только через сотрудничество как на уровне учителей в школе, так и на уровне предметных команд, которые создают учебные программы. Он не претендует на абсолютную истину, но уверен: пока каждый предмет существует в собственном информационном «вакууме», ребенок будет теряться между ними. А межпредметность будет оставаться лозунгом, а не реальностью.

В последнее время появляется немало упреков в сторону творческих учителей, что они похожи на аниматоров, ведь развлекают детей, снимают Тик-Токи и стараются как можно больше показать в соцсетях. Андрей Уткин рассказывает, что сам дискутирует по этой теме в соцсетях и даже проводил опрос среди учителей, родителей и школьников. Большинство считает, что присутствие педагога в соцсетях не проблема. Все зависит от того, какую цель преследует человек и что транслирует наружу. Детям нравится, когда у них с учителем есть общие интересы, когда учитель не только «говорящая голова», а живая личность. Они ценят, когда педагог может пошутить, принять, понять.

Уткин отмечает, что в современном мире педагог, который заходит в класс с морально устаревшим учебником и начинает с фразы «откройте параграф №…», вступает в соревнование, которое уже проиграло еще до начала. Поскольку дети живут в динамической визуальной среде, он считает, что если мы хотим достучаться до них, должны использовать знакомые им форматы: стримы, тиктоки, интерактивы.

В то же время Уткин отмечает: форма никогда не должна идти впереди содержания. Если нет глубины, подготовки, владения материалом – ни одна картинка не поможет. Соцсеть – это инструмент. Если учитель ведет ее для себя или для близких – это нормально. Но если работает публично как образовательный блоггер, то несет другую ответственность: он должен осознавать, что говорит и как это влияет на аудиторию. Относительно «анимационности» он предполагает, что гениальные педагоги 30, 50 и даже 100 лет назад тоже были частично аниматорами — просто такого понятия еще не существовало. К сожалению, сегодня слово «аниматор» часто обесцениваются, приравнивая к шуту.

Но он считает, что учитель, обладающий театральностью, эмоцией, живой энергией – это не клоун, а харизматичный специалист. Он убежден, что детям все равно, ты «молодой специалист», или «ведущий методист Вселенной», но они точно запомнят, как ты их поддержал, удивил или рассмешил. Суть, по его мнению, не в том, что ты даешь, а в том – как. И если учитель умеет донести смысл красиво и вдохновенно – это и есть настоящий педагог.

Он вспоминает, что среди бывших коллег случался и до сих пор встречается скепсис – они продолжают поддерживать связь, и он ценит эти отношения. Некоторые считают, что стримы с учениками, игры, мемы, ссылки на комиксы или инфлюэнсеров – это несерьезно. Но он объясняет: это просто другой формат. Не игра ради игры, а игра как инструмент. Урок как спектакль, как диалог, как общее приключение – не развлечение, а способ привлечения и мышления. И если ребенок после занятия начинает спрашивать «а почему?», то для него это уже победа.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button