Экспертное мнение

«Укрзализныця» пытается компенсировать неконтролируемое увеличение расходов»: Владимир Гусак

Вопрос повышения тарифов на железнодорожные перевозки не в первый раз вызывает волну возмущения среди общественности и бизнеса. Это неудивительно, ведь «Укрзализныця» уже давно стала объектом критики из-за непрозрачности в принятии решений, ухудшения качества услуг и отсутствия четкой стратегии развития. Даже во время войны, когда государство нуждается в стабильности как никогда, компания демонстрирует нестабильность в своей финансовой политике и странные управленческие решения.

В этот раз в повестку дня снова встал вопрос повышения тарифов. Как отмечает генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак, «Укрзализныця» продвигает идею так называемого «сближения классов», обосновывая это необходимостью улучшения финансового состояния компании. Однако он обращает внимание на то, что подобные заявления базируются на ложных данных: Компания утверждает, что по итогам июля впервые с начала года получила негативный финансовый результат, и основной причиной является увеличение перевозок якобы убыточных грузов — железной и марганцевой руды.

В чем проблема?

«Если говорить на языке цифр, то общий объем перевозок «Укрзализныци» за 7 месяцев этого года вырос на 25,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это большая победа Украины и ВСУ, потому что это стало возможным благодаря открытию портов Большой Одессы.

Возобновление экспорта позволило увеличить объем производства украинских предприятий, в частности горно-промышленного комплекса. А это налоги, рабочие места, валютные поступления, а также объемы перевозок по железной дороге. Это увеличение выражается также и в доходах «Укрзализныци». За I полугодие 2024 по сравнению с I полугодием 2023 они выросли на 8,5 млрд грн. Или почти на 20%, что коррелируется с объемами роста перевозок», — подчеркивает Гусь.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Павел Верновский очертил причины слабого управления в Украине

Но здесь возникает парадокс: при росте доходов компания заявляет об убыточности, обосновывая это ростом затрат на перевозку руды. Как отмечает эксперт, если перевозка руды действительно убыточна, то при снижении объемов перевозок компания должна демонстрировать улучшение финансовых показателей. Однако произошло наоборот: сокращение перевозок привело к ущербу. То есть либо менеджмент «Укрзализныци» сознательно вводит в заблуждение власть и общественность, либо просто не понимает, как правильно анализировать финансовые показатели.

Где искать правду?

Владимир Гусак подчеркивает, что значительные противоречия в заявлениях «Укрзализныци» можно легко объяснить анализом расходной части:

«Особенно бросается в глаза просто яростный рост так называемых «прочих операционных расходов» — на 2,5 млрд грн или 80%!

Создается впечатление, что нынешнее руководство «Укрзализныци» откровенно не хочет контролировать и уменьшать расходы предприятия. Оно, возможно, считает, что во время военного времени это не должно быть приоритетом или просто не может эффективно управлять расходами.

Конечно, очень хочется увидеть расшифровку расходов компании и услышать объяснение менеджмента «Укрзализныци» по их росту. Потому что создается впечатление, что в лучшем случае этот рост затрат просто неконтролируем. Но недостаток контроля со стороны руководства «Укрзализныци» нельзя компенсировать за счет остальной экономики Украины. Ведь речь идет об экономической стабильности государства и работе предприятий ГМК и аграрного сектора, являющихся главными наполнителями бюджета и источниками валютных поступлений от экспорта».

Плохой сигнал для экономики

Повышение тарифов на железнодорожные перевозки в условиях нестабильности на многих рынках может стать роковым для многих предприятий. Остановка производств, сокращение рабочих мест и валютных поступлений может поставить под угрозу не только экономическую стабильность государства, но и жизнеспособность аграрного и горно-промышленного секторов.

«В условиях, когда на многих рынках сейчас очень неблагоприятная ситуация, повышение тарифов будет означать остановку производств на время, а некоторые и вовсе вынуждены будут закрыться. Соответственно, остановятся перевозки. Тогда руководство «Укрзализныци» на практике сможет проверить свои крайне противоречивое утверждение о то, что рост перевозок приводит к убыткам, а уменьшение – к прибылям», – резюмирует Владимир Гусак.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Европа не отдаст украинцев после войны: пессимистический прогноз Андрея Гайдуцкого

Учитывая все вышеперечисленные факторы, очевидно, что «Укрзалізниця» нуждается не просто в реформировании, а в полном изменении подхода к управлению. Следует сосредоточиться на эффективном контроле расходов, прозрачности в принятии решений и поиске новых возможностей для повышения прибыльности без ущерба для бизнеса и экономики страны. Но готово ли руководство компании к таким изменениям? На этот вопрос пока нет однозначного ответа.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button