«Замечаний не поступило»: в Минобрнауки ответили на петицию об отмене новой системы оценивания учащихся

Образование в Украине претерпело серьезные изменения под влиянием войны, что существенно отразилось на качестве обучения детей. Временные перемещения, дистанционное обучение, нехватка учебников и психологические вызовы сделали процесс получения знаний более сложным, чем когда-либо. Однако вместо того, чтобы создавать более комфортные условия для учителей и школьников, Министерство образования и науки Украины (МОН) вводит новые реформы, возмущающие учителей и родителей.
Наиболее резонансным стало принятие новой системы оценивания результатов обучения для учащихся 5-9 классов, которая впервые с 2011 года пересматривает подходы к оценке знаний. набрала необходимые 25 тысяч подписей и вынудила правительство официально отреагировать.
Новые рекомендации по оценке учащихся
В августе 2024 года МОН утвердил новые рекомендации по оценке учащихся, изменивших саму логику выставления баллов. Вместо традиционной проверки конкретных задач и знаний теперь оценивать имеют группы результатов обучения, включающие знания, навыки, отношение и ценности.
Новые рекомендации по оценке, утвержденные Министерством образования и науки 2 августа 2024 года, стали первыми обновлениями с 2011 года. Согласно разъяснениям МОН, учителя теперь будут оценивать не отдельные задачи, а группы обучающих результатов, охватывающих знания, навыки, отношение и ценности.
Ранее, согласно критериям 2011 года, основной упор был сделан на воспроизведении знаний. Если учащийся демонстрировал определенный уровень усвоенного материала, это могло считаться высоким достижением. Однако новый подход, основанный на концепции «Новой украинской школы» и Государственного стандарта базового среднего образования, утвержденного в 2020 году, учитывает не только знания, но и умения, ценности и отношение. Это означает, что оценка будет более комплексной, а при выполнении одной задачи учитель может оценивать несколько навыков одновременно.
Новые критерии предполагают использование различных типов задач, соответствующих уровням сложности по таксономии Блума. На начальном этапе учащиеся должны распознавать, напоминать и воспроизводить информацию. Далее задачи усложняются: предполагают выделение важных деталей, изложение своими словами, анализ и обобщение.
Каждый уровень 12-балльной шкалы оценивания определен с учетом сквозных умений, среди которых чтение с пониманием, способность выражать собственное мнение в устной и письменной формах, критическое и системное мышление, умение логически обосновывать свою позицию. Кроме того, работа с информацией стала неотъемлемой частью каждой сферы образования. Учащиеся будут учиться анализировать и использовать текстовую, визуальную и другую информацию не только на уроках языка, но и при изучении математики или искусства.
Новая система оценивания учитывает таксономию Блума, где задачи постепенно усложняются: от простого упоминания фактов до более глубокого анализа и синтеза знаний. В то же время оценки основаны на сквозных умениях, таких как:
- чтение с пониманием;
- умение выражать собственное мнение устно и письменно;
- критическое и системное мышление;
- способность логически обосновать свою позицию.
Эти изменения выглядят современно и прогрессивно, однако их практическая реализация вызвала шквал критики со стороны учителей и родителей.
Петиция учителей и родителей
Педагоги и родители написали петицию, которая опубликована на сайте правительства В ней отмечается, что новая система оценивания создает дополнительную бюрократическую нагрузку, которая усложняет преподавание. Учителя вынуждены не просто оценивать знания, а составлять более сложные отчеты, детализировать оценки по разным критериям и выписывать справочные объяснения.
Авторы петиции, набравшей 25 тысяч голосов, требуют отмены изменений, поскольку они:
- усложняют работу учителей, заставляя их тратить больше времени на оформление документации, а не на преподавание;
- не способствуют реальному улучшению знаний учащихся, ведь формальный анализ навыков не всегда отражает фактический уровень знаний;
- не отвечают реалиям учебного процесса, особенно в условиях войны, когда многие дети учатся дистанционно или в нестабильных условиях.
Вместо того чтобы адаптировать образовательную систему к сложным условиям, МОН, по словам учителей, наоборот усложняет их работу, что отрицательно сказывается как на качестве преподавания, так и на учебных достижениях школьников.
Как отреагировало МОН
Министерство образования и науки предоставило ответ на петицию, отметив, что система оценки еще находится в процессе апробации. Ведомство утверждает, что в течение 2023-2024 учебного года новые подходы испытывались в 145 школах, и в ходе этого тестирования «замечаний по увеличению бюрократической нагрузки не поступало».
«При проведении апробации учителя отмечали, что предложенные процедуры и критерии оценки создают предпосылки для индивидуализации обучения и позволяют качественно спланировать индивидуальную работу с учащимися.
Замечаний от педагогов относительно дополнительной бюрократической нагрузки в связи с введением новых подходов к оценке знаний не поступало», – говорится в тексте ответа на петицию.
В МОН считают, что реформа позволяет лучше индивидуализировать подход к обучению, ведь оценка основывается на реальных умениях ученика, а не просто на способности воспроизводить заученные знания. Несмотря на это, министерство пообещало разработать дополнительные разъяснения для учителей, чтобы сделать процесс оценки более простым.
Однако такой ответ не удовлетворил многих педагогов, считающих, что реальные вызовы, с которыми они сталкиваются в классах, недостаточно учтены при разработке реформы.
Реформа поможет или усложнит образовательный процесс
На первый взгляд, компетентностный подход к оценке выглядит современным и прогрессивным. Он стремится помочь учащимся не просто заучать факты, а применять знания на практике, критически мыслить и строить собственную позицию.
Однако на практике реформа вызывает многие вопросы:
- Готовы ли учителя к новым требованиям, если они не получили достаточно методических объяснений?
- Как оценивать ценности и отношение, если это субъективные понятия?
- Не превратится ли оценка в дополнительное бремя, что будет усложнять обучение, а не улучшить его?
Педагоги подчеркивают: реформа может быть полезна только тогда, когда ее будут внедрять постепенно, с четкими объяснениями, упрощенной документацией и возможностью адаптации к реалиям военного времени.
Сейчас реформа оценивания больше похожа на эксперимент, в котором педагоги выступают в качестве тестировщиков, а школьники – испытуемых. И если МОН не изменит свой подход, негативная реакция педагогов может только усилиться, а качество учебного процесса – наоборот, ухудшиться.