Социальная

Высшее образование между академией и казармой: новая роль студента в военном государстве

С сентября 2025 г. украинские студенты столкнутся с новой реальностью, в которой базовая общевойсковая подготовка станет обязательной частью учебного процесса. Она будет включать как теоретические занятия в образовательных учреждениях, так и практические тренировки в военных частях и центрах. По информации Министерства обороны, отказ от прохождения практической части приведет к вычету из вуза. Это новшество уже вызывает общественный резонанс. Одни считают, что в условиях войны такая подготовка жизненно необходима. Другие утверждают, что это нарушает свободу выбора студентов и изменяет самую сущность образования. Некоторые видят в этом шаг к милитаризации молодежи, а кто-то верит, что это попытка государства сформировать базовую обороноспособность населения. Граница между безопасностью и свободой в Украине становится все менее ощутимой, и именно сейчас стоит задуматься, не теряем ли мы больше, чем получаем.

Внедрение нового этапа реформы военной подготовки

В сентябре 2025-2026 учебного года в учреждениях высшего образования Украины внедряется новый этап реформы военной подготовки – обязательная базовая общевойсковая подготовка (БЗИН) для студентов. Этот шаг реализуется на основании изменений в Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», подписанных Президентом Украины 15 января 2025 года и должен стать ключевым элементом в формировании новой системы обороноспособности государства.

БЗВП стане частью учебного процесса в высших учебных заведениях, которая будет включать 300 академических часов, из которых 90 часов отведено на теоретическую подготовку в вузах, а 210 часов займет практический курс в учебных центрах Вооруженных сил Украины. Теоретическая часть будет интегрирована в учебный план как отдельная дисциплина, а практическая будет проводиться во время каникул. К преподаванию будут привлекаться ветераны войны и бывшие военнослужащие, имеющие опыт, соответствующее образование и физическую подготовку.

Подготовка будет включать обучение по тактике, основам военной дисциплины, к медицинской помощи, психологической устойчивости, международному гуманитарному праву, а также навыкам обращения с оружием. Значительное внимание будет уделяться практическим упражнениям: стрельбе, ориентированию на местности, основам выживания в условиях боевых действий и работе с боевым вооружением, включая автоматы, пулеметы и гранатометы. Программа подготовлена ​​с учетом вызовов военного времени и адаптирована на основе опыта европейских стран, таких как Израиль и Норвегия. Ее цель состоит в повышении уровня личной и национальной безопасности, формировании у студентов базовых военных навыков и сознательной готовности к защите государства. Следует отметить, что студенты, которые учатся на базе полного общего среднего образования, будут проходить БЗИН на втором году обучения. Те, кто поступил после получения образовательной степени младшего бакалавра или профессионального младшего бакалавра, начнут подготовку уже с первого курса. Программа включает как студентов дневной, так и дуальной формы обучения.

Следует отметить, что всем студентам предусмотрена обязательная теоретическая часть. Практический компонент обязателен для мужчин, пригодных к службе по состоянию здоровья. Женщины смогут приобщиться к практическим занятиям исключительно по собственному желанию, при взятии на военный учет и прохождении военно-врачебной комиссии (ВЛК). Мужчины, которые признаются подходящими, но отказываются проходить практическую часть будут отчислены из университета согласно действующему законодательству.

После завершения курса студент приносит присягу, получает сертификат и военно-учетную специальность. Это позволяет избежать обязательной срочной службы, предусмотренной для мужчин от 18 до 25 лет. Кроме того, прохождение БЗИН станет необходимым условием для трудоустройства на государственную службу, в органы местного самоуправления и прокуратуру. Перед практической подготовкой все участники будут проходить медицинское обследование. Лица, признаваемые по результатам медицинского осмотра непригодными к военной службе, будут освобождаться от прохождения практического этапа. В то же время, следует отметить, что изменения в законодательство не предусматривают принудительной мобилизации студентов до достижения ими 25-летнего возраста. Добровольно присоединиться к службе на контрактной основе могут как юноши, так и девушки от 18 до 25 лет.

Внедрение БЗИН вызывает активное общественное обсуждение, ведь образование, которое должно оставаться пространством для развития мышления, все больше подчиняется целям безопасности. На фоне растущей милитаризации молодежи возникает вопрос о балансе между правами человека и интересами государства, который все труднее сохранять в условиях войны. Чиновники настаивают на том, что цель курса – не милитаризация, а преодоление страха. «Мы хотим, чтобы люди перестали бояться таких слов, как униформа, ружье, полигон, — утверждает заместитель министра образования Михаил Винницкий. Такая подача звучит почти терапевтически: якобы государство просто заботится о психологическом благополучии молодежи. Однако, когда речь идет не о добровольном выборе, а о жестком «или проходишь практику, или вылетаешь из университета», трудно говорить о преодолении страха. И пока студентов заставляют преодолевать фобию перед оружием под угрозой отчисления, остается открытым вопрос, почему те, кто внедряет эти курсы, не последуют примеру стран, на которые ссылаются. В том же Израиле или Норвегии военная подготовка является общенациональным делом, без привилегий для «избранных». Там дети политиков и бизнесменов служат вместе со всеми. В Украине же лозунги о патриотизме звучат громко, но часто остаются лозунгами только для простых людей. Потому что именно страх является единственным, что действительно пытаются преодолеть массово. Но почему-то только у тех, кто не имеет должностей и доступа к служебным кабинетам.

Несмотря на заявления Министерства обороны о том, что студенты, которые откажутся от прохождения практической части военной подготовки, будут отчислены из вузов, юридическая реальность выглядит несколько иначе. Статья 53 Конституции Украины провозглашает обязательность полного общего среднего образования и обязывает государство обеспечить доступность и безвозмездность образования на всех уровнях в государственных и коммунальных учебных заведениях. Это включает не только школьное, но и дошкольное, профессионально-техническое, высшее и последипломное образование, а также развитие различных форм обучения и предоставления стипендий и льгот. В то же время, законодательство о высшем образовании четко определяет перечень оснований для отчисления. Это может быть собственное желание студента, академическая неуспеваемость, нарушение условий договора с университетом или другие случаи, прямо предусмотренные законом.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Когда удобство – не для всех: гендерное неравенство в дизайне и технологиях

Однако среди этих оснований нет ни одного упоминания об отказе от базовой общевойсковой подготовки. Ни Закон Украины «О высшем образовании», нет Закон «О воинской обязанности и военной службе», ни соответствующая постановление Кабмина №734, регулирующей прохождение БЗИН, не содержат положений, позволяющих отчислять студентов за отказ от участия в этом курсе. Более того, даже Закон № 4197–IH, принятый специально для урегулирования новых норм по БЗИН, также не предусматривает таких санкций. Это означает, что публичные заявления чиновников пока не имеют под собой никакой законной основы. Так что возникает крайне тревожная ситуация, когда государственные институты оперируют не нормами права, а политическими месседжами. И если уж говорить о «преодолении страха», как предлагают чиновники, возможно, следует начать с преодоления страха перед правовой ответственностью за превышение своих полномочий, потому что закон не является опцией, которую можно трактовать по своему усмотрению.

От НПП к БЗИН: эволюция военного образования в Украине.

Интересно, что базовая общевойсковая подготовка, которая стартует осенью 2025 года, преподносится как нечто принципиально новое. Однако это отнюдь не первая попытка интегрировать элементы военной подготовки в украинское образование. До этого в Украине уже действовала система учебной военной подготовки (НПП), которая существовала годами, хотя и в более мягком формате, без громких заявлений об отчислении и полигонной дисциплине.

НПП, известное многим еще с советских и постсоветских времен, было попыткой заложить базовые знания по обороне государства еще на уровне школы или университета. Положительной стороной этой подготовки было то, что она не создавала иллюзии армейской жизни, но все же давала базовое представление о гражданской обороне, основах военного дела, первой медицинской помощи, а иногда даже стрельбу. Для многих это было первое и единственное прикосновение к теме защиты страны, хотя частично готовившей к реальности в условиях войны. Но, несмотря на добрые намерения, НПП имело немало проблем. Часто ее проводили формально, с минимальным привлечением и без подлинной практики. Уроки были устаревшими, методика оказалась негибкой, а мотивация студентов оставалась почти нулевой. На практических занятиях учились чаще «как не уснуть», чем как стрелять.

Во многих случаях военная подготовка превращалась в дополнительную нагрузку без понятного смысла. НПП осталось в памяти студентов скорее как нечто бюрократически-ритуальное, а не действительно полезное. Ее опыт показал: если военное образование не имеет практического смысла, мотивации и прозрачных правил, то оно не работает. Нынешняя реформа имеет шанс стать чем-то качественно другим. Но только при одном условии, если оно действительно будет действенным, добровольным по своей сути и мотивированным не страхом, а ответственностью. И главное, если уроки НПП будут не забыты, а осмыслены.

Мировые модели сочетания образования и военной подготовки: уроки для Украины

В вопросе сочетания образования и военной подготовки Украина вовсе не пионер. Многие страны мира уже давно интегрировали армейскую составляющую в учебный процесс, но каждая сделала это по-своему, с учетом национальных ценностей, политической культуры и уровня доверия к государству.

Израиль, является известнейшим примером этого. Там проходят военную подготовку и служат все без исключения, включая детей чиновников, айтишников, артистов и будущих стартаперов. Высшее образование в Израиле часто начинается только после армии, поэтому молодежь приходит на обучение уже с дисциплиной, ответственностью и четким пониманием, что государство не абстракция. Важно, что там нет двойных стандартов: там служба не воспринимается как привилегия или наказание, а общее дело.

Финляндия является еще одним примером государства, сочетающего высокий уровень образования и гибкую модель оборонной подготовки. Там студенты могут проходить военную службу по гибридной модели: частично во время учебы, частично летом. В то же время, государство гарантирует поддержку студенту, а не ставит ему ультиматум.

Швейцария реализует уникальную концепцию «вооруженного гражданина». Практически каждый человек проходит военную службу и держит орудие дома. Но параллельно с этим работает глубоко обмысленная система военного образования в гражданской среде. Высшая школа не становится казармой, но не отстраняется от оборонной культуры.

США имеют собственный формат, который воплощен в программы Reserve Officers’ Training Corps (ROTC), работающие во многих университетах. Студенты добровольно выбирают военный трек и получают за это льготы, стипендии, карьерные возможности. Важно понимать, что здесь добровольность настоящая, а какие-либо виды принуждения отсутствуют.

Украине не нужно слепо копировать Израиль или Финляндию, ведь у нас свой путь. Также делать вид, что мы придумали велосипед, тоже не стоит. В мире существуют доказанные временем вещи: армия не работает на страхе, а образование не выживает в атмосфере принуждения. Если мы уже строим собственную модель, то пора сделать это без самообмана. Военная обязанность не должна быть селективной, как где-то на VIP-вечерке. Если страна готовится к защите, должны готовиться абсолютно все без исключения. Дело в том, что в странах, на которые мы так любим ссылаться, не существует понятия «неприкосновенный студент». Там служат все – от сына депутата до будущего ученого. А у нас, к большому сожалению, все еще легко догадаться, чей ребенок точно не окажется на полигоне. Чиновникам следует понять, что такое притворное «равенство» оскорбительно для общества и смертельно для доверия к государству.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Трудовые мигранты в Украине: спасение экономики или угроза нации

Но кроме вопроса равенства, не меньше вызывает сомнений и нынешняя модель подготовки, а именно насколько она эффективна и безопасна для системы образования. Поскольку, несмотря на громкие обещания и патриотические месседжи, новая система несет в себе ряд серьезных рисков и угроз. Все, что представляется как «программа национального значения», заслуживает особого внимания и трезвую критику. Базовая общевойсковая подготовка для студентов выглядит на бумаге ответом на вызовы времени. Но в действительности она может стать еще одной недореформированной системой с громким стартом и тихим саботажем.

Первый и самый очевидный риск заключается в превращении учебного процесса в дисциплинарное давление. Формулировка типа «отказ — и тебя отчислят» звучат не как приглашение к подготовке, а как запугивание. Выходит, у нас официально запускается государственная программа, которая уже с первых заявлений вступает в конфликт с законами. Это не просто трещина в системе, а сигнал о правовой анархии.

Второй риск проявляется в имитации подготовки вместо реального результата. До сих пор нигде не указано кто, где и за какие ресурсы будет проводить практическую часть программы. По официальным подсчетам Министерства обороны, полная подготовка одного студента в рамках программы БЗИН обойдется государству примерно в 82 тыс грн. Впрочем, реальность выглядит гораздо скромнее. Министерство образования заявляет, что имеет на реализацию программы 62 млн. грн. В то же время, Министерство финансов уточняет: эта сумма предусмотрена на подготовку 67 тысяч студентов. В то время как общее количество участников ожидается не менее 100 тысяч. Если поделить 62 млн. на фактическое количество студентов, то на каждого приходится около 920 грн. И это при задекларированной потребности в 82 тысяч. Поэтому есть разница, что не просто цифры, а зеркало того, как легко можно завести систему в тупик: курс есть, но денег на его реализацию не хватает.

Состояние подготовки к нововведению самих университетов, преподавателей и воинских частей тоже не изучено. Создается впечатление, что студентов ждет условная «показуха» продолжительностью в 300 часов, где вместо стрельбы нужно будет просматривать слайды, а вместо реально приобретенных навыков будет просто галочка в зачетке. Если эта подготовка сведется к формальности, то очевидно, что в ней нет никакой пользы, а лишь ряд очевидных дополнительных проблем.

Не стоит забывать и о кадровом качестве. Министерство обороны Украины утверждает, что молодежь будут учить мотивированные ветераны, прошедшие войну, имеющие опыт и желание передавать знания, и это действительно здорово. Однако если на места массово придут те, кто сам от армии держался подальше, но получил «корочку преподавателя БЗИН», то студенты почувствуют фальшь за первые 10 минут занятия.

Также внедрение данной программы неизбежно вызовет углубление социального неравенства. Уже сейчас очевидно: кто-то пройдет все полигоны и примет присягу, а кто-то «легко» избежит практики по медицинским справкам или служебным связям.  Интересно, что на такую ​​вероятность указывает сам заместитель министра образования Михаил Винницкий, мол, принудительный характер таких курсов создает благоприятную среду для коррупции, ведь у студентов, не желающих проходить практику, может появиться стимул «решать вопрос» неофициально. Так что государство подобными заявлениями чиновников само подписывается в неспособности бороться с коррупцией и контролировать собственные нововведения.

Однако общество наиболее смущает перекос в самом понимании образования. Когда главным критерием успешного студента становится не академический успех, не проекты, не исследования, а умение разобрать автомат, мы рискуем потерять вузы как пространство развития критического мышления. Нация, желающая побеждать в будущем, должна не только уметь стрелять, но и иметь умных специалистов в разных отраслях. И если университет перестает быть мысленным пространством, он быстро превращается в филиал министерства обороны.

Однако речь не идет о призыве отменить БЗИН, это лишь попытка указать на слабые стороны программы. Не стоит ведь делать из нее очередной эксперимент на людях. Если хочешь научить, то не начинай с угроз. Иначе мы имеем очередную ситуацию, когда министерства вновь создают громкую реформу, которая заглохнет в болоте украинской реальности, где-то между актовым залом, фотоотчетом и служебным кабинетом.

Также непонятно, почему чиновники путают мотивацию с принуждением. Человека, которого заставляют служить, вряд ли чему научат, а скорее просто ломают. И такой человек никогда не станет опорой обороны, а скорее угрозой внутри системы. В армии эффективны те, кто знает, ради чего и зачем они там. И это сознание не рождается под давлением ультиматумов вроде «стреляй или лети с вуза». Не следует забывать, что закон нельзя заменять желанием чиновника. Если отчисления за отказ от БЗИН не прописаны ни в одном действующем законе, то никакие пресс-конференции не делают это легитимным. Студенты должны понимать правила игры, а не жить в тумане министерских толкований. Иначе вся эта конструкция посыплется от первого иска в суде, и будет больно всем.

И самое главное: образование не должно превращаться в казарму. Все мы прекрасно понимаем, что сегодня живем в продолжительной и кровавой войне. Конечно, подготовка молодежи критически важна при таких обстоятельствах. Однако университеты не передовые, а среда, где должны расти специалисты, поэтому к этому процессу следует подойти разумно и взвешенно.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button