Утрата авторитета учителя как системное явление: социальные факторы и влияние системы образования

В школьных коридорах сегодня уже не царит тишина уважения, а чаще раздается гул пренебрежения. Учитель, еще несколько десятилетий назад являвшийся фигурой безоговорочного авторитета, ныне нередко становится мишенью для оскорбительных прозвищ, съемок на телефон, травлю в соцсетях, а иногда и открытого физического насилия. Говоря о правах учащихся, система почему-то обходит такое понятие как уважение к учителю. Учебная свобода в некоторых школах давно превратилась во вседозволенность, а граница между учителем и «приколом» размыта до непристойности. Однако авторитет учителя не сгорел внезапно, а медленно шелушился, словно слой старой краски. Все это является симптомом более глубокой болезни, когда знания перестают цениться, а слабость становится поводом для приступа.
Классный террор: кто сломал авторитет учителя
Пренебрежительный и пренебрежительный тон в родительских чатах, а также безразличие чиновников, видящих в учителя только функцию, а не человека, постепенно превратили педагога из наставника, в служащего, который должен обслуживать аудиторию из 30 учеников.
Недавно в Ровно произошел тревожный случай, вызвавшего активное обсуждение в обществе. В 24-м лицее во время урока тринадцатилетняя ученица ударила своего учителя циркулем, потому что ей не понравилось, что он настаивал на том, чтобы она убрала телефон. Все произошло прямо в классе, на глазах других учащихся. Вызвали полицию, подключили ювенальную превенцию, психологическую службу, но департамент образования пока избегает детальных комментариев.
Идет проверка обстоятельств, ищущих мотивы поведения ребенка. Но следует понять, что это событие указывает не на случайность или локальный конфликт, а иллюстрирует глубокую и неприятную тенденцию. Учитель больше не является неприкосновенной фигурой в классе. Ситуация, когда педагог получает удар от ученика, стала возможной не потому, что в одной школе что-то пошло не так. Она стала возможной потому, что пренебрежение к учителю уже давно перестало быть диковинкой. И это показывают другие подобные случаи.
В киевской школе тоже было зафиксировано конфликт, вышедший за пределы обычного ученически-учительского спора. На уроке одна из учениц громко слушала музыку, несмотря на присутствие учителя и учебный процесс. После замечания со стороны учительницы ситуация обострилась и словесное напряжение переросло в физическое противостояние. По словам очевидцев, ученица агрессивно отреагировала, дошло до толчеи и оплеух. Этот инцидент стал еще одним примером того, как заостренными могут быть отношения между учениками и учителями в современной школьной реальности. Реакция ребенка на замечание учителя, заканчивающаяся физическим столкновением, свидетельствует о более глубоком разрыве между уважением к педагогическому труду и ощущением собственных границ со стороны учащихся.
В городе Покров на Днепропетровщине обычный день в школе завершился публичным скандалом. Все началось с конфликта между учеником восьмого класса и учителем иностранного языка, который впоследствии перерос в драку. Событие быстро получило огласку, потому что видео инцидента появилось в соцсетях. Участников установила полиция, но школа официально предпочитает молчать. Комментировать ситуацию директор лицея отказалась, а сам учитель не захотел говорить с журналистами.
О том, что между учеником и педагогом был не один конфликт, рассказал другой преподаватель лицея. По его словам, этот ученик систематически срывал уроки, высмеивал учителя и администрация об этом хорошо знала. По словам коллеги, ситуация длилась давно, и никакого эффективного реагирования на нее не было. В итоге есть очередная эскалация с физическим насилием.
Этот случай шокировал и тех, кто знал лично учителя. Преподавательница музыкальной школы, расположенной рядом, узнала его на видео и отметила, что всегда считала этого мужчину уравновешенным, сдержанным и профессиональным. Его реакцию она объясняет истощением и общим психологическим давлением. Со своей стороны, мать школьника тоже не пожелала высказаться, выбрав молчание.
Пока полиция выясняет детали, сам инцидент остается ярким примером того, что происходит, когда на школьные конфликты годами закрывают глаза. Учитель, ежедневно сталкивающийся с агрессией, рано или поздно оказывается в ситуации, где теряет контроль. И пока официальные лица играют в молчание, общество наблюдает, как школа постепенно теряет свою способность быть безопасной и контролируемой средой. Понятно, что речь не идет об одном конкретном уроке, сорванном из-за музыки или грубых слов. Такие поступки являются проявлением более глубокой проблемы, где педагог вынужден выдерживать систематическое давление и не имеет права на эмоцию. Когда такая реальность становится привычной, школа перестает выполнять одну из своих функций – обеспечивать пространство, в котором учат не только предметам, но и границам поведения.
Очевидно, что в обществе сформировалось ложное равновесие. Мы активно обсуждаем права школьников, их психологический комфорт, пределы допускаемого влияния со стороны педагогов. Но в этом разговоре постепенно исчезли другие важные темы — обязанности учащихся, уважение к старшим, ответственность за свои поступки. Простое правило о том, что учителя нельзя оскорблять, перестало восприниматься как нечто очевидное. Современная школа часто не имеет средств защитить собственных работников, поэтому педагог все чаще оказывается в ситуации, когда становится объектом словесной или даже физической агрессии.
Это не единичные случаи, а признаки большего кризиса. Учитель теряет свой статус не потому, что хуже преподает, а потому, что общество, не без помощи чиновников, постепенно размывает ценность его труда. Образовательное пространство, в котором педагог не может чувствовать себя в безопасности, перестает выполнять свою функцию. Школа больше не учит, если в ней разрешено унижать того, кто должен быть проводником знаний. И пока правоохранители выясняют детали подобных инцидентов, общество должно признать очевидное, что без авторитета учителя не существует ни авторитета образования, ни самого образования в целом.
Почему современный педагог становится жертвой насмешек
Травля учителей в школе является не импульсной затеей отдельного дебошира, а всегда игра в команде. Кто-то бросает первую насмешку, а другие, как гиены на запах крови, приобщаются: хихочут, подмигивают, сплетничают, подстрекают. И все смотрят не столько на учителя, а на его реакцию. Если разнервничался, закричал, бросил что-то резкое, то выходка удалась, как говорили персонажи книги Джоан Роуллинг.
Психологи утверждают, что такие дети не всегда злы, а часто бывают глубоко растеряны. Где-то у них дома беспорядок с границами. Один из родителей позволяет все, другой подавляет авторитаризм. И вот перед тобой школьник, который с утра до ночи живет между «можно все» и «ты ничего не стоишь». В классе ребенок начинает искать объект для выгрузки накопленной агрессии. Случается и так, что у ребенка есть психоэмоциональные нарушения, которые вовсе не дают ему чувствовать границы. И учитель, не умеющий себя защитить, становится не просто мишенью, а постоянной территорией боевых действий.
Но буллинг не всегда кричит, иногда он шепчет. Ученики шепчутся за спиной, что-то смешное прокатывается по классу, кто-то «случайно» заглядывает в личную жизнь педагога. И учитель стоит перед доской один против течения в воздухе хаоса. Учитель попадает в условную ловушку. Если начнешь нервно разбираться, ты проиграл. Если умолчишь, тебя еще добьют. Травить могут за язык, за вид, за интонацию, за ошибку. И только нейтральное объяснение, что все мы разные, может погасить агрессию, разоружая лучше мудрейших речи.
Но если ситуация достигла напряжения, нужно сделать паузу, остановив урок и дать всем остыть. И не целесообразно будет проводить нравственные учения, а выяснить, что помешало уроку. Контакт с «проблемными» учащимися строится не на постоянном контроле. А на простом бытовом доверии типа попросить о помощи, спросить о времени. Надо, показать ученикам, что учитель тоже человек, который стремится совместно прожить этот урок, а не отрабатывать его, как наказание. В свою очередь с физическим насилием мириться ни в коем случае нельзя. Здесь уж речь идет не о миссии учителя, а о вмешательстве специалиста. Психологи и родители должны найти причины агрессии и помочь ребенку.
Как видим, буллинг учителя нельзя рассматривать сквозь призму «плохих детей». Это настоящий сигнал о системе, давшей сбой. И именно поэтому противостоять ему может не только личная выдержка учителя, но совместная работа всей школьной экосистемы. Но начинается он с того, кто не боится посмотреть проблеме в глаза.
Без винтов: почему технические реформы не держат школу
Современная украинская школа уже давно выполняет гораздо больше, чем просто образовательную функцию. Она вынуждена становиться убежищем, точкой стабильности, а иногда единственным клочком привычной жизни среди ежедневного стресса, тревоги и последствий войны. Но это хрупкое пространство постоянно разрушается волнами агрессии, недоверия и безразличия. Иногда эти волны взрываются в громких конфликтах, потасовках, издевательстве или открытом сопротивлении учителям. Чаще это происходит тихо, в ежедневном унижении педагога, в усталости, которую никто не замечает.
В ответ на это общество все чаще воспринимает школу как пространство, требующее укрепления. Сегодня чиновники начали вести разговоры о введении охраны в школьных помещениях, установке кнопки тревоги и видеокамер. Но следует понять простую истину, что физическая безопасность не ограничивается рамкой на входе. Ее не обеспечит присутствие полицейского в коридоре. Если учитель ежедневно вынужден работать в атмосфере враждебности, где каждое замечание может закончиться агрессией или скандалом, ни одна техническая система не снимет внутреннее истощение.
Обычно реакция на школьные конфликты выглядит как быстрое осуждение или очередное поверхностное решение. Такой подход совсем не изменяет сути проблемы, потому что самое главное остается незамеченным. Учителя, которые терпят, потому что привыкли брать на себя не только учебную программу, но и чужие переживания, не отвечают на пренебрежение, потому что не имеют сил на дополнительную борьбу. В этом молчании кроется реальная угроза. Те, кто остаются, начинают постепенно удаляться. Об этом свидетельствует массовый отток учителей по профессии. Когда они действительно уйдут, вместе с ними школа потеряет гораздо больше, чем просто несколько педагогических ставок. Исчезнет сама способность обучающей среды формировать человека, а не просто отмечать присутствие в журнале.
Следует понимать, что школу определяют не стены, не техника и не инструкции. Ее создают люди. Если мы не научимся замечать их уязвимость с таким же вниманием, с которым мы замечаем нарушение дисциплины, мы потеряем тех, кто еще пытается удержать систему от окончательного распада. Такие громкие случаи с избиением учителей снова привлекли внимание к школьному насилию. Но в центре обсуждений оказался не сам конфликт, а нечто более глубокое — разрушенная среда, в которой существует современная школа, и в которой учитель постепенно теряет поддержку, уважение и элементарную безопасность.
Многие справедливо критикуют власть, управленцев, неэффективную политику Министерства образования и науки (МОН), которое заиграло в свои реформы, но проблема гораздо шире. Проблема потери авторитета учителя в глазах школьников часто объясняется поверхностно: мол, новое поколение не такое, как прежде, слишком свободное, пренебрежительное, не способное к дисциплине. Но такая точка зрения игнорирует главное – источник отношения ребенка к учителю нередко заложен как в самой школе, так и в семье. Именно дома дети впервые слышат, как родители комментируют работу учителей — часто с иронией, пренебрежением или даже открытым осуждением.
Когда мать или отец позволяют себе при детях шутить над учительскими ошибками, пренебрежительно кивать на «непригодных педагогов» или, что еще хуже, подвергать сомнению их оценки при ребенке, это формирует модель: учитель не является фигурой уважения. Когда родители прямо говорят, что учителя «ничего не могут», «только и ждут подарков» или «тупо срываются на детях», ребенок усваивает, что превосходство в отношении учителя — это норма.
К этому прилагается институциональный дисбаланс. Школьная администрация нередко оказывает давление на учителей, заставляя повышать оценки детям «влиятельных родителей» или тем, чья семья является спонсором школы. Именно такие случаи, когда учитель вынужден молча изменять выставленную им оценку, становятся для детей прямым сигналом: здесь нет справедливости, все решают не знания, а связи.
Учителя в таких условиях оказываются в уязвимой позиции. Они не могут открыто протестовать, потому что рискуют работой, а защищать свой профессиональный авторитет у них почти нет инструментов. Унижение, которое они испытывают в системе, становится для детей очевидным. А дети, как известно, очень быстро улавливают, кого можно не слушать и над кем можно насмехаться.
Следовательно, потеря уважения к учителю – не просто следствие детской распущенности или «современной морали», а цепная реакция на взрослое поведение. Пока родители будут демонстрировать пренебрежение к учителю на дому, а администрации школ будут потакать неравенства, навязывая педагогам правила игры, где важны не принципы, а выгода, говорить об авторитете учителя будет бесполезно.
Там, где родители не насмехаются, а сотрудничают с педагогами, где руководство школы не продает принципы за спонсорские взносы, а защищает достоинство учителя, дети учатся уважать не только его, но и саму идею знания. Уважение – это не требование к ребенку, это пример, который он видит каждый день. И если общество хочет воспитать образованное поколение, способное мыслить, оно должно научиться уважать тех, кто «сеет разумное, доброе и вечное».