Выборы в Германии: Киев готовится к худшему сценарию развития событий

Завтра, 23 февраля 2025 г., Германия проведет досрочные парламентские выборы, которые могут существенно повлиять на ее внутреннюю политику и международные отношения. неизбежными после распада коалиционного правительства Олафа Шольца в ноябре 2024 года, вызванного острыми спорами по бюджетной политике и растущим экономическим кризисом. По последним опросами, Христианско-демократический союз (ХДС) под руководством Фридриха Мерца лидирует с примерно 31% поддержки избирателей. Ультраправая партия «Альтернатива для Германии» (AfD) занимает второе место с 19%, опережая Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). Ее растущая популярность вызывает беспокойство среди западных политиков из-за угрозы радикализации политического ландшафта и возможного пересмотра внешнеполитического курса Германии.
Как известно, Германия занимает важную позицию среди стран, которые помогают Украине, уступая по объемам поддержки только Америке. Сотрудничество между Берлином и Киевом включает финансовую, гуманитарную и военную помощь, а также совместные проекты в энергетической сфере и восстановлении инфраструктуры. Результаты этих выборов могут повлиять на дальнейшую поддержку Украины, поскольку разные партии имеют отличные позиции по внешней политике и военной помощи.
Выборы проходят на фоне экономической рецессии и дебатов по поводу иммиграционной политики, что добавляет неопределенности к будущему политическому курсу страны. Европейский Союз и международные инвесторы внимательно следят по развитию событий, поскольку результаты голосования могут повлиять на экономическую стабильность и политическое единство Европы.
Досрочные выборы в результате кризиса
В ноябре 2024 года Германия столкнулась с политическим кризисом, когда распалась правящая коалиция – впервые за 75 лет. Правительство возглавляла Социал-демократическая партия (СДПГ) во главе с канцлером Олафом Шольцом, а в состав коалиции также входили партия Зеленых, представленная вице-канцлером Робертом Габеком и министром иностранных дел Анналеной Бербок, и Свободная демократическая партия (Во демократическая партия).
Одной из ключевых причин политического разлома стало увольнение Линднера с должности министра финансов, что повлекло за собой внутренний кризис и сделало дальнейшее функционирование коалиции невозможным. В результате президент Франк-Вальтер Штайнмайер объявил о роспуске парламента 27 декабря 2024 года и назначил досрочные выборы на 23 февраля 2025 года.
Политическое напряжение между партиями обострилось после решения Конституционного суда, запретившего правительству перенаправлять неиспользованные средства, первоначально выделенные на борьбу с пандемией COVID-19, на другие нужды. Канцлер Олаф Шольц и вицеканцлер Роберт Габек стремились использовать эти финансовые резервы для реализации программ развития, тогда как министр финансов Кристиан Линднер настаивал на соблюдении принципа «долгового тормоза», ограничивающего возможность правительства брать новые ссуды в мирное время.
Дополнительным фактором кризиса стало полномасштабное вторжение России в Украину, вызвавшее резкий рост цен на энергоносители и заставившее правительство пересмотреть расходы на оборону. Шольц настаивал на временном ослаблении «долгового тормоза» и привлечении дополнительных финансовых ресурсов, тогда как Линднер выступал за сокращение социальных расходов и сохранение жесткой бюджетной дисциплины. Это принципиальное расхождение в подходах к финансовой политике стало одним из ключевых факторов распада коалиции.
Выборы по «обрезанному» законодательству Бундестаг
В 2023 году Германия внедрила избирательную реформу, направленную на оптимизацию работы Бундестага и уменьшение его размера. Согласно Конституции, парламент должен состоять из 598 депутатов, однако из-за особенностей избирательной системы — двойное голосование, на два бюллетеня — их количество возросло до 736 в 20-м созыве. Это усложняло работу парламента и снижало вес каждого голоса при принятии решений.
Дело в том, что немецкая избирательная система традиционно сочетает мажоритарный и пропорциональный компонент. Каждый избиратель отдает два голоса: первый – за конкретного кандидата в одномандатном округе, второй – за партийный список. Распределение мест в парламенте определяется преимущественно по результатам голосования по партийным спискам, при преодолении партией 5% барьера.
Ранее, если партия получала больше мандатов в одномандатных округах, чем ей полагалось по пропорциональному распределению, другие партии получали дополнительные места для сохранения пропорциональности. Это приводило к увеличению общего числа депутатов. Реформа избирательной системы ограничила количество мест в Бундестаге до 630, вводя механизм, по которому прямые мандаты распределяются только тогда, когда они соответствуют доле голосов, полученных партией по спискам. Дополнительно, отменена норма, позволявшая партии, не преодолевшей 5% барьер, но получившей три мандата в одномандатных округах, формировать фракцию в парламенте. Эти изменения направлены на повышение эффективности работы парламента и обеспечение более справедливого представительства избирателей.
В целом страна поделена на 299 избирательных округов, каждый из которых охватывает около 250 тысяч жителей.
Очередность партий в бюллетене зависит от результатов прошлых выборов 2021 года. В Берлине первые позиции занимают СДПГ (SPD), Зеленые (Grüne) и ХДС (CDU), за ними следуют Левая партия (Die Linke), АдН (AfD) и ВДП (FDP). В то же время вновь созданное объединение Сары Вагенкнехт (BSW) стоит лишь на 16-м месте.
Экономические трудности оказывают значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Германии, особенно в контексте поддержки Украины. Различные варианты коалиций — от Большой коалиции между ХДС/ХСС и СДП до возможного союза с Зелеными — будут определять уровень поддержки Украины, в частности в военной сфере и передачи дальнобойных ракет. Поскольку ХДС/ХСС лидирует на выборах, вероятно, новым канцлером станет их кандидат, Фридрих Мерц. Партии ХДС/ХСС и Союз 90/Зеленые могут поддержать увеличение оборонных расходов с 2 до 3,5% ВВП, что считается важным для укрепления европейской безопасности и помощи Украине. В то же время правопопулистская партия АдН, вероятно, будет выступать против увеличения расходов и будет придавать приоритет соблюдению фискальной дисциплины, что усложнит пересмотр политики по государственному долгу.
Кроме того, для Украины важны вопросы сокращения использования российского сжиженного природного газа и передача замороженных российских активов.
Как выборы в Германии повлияют на Украину
Экономические трудности в настоящее время существенно влияют на политический курс Германии, в частности, это касается и поддержки Украины.
Поскольку на выборах лидирует блок ХДС/ХСС, их кандидат Фридрих Мерц имеет высокие шансы возглавить правительство. В случае коалиции между ХДС/ХСС и «Зелеными» может быть принято решение об увеличении оборонных расходов с 2 до 3,5% ВВП, что будет способствовать укреплению европейской безопасности и расширению помощи Украине. В то же время правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдН), вероятно, будет выступать против таких изменений, подчеркивая соблюдение фискальной дисциплины и ограничение государственного долга, что может осложнить принятие решений в этом направлении.
Для Украины также остается важным вопрос уменьшения зависимости от российского сжиженного природного газа и возможность передачи замороженных российских активов. В этом контексте позиция таких стран, как Бельгия, Франция, Испания и Нидерланды может повлиять на принятие соответствующих решений. Формирование нового правительства в Германии открывает новые возможности для продвижения этих инициатив на европейском уровне, что может иметь веские последствия для нашей страны.
Чего нам ждать от Мерца?
Фридрих Мерц, лидер Христианско-демократического союза (ХДС) и кандидат в канцлеры Германии, неоднократно высказывался в поддержку Украины. В декабре 2024 года во время визита в Киев он заявил о поддержке предоставления Украине дальнобойных вооружений, способных добиваться военных целей на территории России. В январе 2025 года, на западе в Берлине, Мерц пообещал, что прекращение войны России против Украины и достижение мира станут одними из главных приоритетов его правительства, если он вступит в должность канцлера.
В то же время Мерц выражал обеспокоенность заявлениями президента США Дональда Трампа об Украине, называя их «классической заменой преступника на жертвуирусским нарративомОднако в декабре 2024 года Мерц также заявил, что для отправки немецких миротворцев в Украину нуженмандат, не вызывающий возражений, в соответствии с международным правом«, и выразил желание, чтобы этот мандат был согласован с Россией».
Кроме того, Мерц предлагал изменить политику по предоставлению Украине крылатых ракет Taurus, предложив передать их Великобритании в обмен на поставку Украине ракет Storm Shadow.
Относительно украинских беженцев, Мерц выражал мнение о необходимости сокращения социальной помощи, переведя вновь прибывших изпомощи для граждан· на помощь, предусмотренную законом о помощи искателям политического убежища.
В целом, позиция Фридриха Мерца по отношению к Украине характеризуется поддержкой в военной сфере и стремлением к достижению мира, однако содержит определенные противоречивые моменты, в частности по участию немецких миротворцев и социальной помощи беженцам.
Находящаяся под наблюдением спецслужб партия
Многие вопросы среди западных политиков вызывает «Альтернатива для Германии» – правопопулистская и евроскептическая партия, которая, несмотря на многочисленные скандалы, в последнее время существенно укрепила свои позиции в немецкой политике. Если она получит значительное представительство в Бундестаге после досрочных выборов, это может иметь серьезные последствия как для внутренней политики Германии, так и для ее международных обязательств, в частности, в отношении Украины.
Известно, что АдН выступает против военной помощи Киеву и продвигает идею налаживания отношений с Россией. Ее представители регулярно призывают к уменьшению поддержки Украины, прекращению поставок оружия и даже отмене санкций против РФ. Усиление влияния этой партии может осложнить принятие решений по военной помощи и дальнейшим санкциям.
Партия критикует европейскую интеграцию и выступает за ослабление влияния Брюсселя на национальную политику Германии. Рост ее влияния может подорвать стабильность Европейского Союза, играющего на руку Москве и другим противникам европейского единства.
АдН известна своей радикальной риторикой, включающей антииммиграционную и националистическую политику. Она уже находится под наблюдением Федеральной службы по защите Конституции как потенциально экстремистская политическая сила. Ее прохождение в Бундестаг в сильных позициях может способствовать радикализации политического дискурса в стране.
Представители АдН неоднократно демонстрировали пророссийские взгляды, выступая за снятие санкций и возобновление экономических связей с Москвой. Некоторые даже посещали временно оккупированные территории Украины, что ставит под вопрос их лояльность к демократическим ценностям. При значительном представительстве этой партии в парламенте политический курс Германии может существенно измениться в пользу Кремля.
АдН выступает против увеличения расходов на оборону и модернизации Бундесвера, что может притормозить процесс укрепления европейской безопасности. Это может стать серьезным препятствием для дальнейшей поддержки НАТО и инициатив ЕС.
Ввиду этих факторов рост популярности АдН несет серьезные вызовы как для внутренней политики Германии, так и для европейской безопасности в целом. Ее пророссийская риторика и антиукраинские заявления делают ее одной из самых опасных политических сил в современном немецком политическом ландшафте.